Технологическая карта урока по русскому языку на тему Слитное и раздельное написание производных предлогов (7 класс)
Учитель: Сухарова Н.А.
Класс: 7
Предмет: русский язык
Дата 3.03.2016
Технологическая карта урока
Целевой блок
Тема Слитное и раздельное написание производных предлогов
Цель Деятельностная: формирование у обучающихся деятельностных способностей и систематизации знаний по теме.
Содержательная: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета
Инструментальный блок
Задачи урока Образовательные: совершенствовать навыки обучающихся в написании производных предлогов.
Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей – речи, мышления, воображения, восприятия.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и коллективизма, умение работать в парах
Тип урока Урок закрепления знаний и дальнейшего развития умений
Учебно-методический комплекс Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Оборудование Доска, мел, м/медийное оборудование, экран
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия Морфология, служебные части речи, непроизводные и производные предлоги; фонетический, морфологический и синтаксический разборы.
Организация пространства Кабинет №316
Межпредметные связи Литература
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся УУД
Оргмомент урока Приветствие. Проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих, создание атмосферы сотрудничества, включение в деловой ритм Выполняют необходимые требования, проверяют наличие материала к уроку.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики (личностные и коммуникативные)
Языковая разминка 1.Словарный диктант
Вследствие, в заключение, в течение, вроде, в продолжение, насчёт, несмотря на, в связи, в виде, ввиду, наподобие, из-за, навстречу, впоследствии, иметь в виду.
-Какие из записанных слов будут лишними? Почему (Впоследствии, иметь в виду – не являются предлогами)
-Назовите лишнее среди предлогов. Объясните свой выбор (из-за - непроизводный )
2.Индивидуальное задание: фонетический разбор слова «навстречу» Записывают, выбирают, аргументируют. Коммуникативные:
Владение разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного, детального)
Познавательные:
Сравнивать и группировать.
Производить отбор и систематизацию материала.
Личностные;
Осознание осваиваемых на уроке приёмов учебной деятельности как ценности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Устный блиц-опрос.
Поставьте знак «+», если утверждение верное, и «-», если неверное.
1.Предлоги выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
2. Предлог у выражает вместе с существительным «моря» временные отношения.
3. В словосочетании остановился около дома предлог производный, образованный от существительного.
4.Производные предлоги имеют омонимы среди слов самостоятельных частей речи.
5.В словосочетании бросился навстречу слово навстречу является производным предлогом.
6.Предлоги из-за, из-под являются простыми.
7.Предлоги бывают однозначными и многозначными.
8.Предлоги не называют предметы, признаки, а указывают на них.
Взаимопроверка по слайду:
+,-,-,+,-,+,+,-
Анализ с комментированием утверждений, выявление ошибок.
Индивидуальное задание:
Морфологический разбор предлога из словосочетания остановился около дома
Проверка домашнего задания
Приведите примеры из домашнего упражнения (№ 350) предлогов, образованных от деепричастий (несмотря на), назовите предлоги, в которых на конце пишется буква е (в течение, в продолжение), как убедиться в том, что перед нами предлог насчёт и его нужно писать слитно? Слушают, оценивают слова учителя, дают ответ и анализируют.
Осуществляют взаимопроверку. Коммуникативные:
Владеть монологической и диалогической речью.
Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.
Осуществлять взаимодействие в парах.
Познавательные;
Владеть навыками аудирования.
Анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Осуществлять коррекцию своей деятельности.
Этап целеполагания На доске (или на слайде) записаны ключевые слова:
Раздельное, предлог, непроизводный…
-Продолжите список ключевых слов, сформулируйте тему урока развития умений.
-Какие задачи сегодня предстоит решить? Формулируют и записывают тему урока, определяют задачи предстоящего урока. Регулятивные:
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать проблему и задачи урока.
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Этап включения изученного в систему знаний 1.Синтаксический и пунктуационный разбор предложения:
Прижимаясь к тёплому боку нахлебника, я смотрел вместе с ним сквозь чёрные сучья яблонь на красное небо, следил за полётами хлопотливых чечёток…(М.Горький «Детство»)
-определить лексическое значение слов «нахлебник», «чечётка» (работа со словарём)
1. Тренировочное упражнение № 351 – развивается умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи. Устное проговаривание написаний предлогов. Выполняется с комментированием сначала коллективно, затем самостоятельно.
2. Работа в парах:
КАТ, текст № 16, задание № 7 и 11.
Учитель проверяет по 1 работе 2-3 пар, в это время 3-ий учащийся объясняет написание вслух. Выполняют разные виды разбора.
Решают учебные задачи.
Объясняют слитное и раздельное написание производных предлогов, отличают их от омонимичных слов.
Работают индивидуально и в парах. Коммуникативные:
Владение устной речью, монологической речью.
Осуществлять взаимодействие в парах.
Оказывать помощь в процессе взаимодействия.
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Осуществлять речевой самоконтроль.
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, обобщать.
Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности.
Регулятивные:
Искать пути решения проблемы.
Осуществлять познавательную и личностную рефлесию.
Динамическая пауза (1 минута)
Закройте глаза. Я буду называть предлоги, а вы определять слитное и раздельное написание этих предлогов. Если предлог пишется слитно, поднимаете одну руку, если предлог пишется раздельно – две руки.
Насчёт, в течение, ввиду, навстречу, вроде, наподобие, в целях, вместо, в течение, в заключение, вокруг, впереди, по причине, вследствие, со стороны. 3.Распределительный диктант.
Распределите словосочетания в две колонки: слитно и раздельно.
Надеть вместо шапки, письма вроде дневника, опоздать в связи с метелью, выйти навстречу гостям, ремонт за счет предприятия, ответ насчет путевки, в продолжение часа, отказаться ввиду недостатка времени, не видел в течение дня, находиться внутри дома.
В это время индивидуальное задание: списать предложение, раскрывая скобки, вставить пропущенные буквы
1. (В) течени… многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там, где раньше шумело море, (в)последстви… могла образоваться суша. 2. (В)продолжени… книги мы встречаемся со знакомыми героями. 3. Повторять изученное надо (в)продолжени… всего учебного года. 4. (В)следстви… малого падения Волга имеет медленное течение. 5. (В)следстви… по делу о расхищении обнаружены ошибки. 6. В своем течени… река Большой Иргиз делает значительные изгибы.
4. «Корректор». Найдите и исправьте ошибки:
1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)
2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)
3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)
4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)
5. Индивидуальная работа по карточкам (учащиеся сами выбирают уровень сложности):
Карточка №1 (или на слайде)
Базовый уровень – раскрыть скобки, вставить буквы и пропущенные расставить знаки препинания.
Повышенный уровень – указать грамматическое значение производных предлогов.
(В)следствии.. т..ж..лого х..рактера своего деда а также из(за) его скупост.. маленький Алёша Пешков, буд..щий п..сатель Максим Горький, должен был и..ти «в люди», чтобы зар..бат..вать на жизнь. (В)виду этого он слишком рано столкнулся с суровой р..альностью которая зак..лила его х..рактер.
Карточка №2:
Тест «Предлог» (повышенный уровень)
1.В каком ряду все предлоги пишутся СЛИТНО?
а) (в)виду, (не)смотря на, (в)продолжение
б) (на)встречу, (в)течение, (по)середине
в) (на)счёт, (в)дали, (в)следствие
г) (со)стороны, (в)место, (в)связи
2.В каком предложении предлог пишется СЛИТНО?
а) Петя пришёл посоветоваться (на)счёт домашнего задания.
б) (В)низ сумки бабушка уложила яблоки и груши.
в) (На)век наших бабушек и дедушек выпало немало испытаний.
г) (В)дали туманной едва просматривались очертания противоположного берега.
3.В каком предложении используется не производный предлог, а существительное с предлогом?
а) Мы хотели бы поговорить (на)счёт оформления реферата.
б) (В)виду болезни преподавателя уроки отменяются.
в) (На)встречу выпускников старался прийти каждый.
г) Купи, пожалуйста, ряженку (в)место кефира.
4.В каком предложении на месте пропуска пишется ИИ:
а) Впоследств.. всё выяснилось, и с него сняли ложные обвинения.
б) В течен.. целой недели у Анфиски держалась высокая температура.
в) Вследств.. затянувшихся дождей подниматься в горы было опасно.
г) В продолжен.. всего разговора она упорно молчала.
Ключи: 1-в, 2-а, 3-в, 4-а
Карточка №3 (сложный уровень)
Составьте предложения, употребив следующие слова:
Несмотря на – не смотря
В течение – в течении
Вследствие – в следствии
Насчёт – на счёт
Наподобие – на подобие
Карточка №4 (олимпиадный уровень):
Работа со словарём. Сколько разных значений предлога «о» встречается в следующем предложении?
Иван-царевич мечтал о доблести и славе, но, встретив на Калиновом мосту Чудо-юдо о двенадцати головах, даже палец о палец не ударил, бросился бежать, пока не споткнулся о камень.
Ответ: Три разных значения. В словосочетаниях палец о палец и споткнулся о камень – общее значение соприкосновения, столкновения предметов. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На слайде записаны слова:
Вследствие, в течение, в продолжение, в следствии, ввиду, на счёт, вроде.
- Найдите лишние слова.
-Объясните, почему они лишние?
-Как связано предложенное задание с темой сегодняшнего урока?
-Какие трудности нужно преодолеть, чтобы научиться правильно писать производные предлоги?
-Где вам пригодится знание грамотного написания производных предлогов?
-Оцените свою работу и работу класса по 10-балльной системе с позиции:
„Я" 0________10
„Мы" 0________10
„Дело" 0________10 Анализируют, оценивают, делают выводы.
Регулятивные:
Соотносить задачи и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Домашнее задание КАТ, текст № 15
Базовый уровень: задания № 1-9
Повышенный уровень: задания № 10-13 Записывают домашнее задание