Драматизм реализма Ги де Мопассана в новелле Ожерелье, или Жизнь, прожитая зря
" Драматизм реализма Ги де Мопассана в новелле "Ожерелье", или Жизнь, прожитая зря"
Цели урока:
осмысление и оценка ситуации жизненного выбора героев новеллы
умение объективно оценивать ситуацию, которая руководит, определяет поступки человека
формирование личную жизненную позицию на примере выбора героев произведения
Задачи:
Обучающая:
уметь определять ключевые вопросы темы урока и выделять проблемные ситуации в теме
уметь давать характеристику героев произведения
Развивающая:
развивать коммуникативные компетенции учащихся в процессе обсуждения темы
развивать память, мышление учащихся
развивать навыки выразительного чтения в процессе ответа на вопросы
Воспитательная:
воспитывать чувство меры при определении нравственных критериев жизненной философии и поступков героев
Сделать жизнь значительно трудней.В.В.МаяковскийХод урока
Каждый человек стремится в этой жизни быть, как минимум, счастливым. Но как им стать – вот в чем вопрос? Что для этого нужно? От человека? От жизни? А может быть, просто ждать от жизни подарков, которые и станут началом долгого безоблачного счастья?
Лев Николаевич Толстой говорил: “Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь”. Мудро, вроде бы просто, но как это осуществить в реальности. На уроке мы и попытаемся понять, обсудить, насколько возможна ситуация самостоятельного “созидания” счастливой жизни и как человек это реализует, имея личные представления о том, удалась жизнь или нет. Созидателем или разрушителем своей судьбы становится человек, стремясь к благополучию, невзирая на способы и средства достижения предполагаемой цели. Герои новеллы “Ожерелье” помогут нам.
- Какими чертами характера должен, по-вашему, обладать человек, чтобы состояться в жизни?
Чаще всего, когда у нас что-либо не получается, мы отвечаем: “Так получилось, обстоятельства оказались сильнее”. При этом мы совершенно не учитываем своей собственной роли в содеянном. Всем прекрасно известны два способа оценивания жизненных неудач. В первом случае мы спрашиваем себя: “Кто виноват в том, что так случилось?”. Во втором: “Что я сделал не так, в результате чего у меня что-либо не получилось?”
- Какой из вопросов вы бы озвучили применительно к себе?
- Кто в вашей жизни несет ответственность за происходящие неудачи?
- Почему?
Жизнь может быть безгранично разной. Счастливой. Беспечной. Обеспеченной. Достойной. Мучительной. Тягостной. Духовной. Общественной. Удавшейся. Бессмысленной. Честной. Продолжать можно бесконечно… Жизнь? Жизнь! Жизнь…
Вся сложность заключается в том, как создать и, более того, прожить ту жизнь, которая, в вашем понимании, является именно той, какую вы хотите прожить.
По-своему, драматически, но предельно реалистически рисует жизнь в своих новеллах Мопассан! Нас интересует жизнь героев новеллы “Ожерелье”. Это удивительное по своей драматичности и глубине психологического надрыва произведение. Всего на четырех страницах автор сумел дать совершенную картину жизни семьи, жизни, захватывающей своей простотой и сложностью одновременно. Герои Мопассана обыкновенны, предсказуемы во многом, но глубоко реалистичны в своих амбициях, претензиях, желаниях. Они становятся заложниками злобного и безрассудного коварства жизни, которое сопровождает их на протяжении всего повествования.
Итак, новелла “Ожерелье”.
- Какой смысл, по-вашему, заключен в названии произведения?
(Ожерелье – двигатель сюжета, мерило положения человека в обществе, возможность ощущать себя “достойным”, счастливым человеком, по мнению героини, причина краха жизненных надежд)
- Давайте познакомимся с героиней. “Изящная, очаровательная” Матильда. Кто она? Каков ее уровень жизни? Стремления? Притязания?
- Что уготовила ей жизнь?
(У нее не было ни приданого, ни надежд на будущее)
- А ведь она мечтала! О чем? Каковы были ее критерии счастливой, спокойной семейной жизни?
- Понимала ли героиня свое положение?
- Можно ли говорить, что она приняла такое положение вещей?
(Выйдя замуж за господина Луазель, “мелкого чиновника министерства народного образования”, Матильда все прекрасно осознавала, но не смирилась. Страдала, мучилась, возмущалась. Пыталась проигрывать роль дамы более состоятельной, чем была на самом деле. И мечтала...)- Была ли опасность для ее внутреннего мира в этих мечтаниях?
(Да, потому что росло чувство неудовлетворенности. А осознания того, что измениться жизнь не сможет, к ней не приходит. И это ещё более усугубляет общее состояние Матильды.
Маленькая бретонка, которая вела их хозяйство, стол, покрытый скатертью трехдневной свежести, и суп с капустой. “У нёе не было ни туалетов, ни драгоценностей, ровно ничего”. А только это героиня и любила. Она чувствовала, что для этого создана. А ещё она хотела быть обольстительной, чтобы ей завидовали, и т.п.
Стремление прожить чужую жизнь, более красивую, более беспечную, в некоторой степени ослепляло её)- А как воспринимал их совместную жизнь её муж? Почему?
(Во-первых, он любил свою жену, а во-вторых, был реалистом. Он жил тем, что давала жизнь, умел быть счастливым, довольствуясь отмеренным)- Правильную ли позицию занимал герой?
- Есть ли смысл требовать от жизни то, что она не может дать по определению?
- К чему может привести такая позиция?
(У супругов было разное восприятие жизни. Муж жил реальной жизнью, жена – мечтами, которые осуществить не могла)- Что было идеалом жизни Матильды?
Деньги
Вещи
“Овеществленная” зависть
- Но так ли ужасна была её жизнь на самом деле?
Чего героиня не смогла оценить из даров жизни, сполна отмеренных ей?
Молодость
Здоровье
Красоту
- Почему человек не в состоянии объективно оценить то, что имеет?
- Почему стремится к иллюзиям?
(Ещё более усугублялись жизненные ощущения героини, когда она встречалась со своей подругой Жанной Форестье)
- С каким чувством возвращалась Матильда домой от подруги?
(Она, Матильда, страдала, плакала от горя, от жалости к себе, от тоски и отчаяния. Случай, который изменил и без того “ужасную” жизнь госпожи Луазель, не замедлил произойти. Ее и мужа пригласили на вечер к министру народного образования)- Почему же Матильда не ощутила счастья, удовлетворения от этого приглашения?
- Чем еще более осложнилось ее состояние?
(А идти то в чем? И вновь судьба в лице мужа, уже второй раз, напоминает, что судьбу искушать все же бесполезно, даже опасно, в принципе)- Как решает проблему с одеждой для супруги господин Луазель?
(Отдает 400 франков, отложенные на ружьё. В их ситуации, скажем прямо, героический поступок. Он порожден любовью, поэтому безукоризнен. Но ничего “не напрягает” Матильду. Поэтому она с легкостью берет и ожерелье у своей “роковой” подруги, сама, своими руками выбирает именно “бриллиантовое” ожерелье. Не забываем – подруга богатая. Все. Шаг сделан)- Чем становится бал для героини?
(Исполнение мечты!!! А за все в жизни, к сожалению, приходится платить. Только вот расплата очень уж серьезная, страшная, роковая получилась. Праздник окончен, ожерелье утеряно, и даже мечтам уже нет места)- Почему господин Луазель все же принял решение вернуть ожерелье, вернее купить новое замен утерянного?
(Может быть, это гордость, честность, честь человека небогатого?)
- Чем пришлось расплатиться семье Луазель за утерянную драгоценность
- Реальным возмещением денег или все же настоящей расплатой за ложное представление Матильды о красивой и счастливой жизни?
(Какой страшный урок, какое серьезное, жестокое наказание. Но надо отдать должное, Матильда вела себя все эти10 лет стоически. “Госпожа Луазель узнала страшную жизнь бедняков… Она узнала тяжелый домашний труд, ненавистную кухонную работу”)- А что было бы, если Матильда не потеряла бы ожерелье?
(10 лет прошло, долги отданы, но это всего лишь долги чужим людям. Самое страшное еще впереди. Случайная встреча с Жанной – и вся правда открыта. Пережить этот удар. Это откровение судьбы гораздо сложнее.
Оказывается Форестье, будучи богатой, позволяла себе лукавить, пускать пыль в глаза, лицемерить, скрывать истинное положение вещей, чтобы не упасть в глазах светского общества… Вот и все. А наивная, одурманенная желанием беспечной, красивой жизни богачей Матильда?.. Именно сейчас и задает свои главные вопросы автор)- Он как бы утверждает: жизнь капризна и изменчива. А как ее прожить, чтобы…
- Можно ли говорить о том, что свою жизнь героиня прожила зря?
- В чем, по Мопассану, заключается урок жизни?
- Верно ли утверждение, что Матильда сама разрушила собственную жизнь?
(Даже гордость, с какой Матильда признается подруге в том, что произошло, сейчас уже не имеет смысла. Почему?)- Почему, в принципе, такая ситуация оказалась возможной?
- Где те оценки, критерии, которые могут определить суть, качество жизни человека?
- Да и есть ли они вообще?
- Как строить свою жизнь, чтобы не было места в ней таким драматическим ситуациям?
Талант Ги де Мопассана заключается в умении ставить вопросы, даже не произнося их вслух. А нам с вами, если мы хотим жить, а не существовать, должно на них ответить. Сумеем, значит, мы – настоящие!!! Не сумеем – жаль времени, потраченного впустую…