Конспект урока ИЗО на тему Ожерелье для Нефертити (5 класс)
Конспект урока ИЗО (5 класс).
Тема: Ожерелье для Нефертити.
Цели:
Систематизировать знания об искусстве Древнего Египта.
Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Развивать образное мышление, творческую фантазию и умение применять на практике полученные знания.
Оборудование и материалы:
Презентация с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, украшений.
Литературный ряд – стихи О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
Шаблоны фигур египтян; рисунки лотоса, скарабея и глаза; листы ватмана, изображающие города Гизу, Александрию, Луксор.
Художественные материалы для учащихся.
План урока.
Беседа (презентация) об истории и культуре Древнего Египта.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания (работа в группах).
Обсуждение работ и их оценка.
Ход урока.
1. Беседа (10 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение:
На плите,
на саркофаге,
на папирусной бумаге
и на всем, что видит взгляд,
иероглифы пестрят.
Рыбы,
звери,
птицы,
точки,
загогулины,
кружочки
Все знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!
- О какой стране идет речь? ( Древний Египет).
Правильно. Сегодня мы отправляемся в далекое прошлое на 5 тысячелетий назад. Именно с тех времен берет свое начало одна из самых древних и загадочных цивилизаций.
- Что вы знаете о Древнем Египте из уроков истории?
(Государство располагалось в долине реки Нил.
В ней правили фараоны, которые покоятся в пирамидах.
Жители Египта поклонялись множеству богов.)
Слайд 1. Эпиграф: «Да не гордится и не хвастает сердце твоесвоими знаниями. Всегда проси совета как у мудрого, так и у незнающего.Ибо подлинное искусство не имеет границ, и не было еще мастера, который в искусстве своем достиг бы совершенства. Птаххотеп.»
Но, вопреки высказыванию Птаххотепа, произведения искусства Египетских мастеров прекрасны и совершенны.
Слайд 2. Тема сегодняшнего урока «Ожерелье для Нефертити». Кто такая Нефертити? (Супруга египетского фараона Эхнатона. Ее имя означает «прекрасная пришла»).
Слайд 3. Объявление целей урока.
Слайд 4. Сначала мы посмотрим и вспомним то, что вы изучали о Древнем Египте на уроках истории в этом учебном году.
Глядя на эту карту, скажите - где находится Египет?
- На карте мы видим основные памятники культуры этой страны. Самые известные из них – пирамиды в Гизе. Слайд 5. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина служили погребениями фараонов. Они невероятно огромны: основание пирамиды Хеопса в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве. Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света.
Слайд 6. Покой фараонов охраняет Большой сфинкс. Пирамиды строили для мертвых, а храмы строили для богов.
Слайд 7. Фасад Большого храма в Абу-Симбеле, посвященного Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II.
Слайд 8. Величествен заупокойный храм царицы Хатшепсут, посвященный богине Хатор в Фивах. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов.
Слайд 9. Сейчас многие из этих сфинксов разошлись по миру, а несколько находятся в Санкт-Петербурге.
О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.
Слайд 10,11. О юном Тутанхамоне мы знаем благодаря тому, что его усыпальница дошла до нас неразграбленной.
Фигуры людей изображались по канонам – определенным правилам.
Слайды 12,13. - Попробуем определить, какие это были каноны.
Ноги и лицо изображали в профиль, туловище и плечи в фас. Фигуры богов и царей были большими, а фигуры простых людей – маленькими.
Слайд 14. Мужчины носили передник – схенти, туловище было свободно от одежды. Схенти обычно был просто белым у обычных людей, а у фараонов и богов мягко собирался в складки, украшался богато украшенным поясом. Цвет кожи мужчин должен был изображаться красно-коричневым.
У женщин и рабов кожа на рисунках должна быть желтой. Женщины носили узкое платье – калазирис. Египтянки активно употребляли косметику: красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги.
Повторите, как называлась одежда?
Все египтяне тщательно брили головы, и для защиты от солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.
Слайд 15. Особое место в одеяниях египтян занимали ювелирные украшения. Именно в Египте возникли все виды украшений из золота и драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы). Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.
Личные украшения были одновременно и предметами культа. Это обереги, талисманы, выполненные в виде традиционных символов и композиций из них.
Слайды 16-19.
Глаз – защита от беды и воскрешение после смерти.
Скарабей – символ солнца.
Лотос – красота, бессмертие.
Эти символы использовались в украшениях как женщин, так и мужчин.
- Повторите основные особенности рисования мужской и женской одежды.
2. Постановка художественной задачи (1 мин.)
А теперь, ребята, вам предстоит выполнить традиционный египетский костюм. Каждая группа представляет жителей определенного города: Александрия, Гиза, Луксор. При этом в украшениях жителей каждого из городов будет присутствовать один из культовых символов.
Физкультминутка (1 мин.)
Встаньте в позу ваших рисунков: повернули ноги налево, спину выпрямили, туловище прямо, плечи расправили, голову – налево. Замерли и попробовали постоять 7 секунд. Теперь попробуем сделать то-же самое в другую сторону.
3. Практическое выполнение задания (25 мин.)
Слайд 20. Каждый ученик получает фигурку-шаблон.
На каждом из трех столов лежат картинки с изображением символов: скарабея, глаза, лотоса. Выбрать символ для жителей своего города.
На фигурке-шаблоне нарисовать одежду: на мужчинах схенти, на женщинах калазирис.
Украсить фигурки ожерельем и браслетами с использованием выбранного символа: глаза, скарабея или лотоса.
Приклеить фигурку на лист своего города.
Слайд 21. Изображение египтян и звучание музыки сопровождает практическую работу.
4. Обсуждение работ.
Выставление оценок. (7 минут)
Задание на дом: подобрать материал о мифологии Древней Греции.
15