Педагогика в профессиональной деятельности заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений







Новиков В.С.


Учебно-методическое пособие

Педагогика в профессиональной деятельности заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений






Москва – 2011







Учебно-методическое пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, а также всем гражданам РФ.












© Новиков В.С., 2011
ВВЕДЕНИЕ

В структуру профессионального мастерства заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений входят четыре компонента:
- профессиональная компетентность – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии;
- информационная компетентность – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективный поиск, её адаптацию к особенностям педагогического процесса, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях;
- коммуникативная компетентность– качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения социально значимых целей; умение аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
- правовая компетентность – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач;


1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ.

При изучении педагогики, как и любой другой науки, целесообразно прежде всего познать понятие её объекта и предмета.
Объектом педагогики является педагогический процесс, протекающий в объектных, субъектных и обстановочных психолого - педагогических условиях, в которых проявляют себя в диалектическом единстве и взаимосвязи все категории педагогики.
Субъект педагогического процесса: в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях - это преподаватель /педагог/,а в практических органах – руководитель коллектива.
Объект - субъект педагогического процесса: в образовательных учреждениях России часто в качестве объекта выступают слушатели при коллективном и групповом традиционном обучении; они же являются субъектом учебно-воспитательного процесса в период учения, осуществляя при этом целенаправленное самостоятельное изучение программного материала, которое наиболее характерно при организации индивидуального обучения и экстерната.
Предметом педагогики являются законы и закономерности педагогического процесса в образовательных учреждениях России, которые профессорско-преподавательский состав должен знать, чтобы педагогически и психологически грамотно реализовать социальный заказ государства.
Цель педагогики - подготовка в образовательных учреждениях России специалистов в соответствии с социальным заказом государства, а также с учетом экономических, политических условий развития общества и криминогенной ситуации в России.
Общие и частные задачи педагогики призваны совершенствовать педагогический процесс с учетом потребностей профессиональной деятельности заместителей директоров по безопасности образовательного учреждения, проводить исследования с целью выявить и внедрить в педагогический процесс новые формы и методы обучения, воспитания и развития обучаемых в образовательных учреждениях России, разработать /предметные/ квалификационные характеристики специалистов –выпускников, совершенствовать общие и частные методики преподавания учебных дисциплин и т.п. с учетом профессиональной деятельности будущих специалистов-выпускников конкретного образовательного учреждения России.
Основными категориями педагогики являются такие понятия как педагогика, воспитание, самовоспитание, образование, самообразование, обучение, учение /самообучение/, развитие, саморазвитие и педагогический процесс.
Педагогика - синтез теоретических и прикладных наук, изучающих законы и закономерности формирования и развития психики личности обучаемых /в процессе обучения, воспитания и развития/ в конкретных образовательных учреждениях России, а также объектных, субъектных и обстановочных психолого-педагогических условиях.
Воспитание - сознательное, целенаправленное, планомерное, систематическое, комплексное, системное и т.п. влияние макросреды, микросреды и в первую очередь ближайшего социального окружения на развитие и формирование психики личности обучаемого в образовательных учреждениях России.
Самообразование – самопознание и самосовершенствование /пределов самосовершенствования психологической структуры своей личности в целях самостоятельного добывания знаний, формирования у себя навыков, умений, профессионально – деловых качеств, профессиональных привычек, психологической устойчивости, психологических установок, индивидуальной профессиональной концепции, накопления опыта борьбы с правонарушителями в ОУ необходимого для психологически грамотного решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Самовоспитание - самопознание и самосовершенствование психологической структуры своей личности в образовательных учреждениях России, на КПК, в библиотеках, при решении задач комплексной безопасности ОУ и т.п., чтобы реализовать личную программу саморазвития.
Образование – процесс и результат добывания и усвоения системы профессионально –психологических знаний, а потом перевод этой системы знаний в систему действий в образовательных учреждениях России в соответствии с социальным заказом государства и квалификационной характеристикой выпускника конкретного образовательного учреждения.
Обучение – организованные в образовательных учреждениях России диалектически взаимосвязанные между собой как деятельность профессорско - преподавательского состава по передаче системы профессионально – психологических знаний и переводу этих знаний в систему действий, так и деятельность обучаемых по усвоению программного учебного материала и добыванию системы знаний, формированию навыков, умений и т.п., а также способы влияния обучающих на мотивационную сферу личности обучаемых.
Учение /самообучение/ - сознательная, планомерная, систематическая, целенаправленная и т.п. познавательная деятельность обучаемых, направленная на самостоятельное добывание системы знаний, формирование навыков, умений и т.п. в образовательных учреждениях РФ в целях последующего их применения в профессиональной деятельности при решении задач комплексной безопасности ОУ.
Развитие – процесс в результате развития и формирования психики обучаемых в их активной познавательной деятельности и в общении в конкретных объектных, субъектных, обстановочных психолого-педагогических условиях под влиянием педагогического процесса в образовательных учреждениях РФ, ближайшего социального окружения, микросреды, макросреды и т.п.
Педагогический процесс – синтезирующее понятие, которое призвано раскрыть содержание и сущность всех категорий педагогики, а также тесную диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость между этими основными категориями педагогики.









ПЕДАГОГИКА













ВОСПИТА-НИЕ
ПЛЮС ПРИУЧЕ-НИЕ


МИРОВОЗЗРЕНИЕ,ИДЕАЛЫ,ЦЕННОСТИ,ПРИНЦИПЫ,УБЕЖДЕНИЯ,МОТИВЫ,ПОТРЕБНОСТИ,БЛИЗКИЕ,СРЕДНИЕ И ДАЛЁКИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЦЕЛИ И Т.П. – МОРАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА(формирование личности в соответствии с социальным заказом государств и квалификационной характеристикой выпускника образовательного учреждения)

САМОВОСПИ-ТАНИЕ

































ОБРАЗО-
ВАНИЕ

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, ПОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, ОПЫТ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ – ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ.

САМООБРА-ЗОВАНИЕ



















ОБУЧЕ- НИЕ

ЗВЕНЬЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ – это деятельность как обучаемого, так и обучаемых( педагогическое сотрудничество)

УЧЕНИЕ ИЛИ САМООБУЧЕНИЕ




















РАЗВИТИЕ

Деятельность профессорско – педагогического состава и деятельность обучаемых

САМОРАЗВИ-ТИЕ


























ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС










Рис. 1. Основные категории педагогики.







2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Психолого - педагогическая структура воспитательного общения условно состоит из следующих этапов:
- первая стадия - познание психологической структуры личности школьника, учителя (далее человека);
- вторая стадия – разработка близких, средних и далеких перспективных целей человека с учетом его ролевых ожиданий, доминирующих мотивов, потребностей , интересов и т.п. ;
- третья стадия - разработка сценария предстоящего воспитательного общения;
- четвертая стадия - планирование предстоящего воспитательного общения;
- пятая стадия - ориентировка заместителя директора по безопасности ОУ в ситуации воспитательного общения;
- шестая стадия - привлечение внимания к себе человека; - седьмая стадия - нейтрализация психологических барьеров и установление психологического контакта с человеком;
- восьмая стадия - психологическое воздействие на мотивационную сферу личности человека, которое обязательно должно сопровождаться системой образных «видений» и влиять на его сознание и чувства одновременно;
- девятая стадия - обратная связь, которая осуществляется при помощи социально-психологических механизмов взаимовосприятия /взаимопонимания/;
- десятая стадия - выход из воспитательного общения;
- одиннадцатая стадия - анализ этапов воспитательного взаимодействия и результатов влияния на мотивационную сферу личности человека.
Принципы воспитания – это научные педагогические положения, которые выражают характер требований к содержанию, формам и методам воспитания и помогают раскрыть возможности воспитательной работы, осуществляемой в духе передовых общественных идеалов, норм морали, целей и задач профессиональной деятельности
Принципы воспитания:
- связь воспитательного общения с реальной жизнью и профессиональной деятельностью заместителя директора по безопасности ОУ и человека;
- опора на положительные качества и подструктуру направленности личности человека;
– целенаправленность воспитательного влияния на мотивационную сферу личности;
- воспитание в макросреде, микросреде и в первую очередь через ближайший социальный круг общения человека;
- единство, диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость между воспитанием и самовоспитанием;
- требовательность и уважение личного достоинства человека;
- индивидуальный подход в воспитании человека;
- единства требовательности в процессе руководства, воспитания, обучения и развития человека.
Основные методы психолого – педагогического влияния на психику человека – требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение.
Требование – стимулирование позитивных и торможение негативных деяний обучаемых путём проявления заместителя директора по безопасности ОУ личного отношения к ним в процессе руководства обучения , воспитания и развития.
С.Л. Рубинштейн утверждал, что “тот, кто хочет исправлять недостатки человека, должен искать и его достоинства, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключённых в нём сил Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать себе союзников в нём самом.”.
Перспектива – воздействие на мотивационную сферу личности человека, путём выдвижения перед ними увлекательных близких, средних и далёких перспективных целей.
Требования заместителя директора по безопасности могут быть непосредственными, когда заместитель директора по безопасности ОУ лично влияет на психику обучаемого и опосредованными. Выбор форм требования зависит от :
- ситуации взаимодействия / содействие, сотрудничество , конфликт со строгим соперничеством/;
- авторитета заместителя директора по безопасности ОУ, его формального социального статуса и формальной социальной роли;
-авторитета обучаемого , его формального и неформального статуса и формальной и неформальной социальной роли;
- объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условий;
- отношения обучаемого к заместителю директора по безопасности ОУ;
- отношения обучаемого к той деятельности, на которую мотивирует заместитель директора по безопасности ОУ и т. п.
В процессе общения заместитель директора по безопасности ОУ должен проявлять как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к его личному достоинству, а так же учитывать его возрастные и индивидуально –психологические особенности.
Требование является прямым, когда обращение заместителя директора по безопасности ОУ содержит решительные, настойчивые, чёткие и конкретные задания – целевой инструктаж, который алгоритмизируют, конкретизируют, детализируют и т. п. решения и действия/линию поведения/ человека в коллективе.
Прямое требование должно побуждать к чётким, однозначным и совершенно определённым деяниям человека. Прямое требование сливается с целевым инструктажем, поэтому прямое требование заместителя директора по безопасности ОУ обязательно должно быть выполнено человеком.
Выполнение каждого нового требования как бы увеличивает силу психологического воздействия на психику человека и увеличивает эффективность последующих прямых и косвенных требований заместителя директора по безопасности ОУ.
И наоборот, каждое невыполненное прямое или косвенное требование снижает эффективность и результативность последующих требований заместителя директора по безопасности образовательного учреждения.
Применяя прямые и косвенные требования, заместитель директора по безопасности ОУ формирует целесообразные деловые взаимоотношения с обучаемыми и одновременно приучает решать творчески задачи комплексной безопасности образовательного учреждения.
Косвенные требования условно разделены на три группы:
- требования, формирующие положительные эмоции у обучаемого;
- требования, формирующие отрицательные эмоции у обучаемого;
- требования, адекватно понимаемые обучаемыми.
Для отграничения этих косвенных требований мы используем такой психологический фактор, как отношение заместителя директора по безопасности ОУ к человеку. Эти отношения заместителя директора по безопасности ОУ к обучаемому могут быть условно разделены на :
- положительные
- отрицательные
- нейтральные
Соответственно выделяют положительные требования ( просьба, доверие, одобрение), нейтральные требования ( совет , намёк, условное требование и требование в игровой форме) , и отрицательные требования ( осуждения, выражения недоверия, угроза).
В общении должны доминировать положительные требования (требования формирующие положительные эмоции у обучаемого) , так как эти требования рождают симпатию у обучаемого, поэтому они уважают заместителя директора по безопасности ОУ, если он не злоупотребляет отрицательными требованиями. Однако выбор этих или иных форм требований не зависит от заместителя директора по безопасности ОУ , а определяется объектными, субъектными, обстановочными , юридическими и психологическими условиями, в которых решаются задачи комплексной безопасности образовательного учреждения.
Заместителю директора по безопасности ОУ надо уметь формировать близкие, средние и далёкие перспективные цели, так как перспектива – инструмент рефлексивного управления процессом воспитания. Для этого заместитель директора по безопасности ОУ должен уметь разработать близкие, средние и далёкие перспективные цели, которые затрагивали бы доминирующие мотивы, потребности , интересы, желания и т.п. личности конкретного человека. С помощью близких, средних и далёких перспективных целей социально полезная деятельность человека становиться целеустремлённой и рефлексивно управляемой.
Близкие , средние и далёкие перспективные цели должны быть ” включены” в мотивационную сферу личности человека. При этом заместитель директора по безопасности ОУ должен формировать и развивать доминирующие потребности человека в соответствии с целями и задачами, т.е. разработанные заместителем директора по безопасности ОУ близкие, средние и далёкие перспективные цели человека должны стать его перспективой.
Существуют два основных метода разработки и формирования близких, средних и далёких перспективных целей (перспектив) человека:
- заместитель директора по безопасности самостоятельно разрабатывает перспективу для конкретного человека, которая должна сопровождаться системой образных”видений” близких, средних и далёких перспективных целей - образец перспектива для конкретного человека;
- заместитель директора по безопасности должен понять, познать, послушать, посочувствовать и посодействовать человеку в разработке выдвинутой и разработанной самостоятельно человеком перспективы, которая направлена на борьбу с нарушениями в образовательном учреждении.
Управлять человеком – это значит создать каждому человеку самые благоприятные условия для наилучшего выполнения им своей социальной роли нужно прежде всего обеспечить его адаптацию, “вписанность” в социальный коллектив.
Управление человеком выступает как управление условиями, в которых он трудиться
Принципы обучения – это научные педагогические положения, которые отражают протекание объективных, субъектных и обстановочных условий педагогической деятельности и определяют деятельность преподавателя по вооружению слушателей системой научных знаний и переводу этой системы научных знаний в систему действий.
В процессе обучения граждан заместитель директора по безопасности ОУ должен уметь реализовать нижеуказанные дидактические принципы.


П – профессионально Н – научность и целеустремлённость
П – прикладная обучения; Н – направленность Н П - направленность обучения
/ максимальное соответствие О – опоры на подструктуру опыта обучения условиям . личности гражданина;
предстоящей деятельности граждан в В – воспитывающего обучения;
чрезвычайных ситуациях ( ЧС) / И – индивидуальный и
дифференцированный подход
к личности гражданина;
Н – наглядности, надёжности и прочности усвоения знаний
К – комплексность, конспиративность,
плановость обучения
А – активности граждан и .активизации
их положительных качеств

Заместитель директора по безопасности ОУ должен учитывать следующие особенности при реализации принципов воспитания и обучения:
- знания, навыки и умения, которые добывают и формируют граждан , позволяют им выжить в чрезвычайных ситуациях;
- слушатели – люди взрослые, которые имеют уже определённый опыт, знания выживать в ЧС и т.п. , которые должен учитывать заместитель директора по безопасности ОУ в процессе руководства, обучения, развития и воспитания;
- слушатели уже имеют неверные представления, понятия убеждения (житейские знания), а не научные знания, поэтому их обучение связано с переучиванием, переубеждением и т.п.
















3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОУ.
Формы обучения – это устойчивые организационные и временные компоненты учебно – воспитательного процесса, в рамках которых осуществляются основные виды педагогической деятельности
В настоящее время в образовательных учреждениях России применяются следующие формы обучения (виды занятий): лекция, самостоятельная подготовка, семинар, практическое занятие, игра , учения, собеседование, консультация ,зачёт, экзамен, конференция, стажировка, дипломное /курсовое) проектирование, учебная педагогическая практика, экскурсия, синтез форм обучения.

ВИДЫ ЛЕКЦИЙ

Вводная лекция

Установочная лекция

Лекция беседа

Академическая лекция

Лекция спецкурса

Обзорная лекция

Итоговая лекция

Лекция двух преподавателей

Лекция с ошибками

Лекция с использованием различных видов наглядности

Лекция - ответы лектора на письменные вопросы обучаемых


Рис.2. Разновидности лекций.
Лекция – доминирующая форма обучения. Выделяют несколько разновидностей лекции как формы обучения.
Вводная лекция. Лекция призвана раскрыть основные цели и задачи курса, его роль и место в системе учебных дисциплин, которые преподаются в образовательном учреждении России. Далее лектор должен раскрыть кратко весь курс , чтобы создать у обучаемых общее представление о дисциплине. Поэтому лекция читается профессорами и доцентами.
Установочная лекция. Данная разновидность лекции проводится на установочных сборах слушателей, обучающихся заочно. Задача лектора – дать обучаемым психологические установки, чтобы они имели реальную возможность самостоятельно усвоить программный материал по учебной дисциплине.
Лекция беседа. Вид занятия – это лекция, а метод обучения беседа, которая призвана установить психологическую готовность обучаемых к условию программного учебного материала по конкретной теме. При этом обучаемые отвечают на вопросы лектора с места, чтобы съэкономить время и выяснить их мнение, а так же вовлечь их в диалог.
Академическая (“базисная”) лекция. Цель лектора дать обучаемым систему научных знаний по конкретной теме и развивать у них рефлексивное мышление. Методика чтения лекции: чёткий план, чёткая структура лекции, подведение итогов в конце вопросов, всей лекции и так далее.
Лекция спец курса ( межпредметная лекция). Лекция применяется при изучении обучаемыми спецкурсов, н-р, курс “Профессионально – психологическая подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера”. Цель лектора синтезировать знания по международному праву, по конституционному праву, по уголовному праву, по административному праву, по юридической психологии, чтобы создать условия для перевода системы профессионально – психологических знаний в систему психолого – педагогических грамотных действий. При этом лектор должен раскрыть междисциплинарные связи спец курса «Профессионально – психологическая подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера» с вышеуказанными науками.
Обзорная лекция ( лекция - консультация). Лекция читается перед экзаменами и зачётами, поэтому лектор должен обобщить и систематизировать профессионально - психологические знания по учебной дисциплине, а также дать обучаемым психологические установки, чтобы они имели реальную возможность во время подготовки к экзаменам (зачётам), самостоятельно усвоить программный учебный материал по курсу и успешно сдать экзаменационную сессию.
Итоговая (заключительная) лекция. Это последняя лекция по учебной дисциплине, которая призвана формировать у обучаемых желание продолжать самостоятельно добывать систему профессионально – психологических знаний и систематически их переводить в систему действий при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения, т.е. не успокаиваться на достигнутом уровне знаний.
Лекция двух преподавателей. Два лектора создают проблемную ситуацию, чтобы вовлечь обучаемых в диалог, побудить их к поиску решения проблемы, формировать у них желание высказывать свою точку зрения и задавать вопросы.
Лекция с ошибками. Лекция с ошибками призвана развивать у обучаемых внимательность, рефлексивное мышление, умение длительное время концентрировать непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, а также умение выступать в роли экспертов, так как они должны фиксировать все ошибки на полях по ходу лекции. Разбор заранее запланированных ошибок обучаемыми проводится в начале семинарского занятия.
Лекция с использованием различных видов наглядности. В зависимости от учебного материала профессорско – преподавательским составом образовательных учреждений России используются различные виды наглядности:
- предметная наглядность, например показ обучаемым гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения;
- изобразительная наглядность, например, преподаватели непосредственно на лекции используют классную доску для вычерчивания таблиц, рисунков, схем, алгоритмов и т. п.;
- словесно – образная наглядность, например , при розыске скрывшихся преступников используется методика”словесного портрета” , чтобы создать у сотрудников полиции мысленный образ разыскиваемого;
- действительная (практическая) наглядность, например, преподаватель на лекции показывает обучаемым как искусственно создать объектные, субъектные, обстановочные психологические условия для доверительной зоны общения. При этом преподаватели используют следующие формы наглядности:
а) натуральные, например, показ обучаемым гражданского оружия ограниченного поражения на лекции по огневой подготовке;
б) изобразительные, например, обучаемые на занятиях по физической подготовке используют макеты оружия;
в) символические, например, таблицы, рисунки и т.п.
Цель лектора - комментировать плакаты, схемы, таблицы, слайды, кинофильмы и т.п. при чтении лекции с использованием различных видов наглядности, т.е. на лекции реализуется принцип наглядности обучения в течении 90 минут.
Лекция – ответы лектора на письменные вопросы обучаемых. Преподаватель объясняет тему лекции, ставит цели лекции, обозначает место лекции в курсе, вызывает у них интерес к теме лекции, а потом просит обучаемых в течении пяти минут задавать ему письменные вопросы по теме лекции. Потом преподаватель в течении 5 минут синтезирует письменные вопросы обучаемых по их содержанию на учебные вопросы. Объявляет план лекции и начинает лекцию с учётом интересов обучаемых.

РАЗНОВИДНОСТИ СЕМИНАРА

Семинар - беседа
Семинар - развёрнутая эвристическая беседа

Тематический семинар
Реферативный семинар

Семинар с докладом
Семинар - практикум

Монографический семинар
Межпредметный семинар

Проблемный семинар
Семинар - диспут

Конференция ( большой семинар)


Рис.3. Разновидности семинара как формы обучения.

В образовательных учреждениях России выделяют вышеуказанные разновидности семинара как формы обучения.
Семинар - беседа. Это семинар как форма обучения и беседа как метод обучения обучаемых. Цель преподавателя организовать диалог с обучаемым. Для этого преподаватель задаёт обучаемым открытые контактные вопросы, требующие трёх – пяти минутных выступлений. Цель семинара – приучить обучаемых выступать публично, познать их подструктуру направленности и подструктуру опыта личности.
Семинар - развёрнутая эвристическая беседа. Цель семинара обучить обучаемых рефлексивно рассуждать в процессе публичного выступления. Для этого преподаватель разбивает учебные вопросы , выносимые на обсуждение, на подвопросы с учётом особенностей и специфики профессиональной деятельности выпускников, требующие пяти – десятиминутных выступлений обучаемых.
Тематический семинар. Цели семинара научить обучаемых составлять план публичного выступления, формировать умения свободно излагать свои мысли в процессе публичного выступления, творчески мыслить, дискутировать. Для этого обучаемые на самоподготовке составляют письменно план ( алгоритм) своего публичного выступления, руководствуясь учебными вопросами, выносимыми на обсуждение.
Реферативный семинар. Цели семинара – научить обучаемых составлять план реферата, формировать навыки и умения излагать мысли письменно с учётом особенностей и потребностей практики, а также криминогенной ситуации в России. Для этого преподаватель должен заранее назначить двух – трёх обучаемых на каждую тему реферата, которые будут использовать различную дополнительную литературу по теме семинара, а остальные обучаемые готовятся к тематическому семинару, т.е. составляют письменно план своих выступлений.
Семинар с докладом. Цель преподавателя – организовать дискуссию. Для этого преподаватель должен заранее назначить хорошо подготовленного слушателя, подготовить доклад на 30-40 минут. В начале семинара обучаемые концентрируют своё внимание на докладе, а потом дают оценку докладу.
Семинар – практикум. Цель семинара – формировать умения у обучаемых применять систему профессионально - психологических знаний при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Монографический семинар. Цели семинара – познать актуальные проблемы в науке, законодательстве и практике правоохранительных органов, поэтому педагог даёт задание обучаемым ознакомиться с содержанием конкретной монографии, чтобы они были психологически готовы к обсуждению проблем, раскрытых в монографии.
Межпредметный семинар. Цель семинара – формировать у обучаемых умения, например, реализовать ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка , ст.45 Конституции РФ, ст.ст. 37.38 и 39 УК РФ, ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Проблемный семинар. Цель семинара – решение проблемных ситуаций, которые возникают тогда, когда обучаемые сталкиваются с новыми практическими проблемами, для решения которых у них не хватает системы профессионально – психологических знаний, навыков и умений, которые необходимы им для решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Семинар – диспут. Цель семинара - развитие рефлексивного мышления у обучаемых в процессе решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения. При решении теоретических задач комплексной безопасности образовательного учреждения у обучаемых формируются умения творчески решать проблемы , рассуждать рефлексивно, дискутировать.
Конференция ( большой семинар). Конференцию как правило организуют преподаватели конкретной кафедры, а обучаемые подготавливают заранее свои выступления, поэтому им удаётся более глубоко раскрыть актуальные проблемы в науке, законодательстве и практике профессиональной деятельности заместителя директора по безопасности образовательного учреждения.
Конференцией завершается изучение конкретной учебной дисциплины, поэтому обучаемые психологически готовы понимать обсуждаемые актуальные проблемы и дискутировать.
Чтобы перевести систему профессионально – психологических знаний в систему действий, полученных на лекциях и семинарских занятиях обучаемыми, в образовательных учреждениях России применяются основные формы практического обучения ( практические занятия, игры, учения и др. ).

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

Игры:

Учения:

аудиторные

деловые

штабные

на тренажёрах

ролевые

командные

на полигонах

педагогические

тактические

в лабораториях

психологические

тактико - специальные

в тире

операционные и др.

комплексные оперативные и др.

в спортзале и т.п.





в ОВД






Рис.4. Разновидности основных форм практического обучения.

Заместитель директора по безопасности образовательного учреждения в процессе руководства, обучения, воспитания и развития обучаемых из всего разнообразия форм обучения использует синтез форм обучения ( мини- лекции плюс мини - семинар, плюс мини – практическое занятие) и при этом передаёт свою систему профессионально – психологических знаний всем учителям конкретного образовательного учреждения. Поэтому синтез форм обучения доминирующий вид обучения учителей в процессе руководства, обучения, воспитания и развития их психологической структуры личности.
Чему учить (содержание обучения), как учить (методика передачи системы научных знаний и перевода этой системы знаний в систему действий у учителей) , как учиться (самостоятельно добывать систему знаний, переводить их в систему действий у учителей) и объём научных знаний, навыков, умений и т.п. зависит от уровня профессионального мастерства учителей к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
Таким образом, заместитель директора по безопасности образовательного учреждения вынужден использовать такой вид занятий как синтез форм обучения – мини – лекция ( 10 мин.) плюс мини – семинар (10 мин.), плюс мини – практическое занятие ( 10 мин.), когда передаёт свои научные знания по антитеррористической защищённости ОУ ,охране труда, противопожарной безопасности и т.д.учителям. В образовательных учреждениях России лекция и семинар - это формы группового обучения. Однако на мини – лекции, мини – семинаре у заместителя директора по безопасности ОУ всегда присутствуют все учителя образовательного учреждения. Исключение - вводный, первичный и целевой инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности.
Вид занятий – организованный в определённых временных ( начало и конец) границах процесс по передаче заместителем директора по безопасности образовательного учреждения своей системы профессионально – психологических знаний ( мини – лекции плюс мини – семинары) конкретным учителям и по переводу усвоенных им научных знаний в систему действий ( мини- практические занятия, мини – игры, мини - тренинги), во временных границах которых реализуется заместителем директора по безопасности частная методика обучения учителей.
Частная методика обучения заместителя директора по безопасности образовательного учреждения должна включать семь основных нижеуказанных компонентов, которые находятся в тесной диалектической взаимосвязи между собой.








ЧАСТНАЯ
МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ

Чему учить (содержание обучения) учителей?
Как учить (выбор форм и методов обучения) ?








6

Исходный уровень научных знаний у учителей к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения







5
Объектные, субъектные и обстановочные условия, в которых решаются задачи комплексной безопасности образовательного учреждения , а также возможности борьбы с правонарушениями в образовательном учреждении


4
Уровень профессиональной обученности и психологической подготовленности заместителя директора по безопасности образовательного учреждения к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения

3

2 Близкие , средние и далёкие перспективные цели заместителя директора по безопасности ОУ:
а) – перед собой;
б) – перед коллективом образовательного учреждения

Экономические, политические, правовые условия развития общества и криминогенная ситуация РФ


Рис. 5. ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Уровни проблемного обучения
Кто предлага ет и формулирует проблемную ситуацию
Кто создаёт проблемную ситуацию
Кто решает проблемную ситуацию
Наименование метода проблемного обучения
Наименование разновидностей форм обучения

1
2
3
4
5
6

Первый уровень
Заместитель директо ра по безопасности ОУ
Заместитель директо ра по безопасности ОУ
Заместите ль директо ра по безопасности ОУ
Проблемное изложение
Синтез форм обучения

Второй уровень
Заместитель директо ра по безопасности ОУ
Заместитель директо ра по безопасности ОУ
Учителя с помощью заместителя директо ра по безопасности ОУ
Частично - поисковый
Синтез форм обучения

Третий уровень
Заместитель директо ра по безопасности ОУ
Заместитель директо ра по безопасности ОУ
Учителя самостоятельно
Частично – исследовате-льский
Синтез форм обучения

Четвёртый уровень

УЧИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Учебно – исследовательский
Учителя самостояте льно




Рис. 6. УРОВНИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ



Метод обучения - психология педагогического сотрудничества ( совокупность психологических, методических приёмов обучения и средств обучения) между заместителем директора по безопасности и учителями образовательного учреждения, обусловленного дидактическими задачами, задачами комплексной безопасности образовательного учреждения, потребностями борьбы с правонарушениями в образовательном учреждении .
Методы обучения как инструментарий заместителя директора по безопасности ОУ требуют постоянного совершенствования. Выбор и определение совокупности методов для заместителя директора по безопасности ОУ всегда является творчеством.
Метод проблемного изложения заключается в том, что заместитель директора по безопасности ОУ сам предлагает и формулирует проблемную ситуацию и показывает учителям как решать эту проблемную ситуацию. Учителям как бы демонстрируется образец решения проблемной ситуации. При этом учителя не только воспринимают, осознают и запоминают готовые ответы и выводы заместителя директора по безопасности ОУ, но следят за логикой решения проблемной ситуации, за движениями мысли заместителя директора по безопасности ОУ - первый уровень проблемного обучения.
Частично – поисковый метод – второй уровень проблемного обучения. Применяя этот метод, заместитель директора по безопасности ОУ конструирует и формулирует проблемную ситуацию (задание), расчленяет его на отдельные задания, намечает шаги решения проблемы, а сами эти шаги самостоятельно выполняют учителя.
Частично – исследовательский метод – третий уровень проблемного обучения. Применяя этот метод заместитель директора по безопасности ОУ предлагает и формулирует проблемную ситуацию ( задание), а учителя самостоятельно выполняют это задание.
Учебно – исследовательский метод - четвёртый уровень проблемного обучения. Этот метод характеризуется тем, что заместитель директора по безопасности ОУ даёт задание учителям, которые они раньше никогда не выполняли. Учителя самостоятельно формируют и решают проблемную ситуацию. Роль заместителя директора по безопасности ОУ состоит в предложении учителям таких заданий, которые обеспечили бы творческое применение научных знаний учителями для решения проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это такая, которая вначале вызывает у учителя удивление, а затем желание творчески выполнить задание заместителя директора по безопасности ОУ.
Объяснительно – иллюстративный метод. Его назначение организовать усвоение научных знаний учителями, которые заместитель директора по безопасности ОУ сообщает в доступном виде . Учителя осознают научные знания и фиксируют их в своей памяти. Это самый простой способ передачи учителям обобщённого и систематизированного опыта борьбы с правонарушениями в образовательных учреждениях, т.е. это монолог (рассказ, объяснение, мини – лекция) заместителя директора по безопасности .
Репродуктивный ( воспроизводящий) метод. Его назначения создать необходимые объектные, субъектные, обстановочные и психологические условия учителям для формирования навыков и умений, например, проводить целевой инструктаж. Для этого заместитель директора по безопасности использует объяснительный и репродуктивный методы в совокупности, так как они дополняют друг друга.
Метод расчленения ситуации предусматривает расчленение профессиональной преступной деятельности на четыре части: объекты, оперативно – розыскная ситуация, способы посягательства на объекты уголовно – правовой охраны , материальные и идеальные среды от преступной деятельности.








ОБЪЕКТЫ

ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНАЯ
СИТУАЦИЯ


МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИДЕАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ









СПОСОБЫ
ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ОБЪЕКТЫ
УГОЛОВНО – ПРОВОВОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТАМИ



Рис. 7. Структура профессиональной преступной деятельности объектов

Идеомоторный метод представляет собой мысленный сценарий, например, установление психологического контакта с учениками при проведении инструктажей. Учитель проговаривает весь процесс установления психологического контакта с учениками, а потом с заместителем директора по безопасности анализируют этапы установления психологического контакта.
Методы обучения призваны реализовать пять функций: обучающую ( вооружение учителей системой профессионально – психологических знаний, формирование навыков, умений и т. п. необходимых учителям для творческого решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения ), воспитательную (формирование личности), развивающую ( развитие психики личности), организующую ( умение заместителя директора по безопасности ОУ побуждать учителей самостоятельно добывать систему научных знаний, а потом переводить эту систему знаний в систему действий) и активизирующую (активизация положительных качеств в психологической структуре личностей учителей).
Сущность и содержание этих функций прослеживается в поэтапной деятельности заместителя директора по безопасности ОУ и учителей. Это этапы ( стадии, фазы, звенья) процесса обучения учителей творчески решать задачи комплексной безопасности образовательного учреждения.





ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1
2

1.Чему учить ( содержание обучения) учителей?
2. Как учить ( выбор форм и методов обучения) учителей?



3. Познать психологическую структуру личности ( особенно подструктуру опыта) учителей.




4. Разработать близкие, средние и далёкие перспективные цели для учителей.
5. Вооружить учителей системой научных знаний, необходимых для борьбы с правонарушениями в образовательном учреждении.
6. Переводить систему научных знаний в систему действий у учителей на мини – практических занятиях плюс мини – тренингах .



7.Проверить и оценить уровень профессиональной обученности и психологической подготовки учителей к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения с учётом обстановочных, субъектных и объектных условий.
8. Корректировать содержание обучения ( чему учить учителей) с учётом уровня профессионализма правонарушителей.
9. Поддержание и совершенствование уровня профессионального мастерства, необходимого для борьбы с правонарушителями в образовательном учреждении
1. Осознание содержания обучения учителями.
2.Осознание выбранных заместителем директора по безопасности ОУ форм ( синтез форм обучения) и методов обучения учителями.
3.Осознание и выявление учителями в своей психологической структуре личности “сильных ” и “слабых” сторон необходимых для творческого решения задач комплексной безопасности образовательных учреждений.
4.Осознание учителями своих близких, средних и дальних перспективных целей.
5. Сознательное усвоение учителями системы научных знаний на мини – лекциях плюс мини- семинарах.

6.Сознательное формирование учителями необходимых для борьбы с правонарушениями в образовательных учреждениях навыков, умений, профессионально деловых качеств.

7. Сознательное самопознание учителями своего уровня профессионального мастерства с учётом экономических , политических и правовых условий развития общества в РФ


8.Осознание учителями своего уровня профессионального мастерства и потребности в новых научных знаниях.
9. Сознательное самосовершенствование учителями своего уровня профессионализма.


Рис. 8. Этапы педагогического сотрудничества между заместителем директора по безопасности ОУ и учителями в процессе обучения.

Усвоение знаний учителями – процесс и результат , который начинается с ознакомления с системой научных знаний, их осмысливания, запоминания и воспроизведения, а потом перевода этой системы профессионально – психологических знаний в систему действий при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения. При этом навыки и умения формируются только в общении и профессиональной деятельности.
Навык – это автоматизировавшиеся действия в процессе многократного их повторения в типичных ситуациях профессиональной деятельности, поэтому в аналогичных объектах, обстановочных и субъектных условиях действия выполняются правильно, точно , быстро, легко и экономно.
Профессиональным навыком называется автоматизированный способ выполнения действий, обеспечивающий эффективность последнего. Свойства навыков: скорость, точность, экономичность ( выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность ( одинаковость выполнения при повторениях), консервативность ( трудность изменения), надёжность ( противодействие разрушающим факторам – перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность.
Профессиональное умение – освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В нём объединены группы знаний и навыков со специальной обученностью юриста использовать их при действиях в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно. В отличии от навыка в умении отчётливо и активно представлено мышление. 
Различают следующие виды уровней знаний у заместителей директоров по безопасности к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения :
- знания – узнавание;
- знания – репродукция;
- знания – понимание ( первый уровень глубины усвоения заместителем директора по безопасности ОУ системы профессионально – психологических знаний) ;
- знания – убеждения ( второй уровень);
- знания – применение ( третий уровень;)
- знания – творчество( четвёртый уровень).























Заключение

Различают следующие виды уровней знаний у заместителей директоров по безопасности к решению задач комплексной безопасности образовательного учреждения:
- знания – узнавание;
- знания – репродукция;
- знания – понимание ( первый уровень глубины усвоения заместителем директора по безопасности ОУ системы профессионально – психологических знаний) ;
- знания – убеждения ( второй уровень);
- знания – применение ( третий уровень;)
- знания – творчество( четвёртый уровень).















Литература

Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. -М., 1997.
Васильев В.Л. Юридическая психология. -М., 2000.
Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. –М., 1990.
Дулов А.В. Судебная психология. -Минск, 1975.
Еникеев М.И. Юридическая психология. -М., 1999.
Китов А.И. Психология управления. -М., 1979.
Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. -М., 1999.
Новиков В.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности. –М., 2000.
Общая психология /Под общ. ред. Петровского А.В. –М., 1986.
Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности. -М., 1996.
Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М., 1990.
Педагогика. Психология. Этика /Под общ. ред. Наумкина Ю.В. –М., 1999.




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ 5
2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 11
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОУ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40
 Приказ Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". –М.,2009. С.3.

 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638. – М.,2010. С.4-6.


 Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательном учреждении МВД России. –М., 1997. С.13
 Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД РФ. –М.,1997. С.124.
 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. –М., 1959.С.139.

 Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М., 1977.С. 14
 Горлинский И.В., Колонтаевская И. Ф. Формы и методы обучения в высших учебных заведениях МВД России. – М., 1995. С. 13.

 Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. – М., 2000.С.187.
 Столяренко А.М. Указ. раб. С. 188.









13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 215