Статья «Активизация мыслительной деятельности учащихся»
Активизация мыслительной деятельности учащихся
на различных этапах урока
Работа в сельской малокомплектной школе связана с целым рядом особенностей, да, по большому счёту, и обусловлена этими особенностями: отсутствие параллелей, малая накопляемость классов, очень разный уровень подготовленности обучающихся. Поэтому и работа учителя корректируется создавшимися условиями. Современные требования к урокам русского языка достаточно высокие. Однако русский язык большинство учеников считают одним из самых сложных предметов и не очень его любят. Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение, проявить собственные возможности, почувствовать и пережить успех – основная цель моей работы. Что же надо сделать учителю, чтобы научить писать грамотно, работать активно, с огоньком? Сколько приходится перепробовать различных приёмов и методов! Чтобы каждый ученик «поглощал знания с аппетитом», использую на уроках различные методические находки, предлагаемый опыт и «создаю» своё видение урока. А ведь урок, по словам В.А.Сухомлинского, «…первая искра, зажигающая факел любознательности».
Традиционные приёмы и методы обучения по-прежнему занимают ведущее место на моих уроках. Но модернизация, коснувшаяся всех отраслей нашей жизни, прочно вошла и в систему образования. Основная задача учителя русского языка – сформировать грамотную личность. Но этого недостаточно! Современная жизнь диктует новые требования: чтобы стать успешным, необходимо овладеть также компетентностными, культурологическими умениями.
Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные методики, обеспечивающие индивидуализацию обучения, развивающие самостоятельность учащихся. В своей работе использую такие формы, как педагогическая мастерская, проектная технология, интерактивные методы, однако отдаю предпочтение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся, активизирует деятельность учащихся.
Школа – это первый этап к вступлению во взрослую жизнь, и учитель обязан взрастить из ребёнка человека порядочного, рассудительного, способного самостоятельно принимать решения и отстаивать свою позицию. Готовясь к уроку, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Ребёнок должен работать. Василий Александрович Сухомлинский совершенно точно замечал: «Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение».
Именно поэтому технология РКМЧП заинтересовала меня, и я довольно тщательно изучила основные положения данной технологии.
Приёмы технологии РКМЧП считаю очень продуктивными. Они рассчитаны на глубокое и прочное усвоение теоретического материала. Но самое главное: усвоение, а затем и воспроизведение ЗУН происходит осознанно. Приёмы интересные, захватывающие. Следовательно, ученики работают активно и осмысленно. Правда, я считаю, что все приёмы целесообразно брать за основу, внося необходимые коррективы с учётом особенностей класса и даже отдельных учеников.
Меня привлекает данная технология тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения. Всё это позволяет развивать такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, которые необходимы человеку в современном обществе. С моей точки зрения, данная технология побуждает ученика к активной деятельности на всех этапах урока.
На каждой стадии урока уместны определённые методические приемы. Их достаточно много. Я применяю следующие:
Стадия вызова обязательна на каждом уроке. Чтобы активизировать деятельность учащихся, можно использовать приём «ключевых слов». Этот приём очень эффективен при работе с текстом (подготовка к сочинению-описанию, к изложению, к написанию свободного диктанта, при выполнении комплексного анализа текста, особенно ценен этот приём при работе с частями С-1и С-2 при подготовке к экзаменам). Также его можно использовать на всех типах уроков по развитию речи. По записанным ключевым словам можно придумать рассказ или, расставив их в определенной последовательности, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. По ключевым словам легче выполнить любую творческую работу.
7 класс. Текст.
Учитель предлагает ребятам определить ключевые слова по данной теме. Для учеников 7 класса материал хорошо знаком, а потому быстро появляется следующая запись:
Предложение, смысл, тема, стиль, абзац, связь предложений, заголовок, повествование, описание, рассуждение, однородные члены, средства речевой выразительности.
Учащиеся называют слово и аргументируют своё мнение: надо доказать «уместность данного термина».
Предложение – текст состоит из предложений. Это минимальная единица текста.
Смысл – предложения в тексте связаны по смыслу. Это непременное условие.
Тема – текст посвящён определённой теме, т. д.
Определив КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА урока, легко по ним составим теоретическое изложение материала, а затем перейдём к составлению текстов. Этот приём хорош тем, что в течение нескольких минут вырисовывается картина всего урока, ученики дают развёрнутое высказывание в виде аргументации.
Стадию вызова можно осуществить при помощи составления словарных карт. С данным видом работы я знакомлю детей в 5 классе, считаю его не только интересным, необычным, но и очень полезным. Работа над словарными словами обычно не увлекает ребят, чего не скажешь о заполнении словарных карт: ведь здесь мы сразу видим «жизнь» слова! И хотя на первый взгляд словарная карта громоздка, если приучить детей к этому виду работы, всё будет выполнено быстро и правильно. А ещё важно, что очень часто мы обращаемся к толковому словарю.
Ценность данного вида работы в том, что одновременно проводится работа по орфографии, лексике и развитию речи, а также дети учатсясистематизировать имеющийся материал и активно искать новую информацию. Я провожу такую работу, когда знакомлю детей с новыми словами. Работа способствует не только пополнению словарного запаса, но и формирует отношение к языку как к системе (примеры словарных карт см. в приложении).
Как бы ни менялись требования к современному уроку, работа по орфографии на уроках русского языка всегда останется главной. А значит, нужно так активизировать деятельность учеников, чтобы они и поняли, и запомнили на всю жизнь, и чтобы им было интересно. Должен быть определённый алгоритм понимания. На стадии вызова можно успешно использовать переработанный приём «пометки на полях». В том виде, в каком его предлагает технология РКМЧП, для учащихся среднего звена, я считаю, приём не подходит, но идея мне очень понравилась. В результате собственного переосмысления у меня получается такой вариант «пометок на полях».
Ряд слов для работы __________ вид правила _______ пометка
ЕД …НЫЙ – вставим И, ПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ – ОДИН +;
РА…Б…ЖАТ…СЯ – на конце приставки З, ПЕРЕД ЗВОНКИМ, в корне Е, проверим бег – проверяемая гласная в корне, -ться – неопределённая форма глагола +;
ВЫГ…РЕЛ – правописание корней с чередованием, О без ударения +;
ПРОФЕ…ИЯ – ?;(НЕ)ОБИЖАЕТСЯ – пишем НЕ раздельно, НЕ с глаголами пиши раздельно +;
(НА)ДОРО…К… - НА – предлог,- предлоги со словами пишутся раздельно, В корне пишем Ж, проверим ДОРОЖЕНЬКА, в окончании пишем Е, I скл., П.п., +;
(В)ПОЛГОЛОСА - -;
(НИ)КТО – ПИШЕТСЯ СЛИТНО, ?Пометки мы используем следующие:
Знаком «плюс» + мы отмечаем хорошо знакомое правило, не вызывающее затруднения, «могу объяснить».
Знаком «минус» - отмечается то, что ученик не знает.
Знаком «вопрос» ? отмечается то, что, написав правильно, ученик не может объяснить. Таким образом, учитель сразу видит, какие правила усвоили ученики хорошо, а над чем надо серьёзно поработать. Алгоритм анализа правила:
Название.
Что пишется (норма).
В каком случае (условие).
Как действовать? (решение).
Исключение.
Графический комментарий.
Важно, чтобы его усвоили все ученики.
Эта работа очень актуальна, так как тесты ЕГЭ содержат задания такого характера: « Выпишите слово, написание которого объясняется правилом…» Чтобы данная работа не была затратной по времени, достаточно предлагать ученикам 5–7 слов. Но важно прорабатывать все правила. Задача учителя - добиться осознанного отношения к работе с каждым словом. Пока ученик не начнёт искать ответ на вопрос: «Почему пишем так?», прочных и осознанных знаний не будет.
На начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у учеников опыта и знаний, приём «Корзина» идей, понятий, имен… очень эффективен. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по предложенному вопросу (строго индивидуальная работа, продолжительность 2-3 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 1-2 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждый ученик называет какое-то одно сведение или факт, при этом ранее сказанное нельзя повторять! Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» (без комментариев). В корзину можно «сбрасывать» все понятия, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка понятия будут связаны в логические цепи. Данный приём активизирует деятельность учеников, каждый стремится «бросить» в «корзину» свой ответ.
Приём очень напоминает традиционное фронтальное повторение, но есть и существенная разница: работа индивидуальная – групповая – коллективная. Элемент игры – все сведения помещаются в корзину. Работа проходит быстро, живо, активно. И результат виден сразу у каждого ученика: кто-то доверху наполнил корзину, а кто-то ничего не вспомнил сам, воспользовался подсказкой. Исходя из этого, и строится урок, и с учётом пробелов можно дать индивидуальное домашнее задание.