Урок-игра «Знатоки автомата Калашникова»

Министерство образования и науки Республики Татарстан
Чистопольский муниципальный район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Татарско-Толкишская средняя общеобразовательная школа»



Методическая разработка урока по курсу «Основы военной службы» на тему:



«Знатоки автомата Калашникова»




Разработал:
преподаватель-организатор ОБЖ
1 квалификационной категории
Сатдаров Фаргат Гумерович



Татарский Толкиш - 2012
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: Г.А.Мирсиапова
«_____» __________________________ 2012 г.

ПЛАН
проведения урока с учащимися Х класса.
Тема: «Знатоки автомата Калашникова»
Задачи: (учебные вопросы)
Командная игра-конкурс «Знатоки автомата Калашникова»
Цели урока:
Воспитательные – воспитание патриотизма и гордости за свою Родину, посредством ознакомления с ее достижениями в области создания оружия, воспитание чувства коллективизма, чувства товарищества.
Образовательные – практическое повторение и закрепление пройденного материала по истории создания, по устройству АК.
Метод: урок-игра, урок-конкурс.
Время: 45 минут.
Материальное обеспечение: макет автомата Калашникова – 2 шт., рисуночные тесты, словарные тесты, черный пакет (сумка), кроссворды, секундомер, листы бумаги, ручки, карандаши.
Ход урока:
Организационная часть
Построение отделений, рапорт командиров отделений.
Объяснение темы, задач и целей урока.
Начало урока-игры.
Учащиеся занимают заранее подготовленные места.
1 этап – Приветствие команд (домашнее задание):
Выступление команд с заранее подготовленными рефератами по:
истории создания автомата;
боевым свойствам автомата.

Кроссворды каждой из команд по тематике урока.
2 этап – Конкурс капитанов.
Капитаны задают друг – другу по 3 вопроса по тематике урока.
3 этап – Конкурс «Секретная шифровка» (Слова – перевертыши).
Составить слова имеющие отношение к теме урока. Время – 1 минута. Капитан команды называет того, кто будет отвечать.

Задание: ТЛВСО, РИПЛЕЦ, ЛАДРИКП, ТВОРАЗ, ЕВЦЕЬ, ШАКУМ, РАПТНО, ЯУЛП, ЛОМПОШ, БКАУРТ.

4 этап – Конкурс «Исчезнувшие слова». Время - 1 минута.

Задание: дополнить фразу: 1. «Автомат ____________________ предназначен для
____________________________ живой силы ____________________________ .
(Автомат Калашникова предназначен для уничтожения живой силы противника.)
2. «В ______________________________________ бою к ___________________
присоединяется _______________ - _______________ .
(В рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож.)

5 этап – Конкурс «Рисуночные тесты» ( а) по рисункам назвать детали автомата Калашникова, б) по рисункам назвать операцию неполной разборки автомата). Время – каждый конкурс 1 минута.
а) Внимательно посмотрите на рисунки. Из предложенных вариантов названий основных частей и механизмов автомата выберите один, с вашей точки зрения, правильный:

а) ствол со ствольной коробкой, прицельным приспособлением и прикладом;
б) ствол с прицелом и ложем;
в) ствол с газовой камерой, прицельным приспособлением и прикладом.
Ответ: а.

а) крышка ствольной коробки;
б) ствольная коробка;
в) газовая трубка.
Ответ: а.

а) штык-нож;
б) штык;
в) штык-тесак.
Ответ: а.

а) возвратный механизм;
б) возвратная пружина;
в) механизм возврата.
Ответ а.

а) затворная рама с газовым поршнем;
б) газовый поршень;
в) рама для запирания канала ствола.
Ответ: а.

а) газовая трубка со ствольной накладкой;
б) ствольная накладка с газовой трубкой;
в) газовая трубка.
Ответ: а.

а) затвор;
б) боек;
в) затворное устройство.
Ответ: а.

а) шомпол;
б) ершик для чистки канала ствола;
в) выколотка.
Ответ: а.

а) цевье;
б) газовая трубка;
в) ствольная накладка.
Ответ: а.

а) магазин;
б) корпус магазина;
в) подаватель патронов.
Ответ: а.

а) пенал с принадлежностью;
б) затвор;
в) принадлежность.
Ответ: а.
б) Какая из предложенных операций неполной разборки автомата изображена на рисунках в каждом варианте?

а) отделение магазина;
б) присоединение магазина;
в) отделение цевья.
Ответ: а.


а) отделение шомпола;
б) присоединение шомпола;
в) отделение газовой камеры.
Ответ: а.



а) отделение крышки ствольной коробки;
б) отделение ствольной рамы;
в) отделение приклада.
Ответ: а.


а) отделение возвратного механизма;
б) отделение приклада;
в) отделение затворной рамы с затвором.
Ответ: а.

а) отделение затворной рамы с затвором;
б) отделение затвора от затворной рамы;
в) отделение затвора.
Ответ: а.

а) отделение затвора от затворной рамы;
б) отделение затворной рамы и затвора;
в) отделение затворной рамы от затвора.
Ответ: а.
6 этап – Конкурс «Черный мешок». (В черный, плотный мешок укладываются детали автомата Калашникова. Участник должен, на ощупь, угадать название детали автомата.) Участвуют по 2 участника от команды.
7 этап – Конкурс «Распредели по порядку» (Команды должны расставить в правильном порядке операции по разборке и сборке автомата.)

Распределите операции в порядке их выполнения при неполной разборке автомата (ответ представьте последовательностью букв, например: в, а, .):
А) отделяют затворную раму с затвором;
Б) отделяют шомпол;
В) отделяют газовую трубку со ствольной накладкой;
Г) отделяют магазин;
Д) отделяют возвратный механизм;
Е) отделяют затвор от затворной рамы;
Ж) вынимают пенал с принадлежностью;
З) отделяют крышку ствольной коробки.
(Ответ: Г, Ж, Б, З, Д, А, Е, В)




2. Распределите операции в порядке их выполнения при сборке автомата после неполной разборки (ответ представьте последовательностью букв, например: в, а, .):
А) присоединяют шомпол;
Б) присоединяют затворную раму с затвором к ствольной коробке;
В) присоединяют крышку ствольной коробки;
Г) присоединяют магазин к автомату;
Д) присоединяют затвор к затворной раме;
Е) присоединяют возвратный механизм;
Ж) присоединяют газовую трубку со ствольной накладкой;
З) вкладывают пенал с принадлежностью в гнездо приклада.
(Ответ: Ж, Д, Б, Е, В, А, З, Г).

8 этап – «Разборка и сборка автомата Калашникова». (Практическая отработка навыков неполной разборки и сборки автомата. Участвуют по 3 участника от каждой команды).
9 этап – «Отгадай кроссворд и найди ключевое слово» (Учащиеся отгадывают кроссворды) Цель – подведение учащихся к теме следующего урока.


______________________ - служит для направления полета пули.
______________________ - служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы.
Боевой _______________ состоит из пули, гильзы, порохового заряда и капсюля.
______________________ состоит из колодки прицела, пластинчатой пружины, прицельной планки и хомутика.
_____________________ применяется для чистки и смазки канала ствола, каналов и полостей других частей автомата.
____________________ служит для удобства действий с автоматом и для предохранения рук от ожогов.
Газовая _______________ со ствольной накладкой служит для направления движения газового поршня и предохранения рук от ожогов при стрельбе.
_____________________ и пистолетная ручка обеспечивают удобство стрельбы из автомата, а также используется для поражения противника в ближнем бою.

Ключевое слово: СТРЕЛЬБА (Тема следующего урока)








5 Ш

8 П




4 П
О

Р



3 П
Р
М
6 Ц
7 Т
И


2 З
А
И
П
Е
Р
К


А
Т
Ц
О
В
У
Л

1 С
Т
Р
Е
Л
Ь
Б
А

Т
В
О
Л

Е
К
Д

В
О
Н



А


О
Р







Л










Заключительная часть. Подведение итогов. Выставление оценок.
Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 9Рисунок 10Рисунок 14Рисунок 26Рисунок 27Рисунок 29Рисунок 30Рисунок 31