Состояние и пути совершенствования деятельности школьного дополнительного образования
Министерство культуры РФ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Факультет социально-культурных технологий
Специальность: социально-культурная деятельность
Курсовая работа
«Состояние и пути совершенствования
деятельности школьного дополнительного образования»
Выполнила студентка 3 курса
Шеркунова Е.О.
Заочное отделение (СПО)
Группа №30363
Проверила
Кандидат педагогических наук, доцент
Вильчинская-Бутенко М. Э.
Санкт-Петербург,
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы дополнительного образования
1.1. Характеристика становления дополнительного образования детей в России…………………………………………………………………………….7
1.2. Анализ современного подхода к дополнительному образованию
в школе…………………………………………………………………………..13
Выводы…………………………………………………………………………..22
Глава 2. Состояние и пути совершенствования деятельности школьного дополнительного образования детей на примере общеобразовательной школы.
2.1. Характеристика деятельности ОДОД ГОУ СОШ № 191 с углубленным изучением немецкого языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга………..................................................................................................23
2.2. Пути совершенствования деятельности учреждения дополнительного образования ОДОД ГОУ СОШ № 191 с углубленным изучением немецкого языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга…………………….….28
Выводы…………………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Введение
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется
усилением роли дополнительного образования детей .
Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет
потребностям развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений
дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка,
его природные способности. Этим в значительной степени определяются
характеристики образовательного процесса в данных учреждениях,
отличающегося от базового иным способом педагогического руководства:
обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня
сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется
творческое сотрудничество детей и взрослых.
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Актуальность исследования состоит в том, что система дополнительного образования детей все больше воспринимаются как сфера отдельных услуг, которые работают отдельно друг от друга, не представляя общей целостности. Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства учреждения дополнительного образования детей своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию этого учреждения зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждение. Особое значение приобретает реализация комплексного подхода и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества и развития творческих способностей детей.
Теоретической основой являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш);
Совершенствование деятельности дополнительного образования детей даст возможность раскрыть разные способности ребенка.
Цель: Рассмотрение и совершенствование современного подхода в системе
дополнительного образования детей для привлечения интереса и
раскрытия творческого потенциала детей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты становления и функционирования системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.
2. Исследовать направления развития образовательного учреждения дополнительного образования детей ГОУ СОШ 191
3. Предложить методику развития комплексного подхода в деятельности дополнительного образования детей ГОУ СОШ 191
Объект исследования
Система дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении .
Предмет исследования
Совершенствования деятельности учреждения дополнительного образования детей.
Гипотеза исследования
Повышение интереса учащихся в разных видах деятельности
стимулирует развитие творческой способностей и интереса к искусству в целом.
Также важной частью является рассмотрение степени разработанности проблемы в современном ОДОД
Методы исследования: использование теоретических и эмпирических методов.
Ваза исследования:
отделения дополнительного образования детей (ОДОД) Государственного бюджетного образовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 191 с
углубленным изучением немецкого языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Этапами исследования являются:
аналитический (анализ современного состояния ОДОД,
диагностический
проектный (методика совершенствования ОДОД)
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению
материала в кружках, т.е. включение разных видов деятельности. Это то, что
сейчас не используется.
Практическая значимость- предложить методику для ОДОД ГОУ СОШ №191.
Дополнительное образование активно развивается в общеобразовательных
школах и все больше приобретает значимость среди учащихся к основным
своим видам деятельности, но не имеет комплексного подхода, что могло
бы дать еще большую заинтересованность детей. В ОДОД дети проявляют себя,
свои способности и таланты, но делают это в очень узких направленностях,
что не дает ребенку раскрыть все свои способности в полной степени. В моей
работе будет главным образом именно эти моменты.
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования системы дополнительного образования
1.1. Характеристика становления дополнительного образования детей в России.
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальныхроссийских форм внешкольной и внеурочной работы(воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря
К концу 80-х началу 90-х годов по-новому осмысливаются традиции дополнительного образования, воспитания, внеурочной работы. В быстро меняющемся постсоветском обществе возникла потребность во введении нового направления образования -дополнительного. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.
Проведенный ретроспективный анализ внеурочной работы в отечественной педагогической науке и практике позволил увидеть теоретические, методические, практические основы, на которых в 90-х годах начала создаваться система дополнительного образования детей в школе.
Эта система предоставляла детям дополнительные условия для развития их интересов и способностей, она расширяла рамки школьных занятий, стимулировала развитие творческой и познавательной активности, помогала "найти себя", друзей, занятие по душе.
Основным требованием для отнесения разных педагогических практик к категории "дополнительное образование детей" является наличие образовательной программы, фиксирующей образовательные цели и результаты предлагаемой детям образовательной деятельности.
Особенностью процесса дополнительного образования детей является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно-разделенной деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения.
Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).
Система внутренних мотивов, возникающая при вышеозначенном взаимодействии, переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения репродуктивных задач (без которых не может состояться ни одна цель образовательной деятельности) за счет создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимодействий.
Современная практика развития системы дополнительного образования демонстрирует необходимость движения в направлении признания стандартизации - перехода в статус образовательных учреждений, со всеми вытекающими из этого требованиями к содержанию программ, организации педагогического процесса и пр.
Стандартом (общим требованием) в дополнительном образовании детей становится образовательная программа как педагогическая технология - сложная система приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимоувязанных задач, содержания, форм и методов организации образовательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на другие, что и создает в итоге определенную структуированную совокупность условий для развития индивидуальности ребенка. Дело не в том, что универсальный процесс педагогического творчества, инновационной деятельности в образовательном процессе деятельности дополнительного образования детей не закончен и не может быть закончен. Всегда будут рождаться новаторские идеи, продолжаться творческий поиск педагогов, постоянно будут меняться интересы, желания, запросы, возможности детей, давая новые стимулы к развитию содержания образовательных программ.
Каждое учреждение дополнительного образования детей выстраивает свою сложную педагогическую систему, исходя из норм и традиций своей культуры, убежденно следуя осознанному выбору основных ориентиров и миссии, определяя структуру образовательного процесса, его общее содержание, ориентацию и технологию.
Внутри этой системы действуют, в соответствии с определенными целями и задачами, структурные подразделения или отделы учреждения, имеющие свои комплексные, модульные, интегрированные программы, отдельные группы, объединения детей и педагогов. Содержание образовательного процесса учреждения осуществляется через множество отдельных образовательных процессов, внутри которых педагоги, дети и родители достаточно самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и методику своего взаимодействия.
Ведущее место в развитии музыкальной культуры занимают хоровые школы. С появлением хоровых школ, как новой эффективной формы музыкального воспитания детей, началась полоса интенсивного развития детского хорового искусства.
Главные отличительные черты хоровой школы - это сочетание исполнительской и просветительской деятельности с учебно - образовательной и воспитательной работой.
Значение занятий хоровым искусством очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:
- здоровье.
В процессе пения происходит нелекарственная реабилитация функционального состояния человека, восстановление и увеличение его работоспособности;
- интеллектуальное развитие.
Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулированием мыслительной деятельности и развитием укреплением памяти;
- самоактуализация
как результат сформированных метапотребностей (отдаленных целей), присутствие которых организует жизнь и вносит в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу как способность к осмысленному альтернативному выбору и действию.
Нельзя ни на минуту забывать, что оптимальный период для занятий искусством - детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации, для формирования определенного, соответствующего нормам общества, индивидуально- психологического склада личности. Надо понять, что занятия искусством - это не барская прихоть, это - необходимость: правое полушарие - "эмоциональный мозг." - является базисом для развития левого полушария - "мозга рассудочного": только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий мозга и только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность - святая святых задач системы народного образования и родительского воспитания (П.В.Симонов). В этой связи становится очевидным, к чему приводит недооценка художественного образования подрастающего поколения: оно запрограммировано на ущербность развития, что ведет к непредсказуемым последствиям во всех сферах деятельности человека. В системе же народного образования в условиях поурочной организации обучения при наличии продуманной образовательной программы и квалифицированных специалистов имеется прекрасная возможность для изучения многих видов искусств и среди них: сольного пения, хорового пения, живописи, хореографии, народных ремесел, фольклора и т.д. Овладение ими в период взросления человека служит базисом для его полноценного развития и формирования творческого потенциала, а во взрослом состоянии снимет напряженность с ряда производственных и социальных проблем. Проблема очень и очень серьезная и в условиях существующего общественного кризиса ее решение не должно откладываться на будущее, будущего может и не быть, если подрастающее поколение лишить возможности гармонического развития.
1.2. Анализ современного подхода к дополнительному образованию в школе
Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
художественно-эстетическое;
научно-техническое;
спортивно-техническое;
эколого-биологическое;
физкультурно-оздоровительное;
туристско-краеведческое;
военно-патриотическое;
социально-педагогическое;
культурологическое;
экономико-правовое.
Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.
Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.
Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.
Так произошло, например, в школе №79 г. Санкт-Петербурга, где в начале 90-х годов была создана экспериментальная историко-краеведческая Школьная лаборатория юного петербуржца (ШЛЮП). Ее целью стало привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга в целом и Калининского района в частности; обучение школьников способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по городу и его окрестностям; вовлечение старшеклассников в учебно-исследовательскую работу; включение детей в деятельность по восстановлению города и охране памятников культуры. Первоначально появившись во внеклассной и внешкольной работе с учащимися, краеведческие программы впоследствии вошли и в учебный план школы. Теперь в школьном расписании можно найти факультативный курс “История Калининского района Санкт-Петербурга”; в ряд разделов по истории — “Историю древнего мира”, “Историю средних веков”, “Историю религий” и др. — введен краеведческий компонент. Выпускники специализированного класса сдают Государственный экзамен по истории и культуре Санкт-Петербурга и получают удостоверение экскурсовода.
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.
В качестве примера можно привести опыт взаимодействия школы № 219 Северо-Восточного административного округа г. Москвы с Центром детского и юношеского творчества (ЦДЮТ) “Бибирево”. На базе этих учреждений была разработана и апробирована (с 1994 по 1999 гг.) комплексная экспериментальная программа “Родные истоки”, направленная на приобщение школьников к отечественной культуре, понимание детьми ее истоков. Основными направлениями программы стали:
родиноведение (москвоведение);
духовно-нравственные традиции русского народа;
русское хоровое пение;
народные промыслы и ремесла;
искусство книги;
среднерусский музыкальный фольклор.
Педагоги проводили экскурсии, знакомили детей с прошлым славян. Учащиеся на практике овладевали искусством вышивки бисером, лоскутной техники, плетения кружев, узорного ткачества, росписи по дереву; изучали историю русского костюма, способы изготовления текстильной игрушки; осваивали приемы литературного редактирования текста, художественного оформления книги, а также ее ремонта и реставрации; приобретали навыки организации предприятий артельного типа. Интеграция основного и дополнительного образования нашла выражение в том, что теперь по дополнительным образовательным программам занимаются не только воспитанники ЦДЮТ “Бибирево”, но и учащиеся многих школ округа (№ 954, 953, 604, 297, 1051, 166, 139), в которых ведутся следующие учебные и факультативные занятия:
русская артель — факультативный курс по основам экономики
славяно-горицкая борьба — образовательный курс по русской борьбе;
москвоведение — факультативный курс духовно-нравственные традиции русского народа
отечественная художественная культура
народное пение — факультативный курс по музыкальной культуре
русское изобразительное искусство — учебный курс для 5–7 классов;
лоскутная мозаика — факультативный курс по художественному труду
бисероплетение — обучающий курс
среднерусский фольклор — обучающий курс
Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное — создает основу до профессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.
В последнее время в печати приводится немало примеров интеграции данного типа. Так, на страницах журнала “Образование в современной школе” уже освещался опыт Центра образования “Москва-98” № 1953. Здесь в единый комплекс объединены детский сад, общеобразовательная школа, центр детского творчества, спортивный клуб с тренажерным и спортивным залами, открытыми спортивными площадками, современным плавательным бассейном. Образовательная программа этого комплекса базируется на принципах личностно ориентированного обучения, индивидуального подхода к интересам и возможностям учащихся, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
В г. Ставрополе широко известен интегративно-образовательный комплекс для интеллектуально одаренных детей, созданный на базе городского Дворца детского творчества, лицея №5 и Ставропольского государственного университета. Сотрудники комплекса участвуют в реалиНе менее интересен и опыт небольших городов. Например, в г. Озерске Челябинской области апробируется инновационная система образовательной и воспитательной деятельности социально-педагогического комплекса дополнительного, базового и профессионального образования. Здесь создан Социально-педагогический образовательный комплекс, объединивший в единую структуру Дворец детского творчества, клубы по месту жительства, общеобразовательную школу с углублённым изучением предметов культурологического цикла и художественное отделение педагогического колледжа. Интеграция различных видов образования создает целый ряд преимуществ и для детей, и для педагогов, и для социума в целом. Так, у детей и подростков формируется устойчивый интерес к различным направлениям дополнительного образования, предлагаемым Дворцом и клубами. Повышение интереса у детей стабилизирует состав творческих коллективов Дворца, особенно в старшей возрастной группе. Продолжив по окончании 9-го класса учебу в педагогическом колледже, подростки могут получить специальность “педагог дополнительного образования” и без адаптационного периода начать работу в системе дополнительного образования детей. Все это позволяет стабильно удерживать детей и подростков в рамках воспитательного пространства социально-педагогического комплекса и постоянно расширять это пространство.
В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где, кроме школьных учителей, есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Причем это влияние разнопланово.
Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы.
Дополнительные образовательные программы:
углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Жаль, что воспитательные возможности дополнительного образования до сих пор осознаются педагогами в недостаточной мере. Как показывает опыт УВК и других школ с развитой системой дополнительного образования, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях. Именно тогда педагоги постепенно начинают воспринимать занятия школьников художественным или техническим творчеством, спортом или туризмом как факторы, содействующие предметному обучению и личностному развитию детей.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. зации программы “Школа — вуз — аспирантура — докторантура”.
Вывод:
Я считаю, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют.
Дети неравнодушны к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Глава 2. Состояние и пути совершенствования деятельности школьного дополнительного образования детей на примере общеобразовательной школы.
2.1. Характеристика деятельности ОДОД ГОУ СОШ № 191 с углубленным изучением немецкого языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ГОУ СОШ № 191 - это школа, в которой создана особая эмоционально-привлекательная среда. Яркая атмосфера общешкольных праздников, выездов старшеклассников, увлекательное путешествие учеников начальной школы, концерты, фестивали, творческие игры!
ОДОД является структурным подразделением ГОУ СОШ № 191.
Отделение дополнительного образования детей открыто 01 сентября 2003 года. Деятельность отделения дополнительного образования органично включена в воспитательную систему школы, создавая и расширяя ее целостное пространство. Занятия по программам дополнительного образования дают возможность личностно раскрыться ребенку в благоприятном эмоционально-психологическом климате разновозрастных коллективов, развить его способности к адаптации в современном мире, коммуникативные качества в сфере общения со сверстниками, взрослыми, современными средствами информационной культуры, а так же способствуют более успешному профессиональному самоопределению учащихся, создавая условия для "пробы сил" в разных видах деятельности. Руководитель ОДОД - Парфенова Александра Александровна
Отделение дополнительного образования детей 191 школе представляет образовательно-ресурсную карту «Раскрой свои таланты». Разработана она для того, чтобы ребенок смог визуально представить образовательный ресурс отделения, сориентироваться в нем и наметить свой индивидуальный образовательный маршрут развития.
Ребенок начинает свой старт с левого нижнего угла – командой «Активация карты». Активация – это позыв к активному применению своих способностей, это действенный момент раскрытия своего потенциала посредством овладения той или иной дополнительной образовательной программой ОДОД. Ребенок сам выбирает свою образовательную траекторию, обозначает ее на карте линией. Итоговое поле, к которому ребенок приведет себя в процессе самоопределения и саморазвития - это «Созвездие его безграничных талантов», которые он сможет проявлять в учебной, творческой, профессиональной, практической деятельности.
Основные задачи ОДОД:
Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепление их здоровья;
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
Социализация личности ребенка в деятельности любительских объединений;
Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Деятельность ОДОД направлена на:
Развитие творческих навыков.
Расширение кругозора, получение новых знаний и умений.
Участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях.
Познание себя и своих возможностей, расширение круга интересов.
Приобретение новых друзей и др.
ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИС ТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Количество учащихся в ОУ 1035ч
Количество обучающихся в ОДОД690
Количество групп 46
Возрастная характеристика
6,5 - 10 лет – 49%
11 - 15 лет – 34%
16 – 18 лет – 17%
Наполняемость учебных групп
1-й год обучениягрупп 24 детей 360
2-й год обучениягрупп 11 детей 165
3-й, 4-й год обучения групп 11 детей 165
Продолжительность занятий (в неделю)
1 раз 2 группы
2 раза 26 групп
3 раза 16 групп
4 раза 2 группы
Направленности образовательных программ
Худ.-эстетич.23 - 345
Физк-спортивн.7- 105
Научно-техническ 5- 75
Социально-пед.1- 15
Военно-патриот4 - 60
Культурологическ 6- 90
Программы и творческие объединения ОДОД СГОУ СОШ №191
«От танца к танцу»
танцевальный коллектив «Венера»
«Вокально-хоровое пение»
объединение «Камертон»
объединение «Доминанта»
объединение «Росиночка»
«Обучение игре на свирели»
объединение «Лель»
«Театральная студия»
театральная студия «Дети райка»
театральная студия «Софит»
«Театральные подмостки»
«ИЗО—студия»
ИЗО-студия «Веселая палитра»
«Искусница»
объединение «Искусница»
«Мягкая игрушка»
объединение «Мягкая игрушка»
«Корригирующие игры» - 7 –13 лет и «Спортивные игры» 11—17 лет, (волейбол и баскетбол)
«Оздоровительная аэробика»
«Спортивные танцы»
«Шахматы» - 7-17 лет
объединение «Белая ладья»
«Роза ветров» (туризм).
«Петербурговедение на английском языке»
«Страноведение по немецкоговорящим странам»
«Пресс-центр»
«Проба пера»
«Золотое сечение»
«Я и мой мир»
«Удивительное рядом»
«Твоя профессиональная карьера»
«Экономика и мы» и «Загадки эволюции»
«Психология общения»
«Тайны таблицы Менделеева»
СГОУ СОШ №191 школа имеет очень развитую систему дополнительного образования, что позволяет детям выбрать именно тот вид деятельности, который больше всего ему подходит.
Финансирование деятельности ОДОД
Финансирование деятельности ОДОД осуществляется за счет бюджета. Сотрудники ОДОД тарифицируются как работники школы.
2.2. Пути совершенствования деятельности учреждения дополнительного образования ОДОД ГОУ СОШ № 191 с углубленным изучением немецкого языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей в данной школе имеет большую деятельность, но не существует в ней соединения разных направленностей и комплексного освоения определенного вида деятельности. Все кружки существуют отдельно, что не дает возможности еще глубже проникнуть в суть предмета.
Хореографическое творчество.
Все мы знаем что на уроках хореографии дети танцуют. Что бы хорошо танцевать, недостаточно просто быть одаренным и хорошо заучить танцевальные комбинации, нужно еще и знать музыкальную грамоту, основы актерского мастерства, видеть пример профессиональных танцовщиков и др. Поэтому я предлагаю основные этапы для изучения хореографического творчества:
Изучение основных видов танца (изучение движений и пластики)
—Классический танец
—Народно-характерный танец
—Историко-бытовой танец
—Бальный танец
—Современный танец
—Спортивная хореография
Изучение этнохореографии
Историю возникновения и развития традиционного танца различных этносов
— генезис танца (происхождение);
— описание танца в контексте календарной и бытовой обрядности;
— взаимовлияние традиционных танцевальных культур (межэтнические контакты);
— исследование культурно-исторической специфики возникновения жанров и форм танца той или иной этнокультурной популяции и др.
Музыкальное движение это возможность детям активно входить в музыку через импровизацию, создавать свои собственные композиции. Но прежде чем образцы импровизации станут ясными и выразительными, дети должны пройти под руководством педагога путь овладения азами техники естественного человеческого движения, наполненного музыкой.
Основы гримма.
— Изучение сценического гримма.
— Практические занятия.
Основы актерского мастерства в танце.
—Элементы системы актерского мастерства: мимика, воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка, предлагаемые обстоятельства.
—Изучение логики сценического действия в хореографическом произведении.
—Решение актерских задач в танце.
Слушание музыки. Музыкальная грамота
Основные разделы
—Воспитание чувства метроритма. Музыка и танец подчинены единым законам ритма. Дети могут это прочувствовать во время движения под музыку, например, при ходьбе, где шаг соответствует доле. ““Шаги в музыке” слушать надо обязательно, но предшествовать этому слушанию должны реально осознаваемые шаги. В этом единая основа музыки и движения (простой физкультуры, а в истории человечества – танца)”
—Творческие задания.
—Слуховой анализ.
—Теоретические сведения.
—Совместное музицирование (детский оркестр). Игра на музыкальных инструментах способствует развитию более яркого эмоционального восприятия музыки, музыкальных и творческих способностей у детей. Доступность исполнения партии в ударно-шумовом оркестре приносит большую радость и позволяет в непринужденной, приподнятой атмосфере закрепить многие слуховые навыки, узнать в ощущениях средства музыкальной выразительности, освоить на практике азы музыкальной грамоты.
Музыкальный материал:
М.Старокадомский «Зайчик», В.Ребиков «Медведь», М.Красев
«Воробышки», Р.Ромм «Птичка», Г.Левкодимов «Тихая и громкая музыка»,
Э.Григ «Шествие гномов», С.Майкапар «Мотылёк», Н.Римский-Корсаков
«Полёт шмеля», Л.Бетховен «Лендлер П.Чайковский «Новая кукла»,
«Болезнь куклы», В.Кикта (сл. С.Серовой) «Улитка».
Изучение истории балета
—Теоретические знания
—Просмотр Видео фильмов (Жизель, Лебединое озеро, Ромео и Джульетта, Сильфида, Щелкунчик и др.)
Изучение танцевального костюма
—История костюма
—Посещение этнографического музея
—Творческие задания (поделки, шитье, декоративно-прикладное творчество)
Экскурсии в музей при Ак, имени А.Я.Вагановой.
Посещение балетных спектаклей, открытых уроков, концертов, фестивалей, мастер-классов.
Вечер посвященный дню танца 29 апреля
Организация выставок, посвященных выдающимся балеринам :
Агриппина Ваганова (1879-1951)
Майя Плисецкая (1925)
Великая русская балерина – Анна Павлова и др.
Вывод: Дополнительное образование в 191 школе очень развивающая деятельность. Здесь присутствует множество разных видов и направлений детского творчества. ОДОД самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательного учреждения, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций .Каждая программа имеет свои разделы, в которых в основном делается акцент на изучении методически правильного выполнения той или иной работы. В данной школе никто не реализует программу, которая включает много разных направленности сразу в одном творческом объединении.
Соединяя разные виды деятельности для ребенка раскрываются разные стороны изучения того или иного искусства. Также это даст большую заинтересованность среди учеников и их родителей. Дети будут более полно понимать тот вид творчества который изучают. (в данном случае хореографию)
Заключение
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Факторами развития дополнительного образования на современном этапе являются: совершенствование содержания дополнительного образования; инновационная деятельность в системе дополнительного образования; комплексный подход к дополнительному образованию.
В соответствии с целями и задачами курсовой работы были рассмотрены разные подходы в системе дополнительного образования и на примере ГОУ СОШ № 191 была предложен вариант совершенствования ОДОД с помощью комплексного подхода, который включает соединение разных видов деятельности в детском творчестве на примере хореографического коллектива.
Изменение ситуации возможно при внедрении в практику работы данного учреждения нового комплексного подхода и новых образовательных технологий, повышающих эффективность работы дополнительного образования.
Анализ современного состояния системы дополнительного образования позволил разработать вариант работы по развитию дополнительного образования.
В результате анализа теоретических исследований по проблеме совершенствования системы дополнительного образования детей мной были сформулированы выводы:
1. Особенности деятельности учреждения дополнительного образования, заключающиеся в предоставлении обучающимся права выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания, а также в целенаправленной организации сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей).
2. Перечисленные особенности деятельности учреждения дополнительного образования создают основу для выявления содержания совершенствования системы дополнительного образования детей.
3. Средствами обеспечения совершенствования системы дополнительного образования детей являются проектирование содержания работы и реализация мероприятий по развитию.
Теоретическое осмысление процессов развития системы дополнительного образования на основе инноваций представляет собой практический интерес для отечественной системы дополнительного образования, а также социально-экономического развития страны.
Список литературы
Асмолов А.Г., Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, 1997, № 9.
Асафьев Б.В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/под ред. Орлова С.М., 2 издание. -М.: Музыка, 1973.
Алиев Ю.Б, Богин В.Г., Журавлев И.К., Прогностическая концепция целей и содержания образования. -М.: РАО, институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, ИТПИМИО, 1994.
Бруднов А.К., От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. - Внешкольник, 1995, № 1.
Голованов В.П., Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. - М.: Центр "Школьная книга" , 2001.
Дополнительное образование детей - фактор развития творческойличности. - Тезисы и материалы Всероссийской научно практической конференции "Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей". - С-пб.1998.
Ежемесячный журнал "ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ” http://www.ucheba.com/met_rus/reclama_nouschool.htmМатериалы коллегии московского департамента образования. Сб. документов /Серия "Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве"/- М., 1996.
Поташник М.М., Лазарев B.C., Управление развитием школы. - М., 1995.
Разбивная Г.А., Степанов С.Ю., Сотворчество в управлении образованием. - Петрозаводск, 1993.
Руднева С. Д. и Фиш Э. М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972; 2-е изд. — СПб.: Гуманитарная академия, 2000.
Айламазьян Аида. О судьбе музыкального движения // Балет. 1997. № 4. С. 20-23.
Танцевальные практики: семиотика, психология, культура / Под общ.ред. А. М. Айламазян. М.: Смысл, 2012.
Сайт ГОУ СОШ №191 http://191spb.edusite.ru/