Голубое ожерелье Урала




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением
отдельных учебных предметов № 130 г.Челябинска








Конспект урока на тему:
«Голубое ожерелье Урала»








Работу выполнил:
Плешаков Евгений Владимирович
учитель географии,
первая категория





Челябинск, 2014














































Краеведение
6 класс
Тема урока «Голубое ожерелье Урала»

Программа: Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-8 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области/Под общей редакцией кандидата исторических наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008.

Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Урок-путешествие

Средства обучения:
Физическая карта Челябинской области
2. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС,2010
3. М.А. Андреева, А.С. Маркова. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.- Челябинск .: Южно-Уральское книжное издательство, 2002.
4. Контурные карты по географии Челябинской области.-Челябинск:АБРИС,2010
5. Челябинская область. Атлас. Учебное пособие. Челябинск.: АБРИС, 2010.
6. Мультимедийный проектор
7. Экспертные листы, карточки с заданиями

Цель: Создание условий учащимся для знакомства с озерами Челябинской области и изучения темы урока.

Задачи урока
Образовательные:
1. Сформировать представление об озерах Челябинской области
2. Дать знания о происхождении озерных котловин
3. Закрепить знания номенклатуры
4. Показать значение озер для жизни и хозяйственной деятельности человека
Развивающие:
1. Способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся
2. Продолжить формирование умений работать с картами атласа, контурными картами
3. Способствовать развитию умений составлять характеристику озер при помощи карт атласа, текста учебника и другим источникам информации
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь учащихся к Родному краю
2. Воспитывать бережное отношение к природе
3. Формирование самостоятельности, умения работать в группе

Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения


Приемы обучения:
Работа с картами атласа, контурными картами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника


Планируемые результаты работы:
Познавательные УУД: находить ( в учебниках и других источниках) достоверную информацию, анализировать ( выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы.
Регулятивные УУД: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно.
Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его; понимать позицию другого; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
Личностные УУД: осознавать, адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и сове поведение.





























Содержание урока

1. Организационный момент

Ведущая деятельность

учителя
учащихся

Проверка отсутствующих, установление дисциплины
Учащиеся готовятся к уроку

Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы в очередной раз встретились с вами на уроке краеведения, чтобы продолжить изучение родного края, узнать новое, а также закрепить то, что вам уже было известно.
Урал, а также природные объекты Урала часто встречаются в стихах южноуральских поэтов. И при изучении природы Урала невозможно обойтись без стихов Людмилы Татьяничевой.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
Как вы думаете, что имела в виду Людмила Татьяничева, говоря: «Я вижу свой синий Урал»?
Совершенно верно. Реки и озера.
Я приглашаю вас в мир удивительной природной красоты, в мир тайны, тишины, легкого течения водной глади.
Тема нашего урока сегодня «Голубое ожерелье Урала».
В давние времена богатство Уральских гор охранял богатырь Семигор. Было у него волшебное хрусталь-зеркало. Глянешь в него и видишь, что под землей лежит. А неподалеку от Семигора жила завистливая колдунья. Утащила она зеркало, когда богатырь спал. Проснулся Семигор, хватился, что зеркала нет, и в погоню. Видит воровка, нагоняет богатырь, не уйти от расплаты, и бросила чудо-зеркало. Упало оно на скалы. Только и брызнули осколки, осыпали леса Урала. С тех пор сверкают в них, переливаются бесчисленные хрусталь-озера.
Слайды озер
В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озера
Осколками древних морей.
Л. Татьяничева




2.Этап усвоения новых знаний

Постановка задачи
Южный Урал-край озер. И называют его так неслучайно. На территории Челябинской области их насчитывается около 3170. Среди них большие, глубокие, обмелевшие, прозрачные, светлые и темные, тинистые, заиленные, богатые рыбой и «мертвые». Ребята, а на каких озерах Челябинской области были вы?
Озер много, изучить все невозможно. Сегодня на уроке мы рассмотрим самые поэтичные озера Челябинской области. Их называют «Младший брат Байкала», «Уральская Рица», «Голубая жемчужина».
И вы примете самое активное участие в составлении характеристики этих озер. Сегодня вы выступите в необычной для себя роли. Вы будете представителями туристических фирм. Каждая туристическая фирма будет представлять свое озеро и ваша задача составить характеристику озера, представить его и доказать, что именно на это озеро нужно совершить экскурсию в первую очередь. Вы будете поделены на три группы, один человек от группы выберет озеро, которое вы будете представлять. В процессе добывания знаний в тетради вы будете заполнять таблицу, в которой будут данные и по озерам других туристических фирм.
В конце урока вы должны представить прайс-лист вашей фирмы.
На столах у каждой группы находится литература, необходимая вам для работы.
Составлять характеристику будем по плану.
1. Географическое положение ( Район расположения).
2. Общая характеристика (площадь зеркала, объем воды, глубина; соленость воды; озеро сточное или бессточное)
3. Происхождение озерной котловины
4. Значение озера
5. Легенды и мистика

Деление учащихся на группы
Работа в группах, заполнение листов, работа с литературой и планом

3. Этап проверки выполнения учащимися поставленных задач

Организация работы с литературой, с планом, заполнение таблицы
1. Нужно указать в какой части Челябинской области находится озеро и в каком районе (атлас стр. 5, 6, 8)
2. Определить объем воды (атлас стр 12)
Ребята, а на каких уроках вы определяли площадь? Какими способами вы это делали?
Сейчас я предлагаю вам высчитать площадь зеркала озера способом, который вы раньше не использовали.
А. взвесить 1кв.см (картон)
Б. Вырезать фигуру озера из того же материала, взвесить.
В. Составить пропорцию, посчитать с учетом масштаба.
Соленость воды. Что это такое? Единица измерения? От чего зависит соленость?
Что такое озеро сточное и бессточное? Почему озеро Увильды бессточное, а соленость у него невысокая?
3. Происхождение озерной котловины (сборник стр 43). Какие виды озерных котловин вы знаете? Каковы их характеристики?
4. Значение озера для человека и его хозяйственной деятельности?
5 Легенды и мистика

1. Учащиеся работают с литературой, после каждого пункта плана заполняется таблица.
2. Учащиеся вырезают фигуру озера из картона, взвешивают на весах и определяют площадь озера


Южный Урал буквально окутан легендами. Здесь каждый уголок таит секреты. Одни названия чего стоят-Тургояк, Зюраткуль, Увильды. И у каждого из них своя история. Красивы эти озера, красивы и легенды, сложенные о них.
Учащиеся выступают с легендами

4 Этап закрепления нового материала

Ребята, теперь ваша задача заполнить прайс-лист и представить озеро таким образом, чтобы всем захотилось посетить его в первую очередь.

Выступают учащиеся с прайс - листами

Вы все интересно представили свои озера и очень трудно выбрать какое- то одно.
Озера, которые мы рассмотрели сегодня на уроке отнесены к гидрологическим памятникам природы Челябинской области. Но вместе с тем эти озера отнесены к числу ценнейших водоемов мира. Это значит, что они являются памятниками не только российского, но и мирового уровня.
Экологические проблемы

Выделяют экологические проблемы

5. Инструктаж домашнего задания

Объяснение домашнего задания
На контурной карте обозначить озера Челябинской области
«Лингвистический конструктор» (объяснить происхождение названий 5 озер Челябинской области)
Записывают домашнее задание

6. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Мне хотелось бы узнать ваше отношение к уроку. Для этого давайте выполним интересное задание. Это задание называется синквейн. В переводе с французского «пять», это значит стихотворение из пяти строк.
Первая строка  тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка  два слова (чаще всего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета
Третья строка  образована тремя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], описывающими характерные действия
Четвертая строка  фраза, подходящая к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка  одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Например:
1. Перемена
2. Шумная, веселая
3. Бегаем, отдыхаем, едим
4. Отдыхать – не работать
5. Счастье
Теперь по этому примеру, опишите свое отношение к прошедшему уроку.
Всем спасибо за урок.
Выполняют задание


Приложение

Характеристика озера
Увильды
Зюраткуль
Тургояк

Географическое положение
Аргаяшский
Саткинский
Миасс

Площадь зеркала, кв. км
68,1
13,2
26,4

Объем воды, млн. м
1014,0
82,8
507

Глубина, м
Средняя 14 макс. 38
Средняя 4,5 макс. 9,5
Средняя 19,2 макс. 32,5

Происхождение озерной котловины
тектоническое
тектоническое
тектоническое


































15