Статья Проблемы взаимопонимания и взаимодействия между учителем и учеником
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ
Крюкова Е.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», п.г.т. Уренгой Пуровского района
Проблема взаимоотношений между учителем и учеником в подростковом возрасте встает необычайно остро. Именно в этот период между ребенком и взрослым могут существенно испортиться отношения, даже если до этого они были вполне благополучны.
Школьники часто говорят, что многие учителя не знают и не понимают своих учеников, не интересуются их внутренним миром, заботами и переживаниями, не учитывают их возрастных интересов. Очень многие отмечают необъективность педагогов: одних учеников они постоянно хвалят, других постоянно ругают; и даже если ученик меняется (в ту или иную сторону), мнение учителя о нем остается прежним. Выделяются следующие особенности поведения учителей, которые, с точки зрения учащихся, препятствуют нормальному процессу общения двух сторон, а именно: невыдержанность учителей, недоверие к ученикам, применение авторитарных методов воздействия. Среди высказываний учащихся встречается и мнение о том, что учителя слишком уверены в собственной непогрешимости и никогда не признают своих ошибок.
Любая проблема, возникающая в процессе обучения, всегда становится поводом для раздумий и поисков её разрешения. Размышляя, обсуждая, анализируя и пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, мы стоим перед выбором сразу нескольких решений, часто не зная какой из них наиболее верный. Задействовав весь свой опыт, как практический, так и теоретический, мы подключаем и работу подсознания, приводя веские основания для выбора того или иного варианта. Проходит определённое время и из множества мелких доводов и как бы случайных событий, проблема разрешается сама собой, создаётся впечатление, что она сложилась, как картина из мозаики, однако каждая её деталь в отдельности была и является нашим собственным действием, знанием результатом всего приобретённого нами жизненного опыта.
Сложность воспитательного процесса в подростковый период во многом определяется тем, что акцент в это время должен делаться на процесс самовоспитания, контролируемый воспитателями в ненавязчивой форме. В противном случае воспитательные воздействия не только не возымеют эффекта, но могут привести к прямо обратному результату.
Немаловажный фактор, от которого зависит эффективность педагогического взаимодействия, - это умение видеть и определять перспективу развития ученика, умение всегда ощущать пульс его самодвижения, одновременно видеть диалектику не только его, но и собственного развития. Для контролирования процесса самовоспитания педагогу необходимо учитывать внутреннюю позицию подростка — его отношение к тому объективному положению, которое он реально занимает в жизни, и к тому положению, которое он хочет занимать. Внутренняя позиция обусловливает отношения ребенка к окружающим и к самому себе. Через внутреннюю позицию, как через призму, преломляются воздействия окружающей среды. Педагогу очень важно учитывать, что какие бы требования он ни предъявлял подростку, они не будут действенны до тех пор, пока не станут собственными требованиями ребенка по отношению к самому себе. Последнее же произойдет в том случае, если выполнение соответствующих требований дает возможность подростку занять то положение, к которому он стремится, т. е. соответствующее его внутренней позиции. Таким образом, педагогические воздействия в подростковом возрасте не могут строиться без учета внутренней позиции ребенка. Более того, порой для достижения поставленной воспитательной задачи педагогу необходимо понять и перестроить внутреннюю позицию подростка.
Следующим важным фактором, обусловливающим эффективность процесса педагогического взаимодействия, является, безусловно, понимание и осознание учителем индивидуальности ученика. Индивидуальный подход следует осуществлять, не только учитывая психологические особенности и способности ученика, но и его возрастные показатели, которые обусловлены умственными, физиологическими, психическими и другими критериями. Другими словами, взаимоотношения между учителем и его учеником претерпевают существенные изменения по мере взросления воспитанника, постепенно переходя от активного контроля и руководства к равноправному сотрудничеству. Вполне естественно, что отношения, которые складываются в детском возрасте, видоизменяются в старшем возрасте.
Значимым фактором, влияющим на процесс педагогического взаимодействия, является наличие этического и нравственного потенциала в отношениях между учителем и учеником. Этика межличностного отношения, на мой взгляд, является одним из главных факторов, определяющих динамику всего процесса педагогического взаимодействия, без данного фактора все остальные могут потерять свою дидактическую значимость. Отношения понимания и взаимного уважения складываются не только при наличии общности интересов, не только с помощью целенаправленного познания-понимания личности ученика, изучения всех тонкостей и особенностей его индивидуальности, но и на основе соблюдения этики межчеловеческого общения.
Культура слова, поведения, общения, умение чувствовать и находить в своих отношениях с учеником то необходимое равновесие между чувством и разумом, в целом оказывает самое позитивное влияние на процесс формирования взаимоотношений между педагогом и его воспитанником. Для того чтобы занять позицию равноправного субъекта воспитания педагогу необходимо быть принятым учеником, стать значимым, личностно-авторитетным. И трудность определяется тем, что данный авторитет заслуживается с помощью собственных усилий в течение всего периода общения с воспитанником, причем перед каждой отдельно взятой личностью ученика. Педагогическая профессия предполагает не только знание предмета, но и мастерство его непосредственной передачи, для которого наличие человеческой культуры, нравственности и этики играет большую роль.
Последним дидактически ценным фактором может стать утверждение межличностного диалога в качестве основополагающего принципа педагогического взаимодействия, который регламентирует деятельность учителя и ориентирует его на реализацию идей гуманных, равноправных, субъект-субъектных взаимоотношений. Чтобы научить, воспитать и развить ученика необходимо, прежде всего, его понять, проникнуться его мыслями и помочь ребёнку не только раскрыть свой потенциал, но и успешно социализироваться в современном ему обществе.
Идеи о межличностном общении, основанном на принципах гуманизма, имеют особое значение, так как, основываясь на них можно прийти к истинному взаимопониманию между педагогом и учеником, осуществить переход от доминирующего монолога к творческому диалогу. Ещё древние мудрецы рассматривали гуманность межчеловеческого общения как проявление добродетели, сдержанности, умеренности, а свершения добра и совершенствование в нём важнейшей целью всей системы обучения и воспитания: "...если дети усвоят "добрую мысль, доброе слово и доброе дело" и сделают их основой своей жизни, - цель воспитания педагоги могут считать достигнутой. Если этого нет, то вся остальная информация, сообщённая детям, будет в лучшем случае мало полезна, а худшем - станет орудием зла" [2,192].
Каждый ученик мечтает учиться у "идеального" педагога, гармонично сочетающего профессиональный и духовный потенциал, стремится получить не только систему предметных знаний, но и ощутить себя личностью, желает быть понятым своим учителем. Во все времена к профессии учителя предъявлялись особые критерии и ценности: "Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал" [3, 31]. Поэтому рефреном для каждого урока должна звучать фраза: "Я хочу понять тебя и научить...".
Литература
1. Новиков А.М. Методология образования. М. : Эгвес, 2002. 2. Антология гуманной педагогики. Кей-Кавус. М.: Изд. Дом Ш.Амонашвили, 2000. 3. Луначарский А. О воспитании и образовании. М.1976.