Урок по познанию мира для 2 класса по теме «Значение почвы и ее охрана»

Тема: Значение почвы и её охрана.
Цель: Расширение и углубление знаний о почве.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить такие понятия как: почва, состав почвы, перегной, плодородие,
выявить значение почвы и меры по её охране.
Развивающие:
Познавательные процессы,
речь учащихся, внимание, мышление, память, любознательность,
расширять словарный запас.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе,
привлечь внимание учащихся к проблемам экологии.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование:
Компьютер, презентация (Приложение 2)
видеоролик,
М.Ильин, рассказ «Чудесная кладовая»,
коробочки с почвой и с перегноем,
картина «Работа на школьном цветнике»
стакан с водой, комочек почвы,
творческие работы учащихся и родителей,
цветочные горшки с календулой,
опорные слова по теме.


Ход урока:

I. Организационный момент. (Слайд №1)
Ребята, девиз нашего урока «Нам жизнь дана на добрые дела!»
В процессе нашей работы вы поймете, какие добрые дела я имела в виду.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Игра “Узнай меня”
- В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие). (Почва).
- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).
- Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Почва).
- Что можно назвать почвой? (ответы учащихся)

2. Разгадав кроссворд, мы повторим состав почвы. (Слайд №2)
Вопросы к кроссворду:
1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)
2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)
- Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)
- Что такое плодородие?
- На каком простейшем опыте можно убедиться в том, что в почве есть воздух? (демонстрация опыта учащимися)
- Какой пример из жизни легко убеждает нас в наличии воды в почве?
- Что называют перегноем?
3. Создание проблемной ситуации.
Работа в группах.
Ребята, у меня в руках и у каждой группы на столах имеются по две коробочки (зелёная и синяя).
Внимательно рассмотрите содержимое коробочек и подумайте, какой вопрос вы хотели бы задать своему соседу.
Вопрос ученика: Почему почва, которая содержится в коробочках, имеет разный цвет?
Решение проблемной ситуации.
- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).
- Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? (в зелёной коробочке)
Из всего сказанного возникает следующий вопрос: Зачем нужен перегной?
III. Совместное открытие новых знаний.
1. Заслушать отчёт о результатах эксперимента-наблюдения за ростом календулы, посаженной в горшочки с различным содержанием почвы: с перегноем и без перегноя. (Слайд №3)
В сентябре месяце учащиеся получили задание посеять семена календулы в два горшка с разным составом почвы и проследить за развитием растений. Выводы записывались в тетрадь наблюдений.
Дети сделали вывод, что растения в горшочках с более плодородной землёй имеют яркую окраску, листья календулы больше по размеру и зацвело растение раньше.
На наглядном примере учащиеся убедились в необходимости перегноя для плодородия почвы.
Но чтобы почва была плодородной одного перегноя недостаточно.
Посмотрите на слайд №4 и скажите, какое еще условие необходимо соблюдать для улучшения плодородия почвы(ответы учащихся).
(Опорные слова помещаются на доске) (Приложение 1)
2. Физминутка – импровизация «Мы работаем в саду»
Представьте себе, что вы идёте в сад помогать родителям.
Какие из перечисленных предметов вы возьмёте с собой? (Слайд №5)
Выписываем только номер предмета.
Проверка (2, 6, 7, 8 )
Инструменты мы взяли, а теперь поработаем (пантомима).
- Вы копаете грядки.
- Рыхлите землю граблями
- Набираете в ведро воду и наливаете в лейку.
- Поливаете цветник с вашей календулой.
3. Путешествие в библиотеку ( видеосюжет)
Библиотекарь читает учащимся рассказ-загадку М.Ильина «Чудесная кладовая», после чего задаёт вопрос: О какой чудесной кладовой рассказал автор М. Ильин? (выслушать мнения ребят)
Вопросы учителя:
1.Почему автор называет почву «чудесной кладовой»?
2.Во многих произведениях можно встретить такое выражение - «мать-земля».
Почему земля сравнивается с образом матери? ( лексическое значение слов)
А сейчас главный вопрос нашего урока:
- Какое значение для человека имеет почва?(ответы учащихся)
- Как мы должны относиться к почве?
В настоящее время перед человечеством стоит глобальная проблема: защита окружающей среды, частью которой является почва.
4. Творческое домашнее задание ( совместная работа родителей и учащихся).
Защита совместных проектов детей и их родителей,
Материалом для создания картин послужили сухие листья, ветки, пластик, битое стекло и другой бытовой мусор.
1 группа. Проект «Что нас ждёт в будущем, если мы будем плохо относиться к почве» (Слайд №6)
1 ученик: А знаете ли вы, что в 2007 году в Мехико студенты собрали полтора миллиона банок. Они выложили из банок изображение цветка диаметром 100 м.
2 ученик: На создание цветка ушло несколько дней. Зато чтобы растоптать банки, понадобилось несколько минут.
3 ученик: Как сообщает пресса, за один только выходной день алмаатинцы оставляют на природе более 5 тонн мусора! Лужайки завалены бутылками и пакетами.
4 ученик: В своем проекте мы хотели показать, что трудно вырастить дерево, но очень легко его погубить, если безответственно относиться к почве. Засорять её бутылками, пакетами и другим мусором. Почва станет бесплодной, что приведёт к гибели не только растений , но и всего человечества в целом. Своим безрассудным поведением человек становится сам себе злейшим врагом.
2 группа: Проект «Защитим свою Землю» (Слайд №7)
1 ученик: Предлагаю решить экологическую задачу.
Условие задачи: Плодородных почв на земле очень-очень мало.
Вопрос задачи: Сколько плодородных почв?
Решение задачи: Представим, что земля – это яблоко.
Разделим его на 4 части. 3 из них – это вода.
Люди живут на одной восьмой части оставшегося ломтика.
Обитаемую часть разделим ещё на 3 части . 2 из них города и другие
сооружения. И лишь только 1 крошечный ломтик остаётся для
плодородной почвы, которая кормит всё человечество.
2 ученик: Мы ответили на вопрос задачи. Но теперь возникает другой более острый и проблематичный вопрос: Как сохранить этот крошечный ломтик?
3 ученик: Мы предлагаем свой проект по защите почв.
4 ученик: На всех предприятиях поставить очищающие фильтры.
5 ученик: Для мусора – контейнеры
6 ученик: Для свалок - специальные ограждённые места
7 ученик: читает стихотворение:
Лучистое солнце не делится на части.
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья
Ты можешь , ты должен , ты в силах
Земле своей подарить.


V. Первичное закрепление изученного.
Работа с компьютером (Слайд №8), самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Задание: Даны слова: почва, перегной, уход за почвой, плодородие, благосостояние человека. Нужно составить цепочку зависимости данных понятий.
Ребята, из всего того, что мы говорили на уроке, из ваших замечательных
творческих работ, мы подтверждаем девиз урока? (хором повторяем)
(вернуться к слайду №1)
VI. Итог урока:
- Что повторяли?
- Что важного узнали?
- В жизни это вам пригодится?
- На какой самый главный вопрос урока ответили?
- Какие слова должны пронести через всю свою жизнь?
Домашнее задание.
1 ряд. Cоставить мини-сочинение: «Почвы в беде» (5-6 предложений).
2 ряд. Подобрать пословицу, поговорку о земле. Сделать к ней рисунок (о почве).
Рефлексия.
По пятибалльной шкале оцените своё отношение к сегодняшнему уроку (учащиеся показывают карточки с оценками):
Было: интересно -
трудно -
дружно –
Учитель: Спасибо за работу!


































Приложение 1. 1.Опорные слова по теме «Почва»
Почва
Плодородие
Охрана почвы


2.Состав почвы

Глина
Песок
Перегной
Воздух
Вода





































Приложение 2

Презентация к уроку.

13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №1 Слайд №2


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд №3 Слайд № 4


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Проект: «Что нас ждёт в будущем,
если мы будем плохо относиться
к почве? »



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1413 SHAPE \* MERGEFORMAT 141515
Слайд №5 Слайд №6

Проект «Защитим свою Землю»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд № 7 Слайд № 8












13PAGE 15


13PAGE 14715



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Root Entry