Статья Формирование читательской самостоятельности младших школьников: из опыта работы.



Формирование читательской самостоятельности младших школьников: из опыта работы
Демидова Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ ООШ №15 имени Н.И. Дементьева
Г. Рыбинска
Привить ребёнку вкус к чтению-
лучший подарок, который
мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан
Педагогической наукой доказано, что отношение к книге, чтению формируется в первое десятилетие жизни человека. Именно в этом возрасте решается вопрос, станет ли впоследствии ребёнок «человеком читающим» или, повзрослев, пополнит ряды представителей «нечитающего мира».
Неоспоримо утверждение, что работа учителей начальных классов по приобщению детей к чтению должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, нацеленной на формирование читательской самостоятельности младших школьников.
Возникают вопросы: «Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Как организовать работу по формированию читательской самостоятельности школьников? Возможно ли это в условиях повсеместного распространения медиатехнологий?» Наш ответ однозначен: « Возможно. И для этого в руках современного учителя начальных классов имеется достаточно эффективный методический инструментарий».
Анализ программ литературного чтения, реализуемых в начальной школе, подтверждает, что в них обязательно предусмотрена работа с книгой: самостоятельное чтение, высказывание оценочных суждений о прочитанном, выбор и определение содержания книги по её элементами. Для формирования данных умений в одних программах выделяется  специальный раздел, в других формирование умений идет во всех разделах программы.
Обучение литературному чтению по программе Любови Александровны Ефросининой и Маргариты Ивановны Омороковой УМК «Начальная школа XXI века» нацелено на то, чтобы помочь ребёнку стать читателем. А это значит - ввести младших школьников в богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить их читательский опыт. Отличительной чертой этой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и непосредственно с самой книгой.
Учебная, художественная, справочная книга - необходимый и обязательный атрибут уроков литературного чтения. В состав УМК Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой кроме учебников, включены «Хрестоматии», словарь-справочник «Книгочей». При изучении произведений постоянно идёт обучение работе c книгой, знакомство с её выходными данными, развивается интерес к самостоятельному чтению.
Отличительными особенностями программы являются уроки литературного слушания и знаково-символическое моделирование через введение заместителей жанров и тем. Уроки литературного слушания проводятся один раз в неделю. На данных уроках у первоклассников формируется читательское восприятие произведений. Дети учатся слушать и воспринимать художественное произведение. Во 2 классе эти уроки слушания включены в учебники под рубрикой «Послушай». Включение произведений для слушания в учебник позволяет удовлетворить читательский интерес школьников, желающих перечитать произведение, с которым знакомились на уроке. В 3-4 классах продолжается работа по обогащению читательского опыта. Одним из основных результатов изучения курса литературного чтения становится формирование у обучающихся читательской самостоятельности – личностного качества, которое характеризуется устойчивой потребностью и способностью читать по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все необходимые универсальные учебные действия.
Опыт работы педагогов по курсу Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой подтверждает продуктивность авторской стратегии становления ребёнка - читателя.
Развитие культуры читателя не ограничивается рамками уроков. Во внеурочной деятельности средством расширения читательского пространства становится курс Л.А. Ефросининой «В мире книг», который разработан на весь период начального обучения. Главные его задачи: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; расширение литературно-образовательного пространства младших школьников; формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Содержание курса создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Для формирования у обучающихся стремления к саморазвитию, самообразованию необходимо использовать ресурсы школьной библиотеки.
Библиотекари становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Например, при проведении уроков литературного слушания учитель и библиотекарь становятся профессиональными партнёрами. За годы сотрудничества выработался особый сценарный план проведения подобных уроков. На этапе знакомства с книгой деятельность обучающихся организует библиотекарь. Он демонстрирует детям разные издания книг, проводит обзоры книг, представляет аннотированные каталоги. Библиотекарь сообщает школьникам интересные сведения из жизни поэтов, писателей. Чаще именно библиотекарь читает или рассказывает, декламирует текст произведения, изучаемого на уроке. Учитель организует анализ детьми произведения, моделирование обложки книги, составление аннотации, заполнение дневника читателя, каталожной карточки, управляет контрольно-оценочной деятельностью учащихся.
При проведении занятий по курсу «В мире книг» также используются ресурсы Переборской детской библиотеки. Основная часть занятий проходит на базе библиотеки. Дети выполняют различные практические задания в читальном, демонстрационном залах, работают на книжных выставках, участвуют в разнообразных викторинах, литературных конкурсах, занимаются «писательским творчеством», работают с алфавитными, тематическими каталогами и детской периодикой.
Курс «В мире книг» и программа по литературному чтению Любови Александровны Ефросининой и Маргариты Ивановны Омороковой органично вплетается в комплексную программу по развитию детского чтения, разработанную ещё одним социальным партнёром - детской библиотекой микрорайона. Данная программа состоит из трёх подпрограмм, соответствующих возрастным особенностям юных читателей: «Книжная радуга» (1-2 классы), «Помоги страница хорошо учиться» (3 класс), «Тысячи мудрых страниц» (4 класс).
В комплексной программе предусмотрены мероприятия, посвящённые памятным датам: Неделе детской книги «Книжкины именины», Дню славянской письменности, Пушкинскому дню, Общероссийскому дню библиотек. Ежегодно подпрограммы заканчиваются акцией «Летнее чтение», которая проходит под девизом: «Лето не для скуки!».
Об эффективности совместной работы школы и библиотек по поддержке и развитию детского чтения свидетельствует активное посещение детьми библиотеки, их участие в различных литературных праздниках, конкурсах, проектах.
2015 год - год Литературы в России. Юных книгочеев, их учителей и родителей впереди ждут незабываемые образовательные события и проекты.
Литература:
Ефросинина Л.А, Оморокова М.И.: Литературное чтение. Программа. 1-4 класс. -Вентана-Граф, 2013Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002.