ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия по военной психологии и педагогике с военнослужащими школы «Жас улан».
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Шымкентской
республиканской школы «Жас улан»
полковник Г.Тулеушев
« » ___________________2017 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по военной психологии и педагогике
с военнослужащими школы «Жас улан».
Тема 3. Возрастные кризисы.
Занятие 1. Понятия психологического возраста. Проблема периодизации психического развития. Обзор зарубежных и отечественных теорий возрастной психологии. Возрастные периоды в жизни человека и возрастные и национальные, религиозные кризисы. Профессиональные кризисы.
Межличностные отношения. Социально-психологические явления в воинском подразделении. Межличностные отношения военнослужащих.
Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Психологические особенности общения военнослужащих в условиях военной службы. Роль возрастных и профессиональных кризисов в профессиональной и повседневной жизнедеятельности военнослужащего.
Цель: Довести военнослужащим понятия психологического возраста.
Время: 50 минут.
Место проведения: Класс №
Метод: Лекция.
Вводная часть : минут.
Построение, доклад старшего командира, приветствие.
Проверка наличия, внешнего вида.
Объявление темы, цели занятия.
Основная часть : минут.
Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека (психологический словарь)
Возрастная психология - отрасль псих. науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека (А.В.Петровский)
Возрастная психология - отрасль психологических знаний, изучающая факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза (В.С. Мухина )
Возрастная психология как отрасль психологической науки возникла в конце ХIХ века и направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. (**1)
Границы возрастных периодов и их сравнительная характеристика изменяется по мере становления возрастной психологии. К настоящему времени с учетом всех факторов (культурно - исторических, социальных, экономических итд), с учетом системы обучения и воспитания внутри возрастной психологии обозначены следующие разделы:
* детская психология / психология младенчества; раннего возраста; дошкольника;
психология младшего школьника
* подростковая
* психология юности / старшего школьника
* психология взрослого человека
* геронтопсихология
Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития == > основными достижениями возраста; новообразованиями;
Предметом исследования возрастной психологии является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на разных этапах его жизненного пути.
Понятия: “Психология развития” и “ Возрастная психология” общее и различное в этих понятиях
Возрастная психология отмечает и исследует те сравнительно медленные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни: от нескольких месяцев в младенчестве до нескольких лет во взрослости.
Эти изменения зависят от ряда факторов:
биологического созревания;
психофизиологического состояния организма;
уровня интеллектуального и личностного развития;
системы социальных отношений;
Возрастные изменения бывают:
эволюционные - связаны с медленными количественными и качественными преобразованиями;
революционные - присходят быстро и за сравнительно короткий срок (кризисы возрастного развития);
ситуационные - изменения, которые происходят в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания;
Понятие “возраст” - категория, обозначающая временные характеристики индивидуального развития хронологический, паспортный возраст - длительность существования индивида с момента рождения
психологический возраст - определенная качественная ступень онтогенетического развития, обусловленная различными факторами ( закономерности формирования организма, условия жизни, обучения, воспитания)
Возрастные особенности имеют все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление - непроизвольность, переключаемость итд;
Еще в большей степени возраст человека проявляется в особенностях его личности,
в интересах, взглядах, суждениях, мотивах поведения.
Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Ключевыми характеристиками возраста Выготский считал ”социальную ситуацию развития”, “ ведущие психические функции”, которые отражают место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех перечисленных структурных компонентов. Этот переход может сопровождаться конфликтами и противоречиями ==> возрастные кризисы
Еще одной составляющей предмета Возрастной психологии являются
условия, закономерности и движущие силы психического развития
Условия психического развития - внутренние и внешние факторы, которые могут направлять ход развития, формировать его динамику, определять конечные результаты.
Законы психического развития - общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и этим развитием управлять
Движущие силы психического развития - факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются причинами и источниками развития
Закономерности и движущие силы развития
Развитие как процесс овладения ребенком общественно - исторического опыта
Условием развития человека помимо реальности самой природы является созданная им реальность культуры. Для понимания закономерностей психического развития необходимо определить пространство человеческой культуры
Под культурой понимается совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии. Возрастная психология как наука, анализирующая условия развития человека на разных этапах онтогенеза, требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений в развитии. В.С. Мухина выделяет исторически обусловленные реальности существования человека и их классификацию:
1) реальность предметного мира;
2) реальность образно-знаковых систем;
3) реальность социального пространства;
4) природная реальность
можно выделить несколько условий психического развития:
На психическое развитие ребенка оказывает влияние два фактора:
биологический (природный, наследственный)
социальная среда ( условия жизни, обучение, воспитание)
Биологический фактор наследственность
- биологические потребности;
- особенности строения Н.С.
- физические признаки;
- особенности типа ВНД;
- Значение наследственных задатков
Социальный фактор Основное условие психического развития ребенка- жизнь в обществе людей. Вне общения - нет развития психики ребенка. Только в общении ребенок осваивает опыт человеческого поведения, овладевает речью.
Развитие ребенка осуществляется под влиянием как непосредственного окружения
или микросреды (семья, сверстники, родственники), так и под влиянием социальной среды в широком смысле (макросреда).
В теории Л.С. Выготского об общественно - историческом происхождении высших психических функций подчеркивается, что только в общении, в определенных социальных условиях жизни возможно развитие специфически человеческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления, речи. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций - собр. соч. в 6 т.-М., 1983
Проблемы возрастной психологии
Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека
Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей
Проблема соотношения задатков и способностей;
Проблема сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка
Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка
Методы возрастной психологии
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. НАБЛЮДЕНИЕ – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы)... По степени объективности наблюдение бывает:
Объективное
Непосредственное
Индивидуальное и коллективное;
Интенсивно-экстенсивное;
Объективно-клиническое;
Опосредованное
Анкеты;
Вопросники;
Изучение продуктов деятельности;
Самонаблюдение
Непосредственное
Словесный отчет;
Опосредованное
Дневники;
Автобиографии;
Воспоминания;
Письма;
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.
БЕСЕДА как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы. Однако главным методом психологического исследования является ЭКСПЕРИМЕНТ – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
В зависимости от условий проведения и направленности выделяют следующие разновидности эксперимента:
Лабораторный
Классический
Методики реакций;
Психофизические методики;
Метод тестов (психометрия)
Нестандартизированные (исследования отдельных психических процессов);
Стандартизированные;
Общей одаренности и индивидуальных способностей
Аналитические и синтетические
Индивидуальные и групповые
Естественный
В условиях труда;
В условиях учения;
В условиях игры;
Психолого-педагогический
Констатирующий
Формирующий
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
Подведение итогов проведенного занятия с военнослужащими.
Указания по подготовке к предстоящим занятиям.
- напоминаю тему и цели занятия;
- отвечаю на заданные вопросы;
- даю задание на самостоятельную подготовку.
Руководитель занятия: сл. ВС РК Г.Алтыбаева
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615