«Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ».
«Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ».
Одной из главных задач развития детей дошкольного возраста является задача развития речи. Для успешного овладения школьной программой, у дошкольника должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалоги, составлять небольшие рассказы на заданную тему. Однако, за последние десятилетия резко возросла речевая патология у дошкольников. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения.
В дошкольном образовании, речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи. Но практика показывает, что эти занятия не всегда являются эффективными: простое проговаривание новых слов скучно, а значение некоторых слов в полном смысле детям непонятно.
Как известно, речь и мышление тесно связаны между собой. А старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л.С.Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. Ряд авторов, таких как Л.С..Выготский, Н.П.Сакулина, В.С.Мухина, отмечают, что воображение с необходимостью выполняет коммуникативную функцию.
Исходя из этого теоретического обоснования, можно сделать вывод, что влияя на развитие мышления, мы можем активизировать и речевое развитие. Использование современных образовательных технологий является необходимым условием эффективности обучения. Развивающие технологии, позволяют решать задачи речевого развития с опорой на интерес ребенка. Поэтому для разнообразия даваемого детьми речевого материала, для поддержания интереса к речевой деятельности, мы решили использовать в своей работе методы и приемы ТРИЗ и РТВ.
В связи с этим, целью нашей работы стало- повысить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста при использовании методов и приемов ТРИЗ, РТВ.
Чтобы начать работу, необходимо было провести обследование речевого развития детей, где выявились навыки связной речи, объем пассивного и активного словарного запаса, степень сформированности грамматического строя речи, произносительных навыков. Обследование проводилось в процессе игровых ситуаций через беседы. Вопросы для беседы подбирались с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Результаты обследования показали, что у большинства детей недостаточно сформирован словарный запас, возникают ошибки при словообразовании и словоизменении. Рассказы детей носят схематический, неразвернутый характер, мало эпитетов, сравнений. Для преодоления этих проблем, решено было обратиться к ТРИЗу.
Система ТРИЗ- теория решения изобретательских задач, созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, способствует развитию воображения, нестандартного мышления. ТРИЗ-педагогика, адаптированная к дошкольному детству, ставит целью развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.
Мною была сделана попытка адаптировать и внедрить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ, РТВ. А именно, внесла методы и приемы ТРИЗ, РТВ в работу по обучению детей рассказыванию.
Как известно, творчество не должно испытывать принуждение, знакомство с ТРИЗом следует проводить в игровой форме, и строится, учитывая возрастные особенности детей и особенности развития речи на каждом этапе.
На первом этапе работа шла по ознакомлению детей с приемами ТРИЗ через чтение книги З.Г.Шустермана «Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких». В этой книги в доступной для детей форме описываются все методы ТРИЗ, в которой практически используются законы диалектики. Дети не только слушали произведение, но и активно участвовали во всех событиях, переживали за героев, решали проблемные ситуации, даже сами придумывали новые объекты.
Были разработаны и применены игры по всем разделам речевого развития: обогащение и активизация словарного запаса, усвоение грамматического строя; развитие связной речи. Например, использовались словесные игры «Наоборот», «Фигурки», «Соседи», дидактические игры: «Садоводы», «Путешествие по городу» на обогащение словарного запаса. Игры «Назови», «Что перепутал Незнайка», «Фантазеры», «Да-нетка» на формирование грамматического строя речи. Игры «Что мы повидали?», «Хозяюшки», «У нас в гостях волшебники», «Расскажи сказку» на развитие связной речи.
Работа с ТРИЗ-технологиями должна идти поэтапно, с усложнением, по мере усвоения материала детьми, учитывая их возрастные особенности. Картотека используемых методов и приемов ТРИЗ и РТВ представлена в приложении 2.
После ознакомлением с ТРИЗ- технологиями детей старшего дошкольного возраста, методы и приемы ТРИЗ и РТВ стали использовать в работе по обучению детей рассказыванию: на занятиях, беседах, при решении проблемных ситуаций (Приложение 1).
На занятиях по развитию речи детей целесообразно, на наш взгляд, применять следующие элементы ТРИЗ.
При проведении работы по составлению описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста использовалась игра «Хорошо-плохо» (назвать хорошие и плохие качества объекта, определить функциональные его стороны, что хорошего и плохого он может делать). Через нее дети знакомились с противоречиями, решалась речевая задача по обогащению словаря (применение антонимов).
Метод мозгового штурма использовался для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Дети помогали выбрать материал для строительства дома Незнайке; решали, как угостить мороженым страуса; как выжить на необитаемом острове.
Метод системного анализа помог получить более глубокие сведения о прошлом, настоящем и будущем рассматриваемого объекта. Например, дети, рассматривая куклу, узнали, какие куклы были раньше, придумали куклу будущего. Даже познакомились с куклами многих поколений, разных народов. Сведения детей стали более полными, а рассказы более развернутыми, детализированными.
При помощи морфоанализа дети придумывали новый необычный объект и сочиняли про него рассказ. Например, необычное животное было придумано из синтеза знакомых животных, нарисовано, и каждый сочинял про него свою историю (как зовут, место обитания, средства питания, взаимоотношения с другими животными). С помощью морфоанализа дети придумывали новые игры, новую мебель для игрушек. С этой же целью использовались Круги Луллия, которые помогли составить рассказ о животном, его необычном жилище и питании.
На играх-занятиях дети составляли рассказы, путешествуя по 9-ти экранам, придумывали события, предшествующие изображенным и последующие; составляли связный рассказ, знакомились с новыми словами. Раскладывали предложение по ступенькам “Волшебной лесенки”, узнавая его составные части: слова, слоги, звуки; придумывали Страну Звука, дорисовывали буквы в игре “На что похожа?”. Учились работать с предложением, изменяя его различными способами.
Для работы по составлению рассказов по картине, использовались игровые приемы по обучению детей творческому рассказу по картине, которые помогают активизировать речевую деятельность детей. Например, игра с «подзорной трубой». Дети упражнялись в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине и давать им соответствующие названия. Игра «Кто в кружочке живет» позволила производить замену выделенных объектов схемами. А игра «Ищу родственника» учит детей классифицировать объекта на картине и активизировать словарь обобщенными понятиями. Дети устанавливали взаимосвязь между объектами «Ищу друга», «Живые картинки». Описывали восприятие картины с точки зрения различных органов чувств, побуждая к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между объектами. Такие игры как: «К нам пришел волшебник «Я только умею слушать», «К нам в гости пришел волшебник «Я ощущаю только запахи». Составляли образные характеристики объектов через игры «Подбери такое же по цвету», «Сравни по форме», «Сравни по материалу».
Создавали рассказы-фантазии с использованием приемов перемещения объектов во времени, представляли выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого и будущего, придумывали рассказы, используя в них словесные обороты, характерные временные отрезки ( до того как, после того как, утром, днем..). При составлении творческих рассказов по картине, дети прибегали к помощи волшебников, таких, например, как волшебник «Дели-Давай», волшебник «Великан- Кроха», волшебник «Тянульщик- Стремглав».
Для обучения детей пространственной ориентировке на картине использовались игры: "Да-Нет", "Ожившая картина". Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой использовался прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. При обучении рассказу по картине так же использовались: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов (выделяется какой-нибудь объект и наделяется всевозможными признаками), решение противоречий.
Самая интересная и увлекательная работа в детском саду шла по обучению детей сочинению сказок. Для этого дети знакомились с моделью сказки (вепольный подход), где ребенок сам входил в сказку. Сочиняли сказки с помощью “Волшебного треугольника”, с использованием ресурсов (пространственных, информационных, вещественно-полевых). Интересно проходили игры, где детям предлагались неожиданные ситуации или «перевирание» известных сказок. Например, Колобок и воздушный шар. Дети должны были ввести в сюжет известной сказки воздушный шар. Появлялась совершенно новая сказка. Дети не только ее рассказывали, но и обыгрывали. Или придумывание новой концовки известной сказки. “Переделывали сказки”, используя как приемы фантазирования (делаем наоборот, уменьшение-увеличение, ускорение-замедление, дробление-объединение), так и приемы ТРИЗ и РТВ, волшебных гномов. Например, была колдунья большой- стала маленькой и все у нее уменьшалось, и волшебные силы стали маленькими, теперь она не сможет причинить вред. Придумывали новые свойства для Емелиной печки, чтобы ездила быстро (использовали метод ускорения), пересматривали характеристики объекта, его подсистему, надсистему и получилась у нас вместо печки реактивная печка, да еще которую можно использовать в освоении космоса. Решая задачи в игре “Помоги сказке”, дети учились формулировать сказочные противоречия. Пробовали сочинять загадки, путешествуя по Стране Загадок. Это помогало систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение. Составляли “загадалки” - сказки, что позволило проанализировать структуру. Работая по алгоритму, дети составляли метафоры, рифмованные тексты.
Прием «Фантастическое вычитание» позволил детям придумывать смешные истории-перевертыши («Что будет, если убрать окна, стены..»).
Использование ТРИЗ технологий, позволило сделать сказки детей более оригинальными, насыщенными деталями, что потребовало умений творческого рассказывания, достаточного словарного запаса, умений грамматически правильно строить предложения.
Работа по активизации речевой деятельности детей с помощью ТРИЗ и РТВ шла на занятиях по обучению детей рассказыванию. Но, поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованных занятий, можно использовать элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь.
Очень важно строить работу в тесном контакте с родителями. Интересно прошел конкурс среди родителей нашей группы на тему: «Самая необычная сказка», где предлагалось сочинить сказку по трем объектам с применением приемов фантазирования. Мамы, папы охотно откликнулись и сказки получились интересными, яркими, необычными.
На заключительном этапе проводилось повторное речевое обследование детей данной группы. Результаты показали значительное улучшение по всем параметрам. Обогатился словарный запас, в речи детей зазвучали эпитеты, сравнения, появилась радость от словотворчества. Речь детей стала логически и грамматически правильной. При рассказе больше появилось развернутых предложений. Рассказы и сказки приобрели непохожесть, оригинальность, как в раскрытии сюжета, так и в решении сказочных проблем. Заметно улучшалось речевое общение между детьми, у них появились темы для фантазирования.
Таким образом, использование ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста, как показала практика и результаты диагностики, повышает уровень развития творческого мышления и обогащает речь дошкольника. Дети охотно включаются в игровую ситуацию, у них появляется интерес к словотворчеству, желание играть словами, говорить, задавать вопросы, составлять рассказы, сказки.
Воспитатель МКДОУ № 8 г.Сим Колина Г.Ф.
Приложение 1
Внедрение методов и приемов ТРИЗ, РТВ в работу по обучению детей рассказыванию.
Составление описательного рассказа (НОД)
Методы и приемы ТРИЗ: - метод системного анализа.
- метод контрольных вопросов.
- метод морфологического анализа.
- «хорошо - плохо».
2. Пересказ сказок (НОД)
Методы и приемы ТРИЗ: - « хорошо - плохо».
- « бином фантазии».
- вепольный анализ.
- приемы фантазирования.
3.Рассказ по картине (НОД)
Методы и приемы ТРИЗ: - мозговой штурм.
- метод фокальных объектов.
-решение противоречий.
- бином фантазии.
4. Сочинение сказок (НОД, в течение дня).
Методы и приемы ТРИЗ: - морфологическая таблица.
- решение противоречий.
- приемы фантазирования.
5.Игры (в течение дня).
Методы и приемы ТРИЗ: -« хорошо- плохо».
- « наоборот».
- « изобретение».
- « волшебники».
- « метод маленьких человечков».
6. Беседа ( в течение дня).
Методы и приемы ТРИЗ: - создание ситуаций по решению
возникающих противоречий.
- « хорошо - плохо».
- « волшебные человечки».
- морфологический анализ.
Приложение 2
Картотека используемых методов и приемов ТРИЗ, РТВ.
Мозговой штурм.
Цель: активизация творческих способностей детей.
- снятие психологической инерции.
- развитие речи: оформление связного высказывания.
Где применяется: беседы для решения организационных, бытовых задач, в совместной познавательной и игровой деятельности.
Высказывают решения проблемы все дети, и выбирается наиболее подходящий вариант.
« Хорошо - плохо».
Цель: - знакомство с законами диалектики (единства и борьбы противоположностей).
- развитие фантазии.
- развитие речи: употребление антонимов.
- учить детей рассуждать.
Где применяется: беседы, ситуации, где необходимо обсудить хорошие и плохие стороны объекта, игры, игры- занятия для нахождения новых идей. Например, что хорошего и плохого в луже; в дружбе.
Игра «Наоборот».
Цель: - научить детей находить противоположные по значению слова.
- активизировать в речи все части речи.
- познакомить со значением мало знакомых слов.
- развивать воображение.
Где применяется: занятия, связанные с нахождением противоположных по значению слов, в свободной деятельности. Можно использовать для активизации словаря антонимами (был герой добрый- стал злой, был большой- стал (маленький) или ручка нужна для письма, а для чего нужна антиручка?
Метод фокальных объектов.
Цель: - развитие фантазии.
- освоение законов морфологии ( строение частей речи ).
- обогащение словарного запаса.
- снятие психологической инерции.
Где применяется: занятия по ознакомлению со свойствами объекта, игры (дидактические, словесные), беседы, ситуации для усовершенствования объекта.
Выделяется какой-нибудь объект и наделяется всевозможными признаками других объектов (груша (объект)+ свойство стекла (стеклянное, прозрачное), что получиться (обсуждение).
Метод моделирования маленьких человечков.
Цель: - учить детей анализировать природу веществ и явлений, моделировать.
- развитие творческого воображения.
- знакомство с физическим составом веществ.
- развитие речи: употребление прилагательных.
Где применяется: беседы, связанные с ознакомлением свойств предметов и явлений, игры с предметами, игры-занятия, физические упражнения.
Дети моделируют человечками твердое, жидкое, газообразное вещество перевод его из одного состояния в другое или с несколькими состояниями вещества (шарик с воздухом- твердое+ газообразное).
Метод морфологического анализа.
Цель:- активизация творческого мышления.
- выявить все возможные варианты решения проблемы.
- обогатить знания детей об объекте.
- развитие речи: употребление прилагательных, существительных.
- умение отстаивать свой вариант ответа.
Где применяется: игры-занятия, беседы, ситуации для придумывания новых игр, новых объектов.
Например, необычное животное было придумано из синтеза знакомых животных, нарисовано, и каждый сочинял про него свою историю (как зовут, место обитания, средства питания, взаимоотношения с другими животными).
Метод системного анализа.
Цель: - дать детям глубокие знания об объекте.
- развитие речи: составление связного рассказа об объекте. Умение грамматически правильно строить предложения.
- развивать навыки коллективного творчества.
Где применяется: беседа, игры, ситуации, занятия по формированию у детей более глубоких знаний об объекте, его прошлом, настоящем и будущем. По таблице рассматривается прошлое, настоящее и будущее объекта, его надсистема, подсистема.
Метод проб и ошибок (МПиО).
Цель: - умение находить компромиссный вариант при решении проблем.
- развитие речи: отвечать полными ответами.
- развитие воображения.
Где применяется: при обсуждении сказочных, бытовых ситуаций, при экспериментальной деятельности, где необходимо найти оптимальное решение.
Элементы ТРИЗ: идеальность, противоречия, ресурсы.
Идеальный конечный результат (ИКР).
Цель: - умение видеть конечный результат. Планировать свою деятельность.
- развитие связной речи.
- развитие логического мышления
Где применяется: в сказках, беседах, играх- занятиях при обсуждении конечного результата (что хотим получить).
Оператор РВС.
Цель: - познакомить с пространственно-временными представлениями о предмете или явлении.
- развитие речи: сочинение сказок.
- развитие фантазии.
Где применяется: при сочинении сказок, при обсуждении ситуаций, связанных с преобразованием объекта, используя его пространственно-временные ресурсы (Что бы попросили у золотой рыбки в наше время)
ВПР (вещественно- полевые ресурсы).
Цель: - обогащать представления детей о предмете, его свойствах.
- учить решать противоречия.
- развитие логического мышления.
- развитие речи: умение рассуждать.
Где применяется: при решении бытовых, сказочных ситуаций.
Пространственные и информационные ресурсы.
Цель: - познакомить с пространственными и информационными ресурсами.
- развитие воображения.
- развитие речи.
Где применяется: при решении сказочных и бытовых ситуациях, где необходимо использовать пространственные и информационные ресурсы.
Моделирование сказки (вепольный анализ).
Цель: - учить детей анализировать и моделировать сказки.
- развивать фантазию при сочинении сказок.
- развивать связную речь.
- научить детей видеть ресурсы объектов.
Где применяется: при сочинении сказок.
Прием эмпатии
Цель: умение вести рассказ от имени другого объекта.
Где используется: при составлении творческих рассказов от лица объекта.
Ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передавая его черты характера, взаимодействие с окружающим.
15