ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия по военной психологии и педагогике с военнослужащими школы «Жас улан».
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Шымкентской
республиканской школы «Жас улан»
полковник Г.Тулеушев
« » ___________________2017 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по военной психологии и педагогике
с военнослужащими школы «Жас улан».
Тема 4. Модели воздействия на сознание личности.
Занятие 1. Военнослужащие как объект психологического изучения и управления, психологические механизмы протекания в условиях воинской деятельности. Отклоняющееся поведение военнослужащих и его разновидности. Нервно-психическая неустойчивость и основные признаки ее проявления в условиях воинской службы. Характеристика негативных психических воздействий на воинов. Методики психических воздействий на человека. Опыт зарубежных школ в развитии разработок моделей воздействия. Значение методов воздействия в профессиональной жизнедеятельности военнослужащего.
Цель: Довести военнослужащим сущность и содержание психологического моделирования, приемы, средства и методы моделирования стресс факторов боевой обстановки.
Время: 50 минут.
Место проведения: Класс №
Метод: Лекция.
Вводная часть : минут.
Построение, доклад старшего командира, приветствие.
Проверка наличия, внешнего вида.
Объявление темы, цели занятия.
Основная часть : минут.
Сущность и содержание психологического моделирования
Моделирование это воссоздание на занятиях обстановки современного боя. Построение психологической модели в процессе полевых занятий есть создание таких условий обстановки, которая, отражаясь в сознании военнослужащего, вызывала бы психические реакции, подобные тем, которые возникают в реальном бою.
Психологическая модель боя – это статодинамический образ, постоянно изменяющийся боевой ситуации и активно действующего в ней военномлужащего, понимающего смысл и значение связей и отношений в которые он вступает.
Психологическая модель боя – это образ действия: сделанного, пережитого, увиденного, проделанного и др. В модели не воспроизводятся абсолютно все стороны оригинала, а лишь самые существенные.
По степени полноты воспроизведения психологических факторов модели боя на полевых занятиях и учениях могут создаваться:
- полные (точнее условно полные) модели, которые воспроизводят все основные психологические принципы боя;
- частные модели – воспроизводятся одна или несколько наиболее существенных психологических характеристик.
По содержанию психологическая модель боя состоит из понятийной и образной основ. Понятийная основа модели боя представляет собой мотивы и установки, знания и представления предстоящего боя и отдельных его эпизодов. Это прежде всего: мотивы и установки на предстоящие активные и самостоятельные действия в боевой обстановке; знание трудностей различных боевых ситуаций, специфики влияния на психику подготовленного и не подготовленного воина (влияние данных трудностей); знание приемов управления психическими состояниями и поведением; знание своих возможностей по преодолению трудностей. По сути, понятийная основа модели боя представляет собой потенциальную способность воина выполнять поставленную задачу.
Основными профессионально важными качествами, формирующими понятийную основу модели боя являются: морально-политические установки; осознанные потребности и интересы; нравственные качества и социальные чувства (ненависть к врагу, ответственность за защиту Родины, ответственность за выполнение боевого задания); высокий боевой дух, боевой порыв; выдержка, самообладание, самоотверженность; настойчивость в достижении цели; решительность, инициативность, стойкость, отвага, смелость в бою; особое мужество; готовность пойти на самопожертвование.
Образная основа модели боя составляет собой умения и навыки преодолевать предстоящие трудности, а также специальные качества, способствующие эффективной профессиональной деятельности.
Например, умения и навыки осуществлять психическую саморегуляцию, волевую мобилизацию, снижать болевые ощущения, определять и активизировать психические и физические возможности для решения боевых задач и др.
Планируя общий тактический замысел занятия или учения психологу необходимо наметить и его психологический замысел. Его суть состоит в том, чтобы определить, на каком конкретно этапе занятия, или в каком эпизоде учения, какие черты психологической модели будут созданы, и какими способами.
В психологической модели боя целесообразно выделять черты:
- мотивационные: мотивы широкого плана - верность долгу, преданность, коллективизм; мотивы узкого плана - получить хорошую оценку, поощрение, добиться признания и т.д.;
- познавательные: воссоздание внешней картины боевых действий;
- сигнальные: позволяющие адекватно ощущать опасность (в этих целях Суворов практиковал сквозные атаки, Ушаков – стрельбу по мишеням на коротком буксире, Драгомиров – стрельбу без укрытий, в наше время - обкатка танками);
- моторные: воссоздание реальной внутренней структуры боевой деятельности.
В реальных условиях учения все они чаще всего проявляются и выступают в единстве. Так, например, пространственно-временная модель боевого полета включает: знание оперативной и тактической обстановки, расположение средств ПВО; представление о времени и режиме полета, объектах действий, рубежах противодействия ПВО и РЭБ противника; доведенные до автоматизма навыки и умения выполнения тактических приемов и способов при выполнении боевых задач; знание своеобразных черт взаимодействия с другими родами авиации, видами Вооруженных сил РК и органами управления в ходе боевого полета.
2. Приемы, средства и методы моделирования стресс факторов боевой обстановки.
Для воссоздания в учебно-боевой деятельности психологических факторов боя в своей практической работе командиры подразделений используют различные приемы. В целях накопления банка приемов психологической подготовки и для удобства их описания они могут классифицироваться по следующим основаниям.
1. По модальности воздействия:
- зрительные (создание боевого пейзажа, характерного для поля боя - устройство боевых сооружений, разрушение объектов, муляжи, трупы; задымление местности; имитация тактических действий личного состава и боевой техники противника; имитация применения противником различных видов боя).
- слуховые (имитация применения противником современных средств поражения – взрывы, свист пуль, гул, шум; имитация тактических действий противника).
- тактильные (проведение занятий в сложных природно-климатических условиях; интенсивные физические нагрузки; переправы через водные преграды).
2. По средствам моделирования психологических факторов боя:
- словесно-знаковые - при словесно-знаковом моделировании воздействие на военнослужащих осуществляется через вторую сигнальную систему посредством слова (устного или письменного), знаков, информативных жестов. Это может быть рассказ о предстоящих трудностях, возможности получить травму (при моделировании фактора «опасности») в ходе предстоящего упражнения, доведение различных «легенд» перед учениями и практическими занятиями и т.д.;
- наглядные - при наглядном моделировании воздействие на военнослужащих осуществляется путем показа различных предметов (например, после воздействия на них стрелкового или другого вооружения), действий (показ способов преодоления психологической полосы препятствий, обкатки танками и т.п.), кинофильмов, фотографий, схем и т.д.;
- компьютерные - воздействие на военнослужащего осуществляется путем моделирования психологических факторов боя в ходе решения задач и игр при работе на ЭВМ;
- тренажерные - воздействие на военнослужащего осуществляется путем моделирования психологических факторов боя с использованием тренажеров, спортивных снарядов, тактических средств и сооружений профессиональной подготовки применяемых для отработки необходимых навыков и умений;
- имитационные - воздействие на военнослужащих осуществляется путем моделирования психологических факторов боя с использованием средств имитации внешних признаков боевой обстановки;
- боевые - воздействие на военнослужащих осуществляется путем моделирования психологических факторов боя с использованием боевой техники, вооружения и подручных средств, применяемых для организации ведения боевых действий.
Под методом психологической подготовки предлагается понимать сочетание её приемов с учебно-боевой деятельностью военнослужащих в ходе занятий и учений. Методы психологической подготовки можно разделить на три большие группы:
1. Демонстрационные методы (показ действия оружия, демонстрация боевых и защитных действий и др.).
При использовании этих методов военнослужащий выполняет деятельность совершенно отличную от боевой, например, наблюдение. Использование данных методов направленно на формирование общей ориентировки в условиях боевой деятельности или в осваиваемых действиях.
2. Условно-ситуативные методы (решение различных задач, деловые игры, тактические учения, командно штабные учения). При этом военнослужащие выполняют деятельность по составу элементов и частично, по содержанию, соответствующую боевой деятельности, но данная деятельность носит условный характер (своего рода игра в войну), в ходе которой идет ознакомление с внутренней структурой и логикой боевых действий, отрабатывается взаимодействие военнослужащих и подразделений.
3. Методы «реальных» ситуаций. Они предполагают выполнение военнослужащими реальных боевых действий в условиях субъективно воспринимаемых ими. Это не означает, что обязательно реальное использование оружия, но ситуация должна восприниматься как реальная, и воин должен находиться в состоянии готовности к выполнению определенных боевых действий. При этом осуществляется актуализация мотивов адектватных мотивам боевой деятельности направленных на формирование у военнослужащих ориентировки в смыслах выполняемых действий.
Организация процесса психологической подготовки должна обеспечивать:
1. Формирование ориентировки в условиях боя за счет имитации внешних признаков, характерных для боевых действий (моделирование вторичных факторов: неопределенности, внезапности, дефицита времени, новизны, увеличение темпа действий).
2. Придание сформулированным действиям требуемых качеств, в том числе устойчивости к воздействию вторичных факторов боя и к воздействию фактора опасности. Это достигается отработкой сформированных действий в условиях моделирования факторов боя, оказывающих воздействия на психику военнослужащих.
Процесс психологической подготовки можно представить в виде следующих этапов и фаз:
№
п/п
Фазы,
наименование
Этапы и их наименование
№
п/п
Исходное состояние
Конечное
состояние
1
Фаза ознакомления молодого пополнения с условиями военной службы, возможностями оружия и военной техники, спецификой боевой деятельности
1
Этап ознакомления с внешней картиной боевой деятельности
Отсутствие необходимой информации, представления, общей ориентировки.
Общая ориентировка в условиях боевой деятельности.
2
Фаза овладения требуемым объемом знаний, навыков и умений для выполнения своих функциональных обязанностей
2
Этап ознакомления с внутренней структурой и логикой боевой деятельности
Отсутствие ориентировочной основы деятельности.
Сформулированность ориентировочной основы действия.
3
Фаза совершенствования
3
Этап формирования устойчивости
действий к вторичным факторам боя
В нормальных условиях действия устойчивы, а в условиях моделирования вторичных факторов боя действия нарушаются или значительно замедляются.
Действия сохраняют устойчивость к вторичным факторам боя.
4
Этап формирования устойчивости действий
к опасности
Отсутствует устойчивость действий в ситуациях опасности.
Действия в ситуациях опасности сохраняют свою устойчивость.
Из схемы видно, что на первом этапе преимущественно используются демонстрационные методы, снимающие недостаток информации об условиях реального боя и дающие общую ориентировку в осваиваемых действиях.
На втором этапе начинают интенсивно применяться условно-ситуативные методы, которые направлены на формирование ориентированной основы профессиональных действий (составляющих понятийную основу модели боя). Завершением второго этапа следует считать освоение профессиональных действий, четкое их выполнение в нормальных условиях, но без моделирования различных помех.
Третий этап предполагает сочетания условно-ситуативных методов с использованием имитации вторичных факторов боя. Такое сочетание позволяет повысить устойчивость действий к внешним воздействиям и сформировать уверенность военнослужащих в своих силах.
Завершением третьего этапа психологической подготовки следует считать достижение военнослужащими такого уровня овладения воинской деятельностью, при котором ее ход не нарушается в результате имитации различных воздействий вторичных факторов боя.
Четвертый этап – актуализация мотивов боевой деятельности посредством внесения элементов опасности в учебно-боевую деятельность методами «реальных» ситуаций. Данный этап подготовки может начинаться и до завершения третьего этапа, но обязательно после твердого освоения действий в нормальных условиях, то есть после второго этапа
Основное же развитие этот этап должен получить по завершению третьего этапа психологической подготовки.
Завершением четвертого этапа психологической подготовки следует считать формирование у военнослужащих готовности к боевой деятельности.
При организации процесса психологической подготовки следует руководствоваться следующими правилами:
Вносить элементы, затрудняющие деятельность, только после освоения военнослужащими порядка выполнения действий в нормальных условиях.
Используемые в ходе занятий приемы моделирования психологических факторов боя должны соответствовать смыслу и содержанию отрабатываемых действий.
Моделировать боевые ситуации необходимо в случайном порядке, неожиданно для военнослужащих, чтобы не было привыкания к последовательности моделирования, желательно постоянно изменять выраженность и сочетание моделируемых факторов боя.
Наиболее часто следует моделировать те факторы боя, вероятность воздействия которых для данных специалистов выше.
При моделировании факторов боя уровень психической нагрузки должен позволять большинству личного состава получить положительный результат в преодолении напряженности и достижении успеха. Такая дозировка нагрузок будет способствовать формированию уверенности в себе у военнослужащих, стимулировать их желание получить и выполнить более сложную задачу.
6. Если военнослужащий «не справляется» с боевой ситуацией, ему на следующей тренировке нужно предложить более легкую задачу по тем моделируемым факторам, которые явились причиной затруднения.
Принципы психологического моделирования: психологическое соответствие служебных и боевых задач; мотивационная обеспеченность действий; проблемность учебно-боевых ситуаций; психическое противоборство с противником; адекватность психических состояний и действий в условиях боя; безопасность действий; переход от простого к сложному; первоочередное формирование понятийной основы по отношению к образной (Сысоев В.В., 1989, Корчемный П.А., 1990).
Заключительная часть – 5 минут
Подведение итогов проведенного занятия с военнослужащими.
Указания по подготовке к предстоящим занятиям.
- напоминаю тему и цели занятия;
- отвечаю на заданные вопросы;
- даю задание на самостоятельную подготовку.
Руководитель занятия: сл. ВС РК Г.Алтыбаева
Заголовок 415