ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия по военной психологии и педагогике с военнослужащими школы «Жас улан».
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Шымкентской
республиканской школы «Жас улан»
полковник Г.Тулеушев
« » ___________________2017 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по военной психологии и педагогике
с военнослужащими школы «Жас улан».
Тема 2. Темперамент, характер, структура личности.
Занятие 1. Темперамент как совокупность свойств человека. История изучения темперамента. Методы психодиагностики темперамента. История изучения характера. Методы психодиагностики характера. Методы психодиагностики характера. Методы изучения и оценки характера. Проявление акцентуации в условиях военной службы. Значение темперамента, характера в профессиональной жизнедеятельности военнослужащего.
Цель: Рассмотреть и разъяснить военнослужащим личному составу типы темперамента, характерологические особенности темперамента, сущность характер человека.
Время: 50 минут.
Место проведения: Класс №
Метод: Лекция.
Вводная часть : минут.
Построение, доклад старшего командира, приветствие.
Проверка наличия, внешнего вида.
Объявление темы, цели занятия.
Основная часть : минут
Общие сведения о темпераменте
Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» латинского происхождения (temperamentum) , означающее соразмерность, «надлежащее ношение частей» Родоначальником учения о темпераменте принято считать врача Гиппократа (5 - 4 вв. до н.э.) Гиппократ считал что в теле человека имеются четыре жидкости кровь (sanguis лат), слизь (phlegta греч), желчь (chole греч) и черная желчь (те1ата сhо1е греч). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).
В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вкладвнесли римский врач Гален (2 в. н. э.), немецкий философ И. Кант (конец XVIII в ), немецкий психолог. В. Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э. Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследователи.
В середине XX столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой Это позволило, как отмечает Н.Н. Обозов [20, 12], уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Учеными школы Б М Теплова В.Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение но и негативные моменты. Было доказано, например что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности.
В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент»вполне определилось.
Темперамент индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Характерными особенностями темперамента являются:
1) сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.);
2) свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВИД).
Принято считать, что темперамент у людей формируется в онтогенезе. У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в определенных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.
Взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности
Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно рефлекторной деятельности человека, свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению.
К основным свойствам нервной системы относятся:
сила нервной системы, т.е. сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость;
подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения торможением и наоборот). По этому свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко;
уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по-разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по своей силе от возбудительного процесса.
Своеобразие комбинаций этих свойств образует специфические типы высшей нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Три из них И.П. Павлов отнес к сильным типам, один к слабому (рис. 1).
Следует отметить, что нет деления типов высшей нервной деятельности на «хорошие» и «плохие», точно так же, как и адекватных им типов темперамента. Каждый из типов ВИД и типов темперамента обладает определенными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль. При этом надо иметь в виду, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между четырьмя типами темперамента располагаются до 16 промежуточных форм, как вариации основных типов.
Характерологические особенности темперамента
Психологические различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении индивидов в необычных, нестандартных, ситуациях
1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии. Это сангвиник (лабильный тип ВНД).
У сангвиника положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.
2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип. Это флегматик (инертный тип ВНД).
У флегматика положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик сравнительно легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах. Это холерик (возбудимый тип ВИД).
Холерик характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковыхцентров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее,чем у сангвиника и флегматика.
4. Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов. Это меланхолик (тормозной тип ВИД).
Пониженная деятельность коры у меланхолика сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабы. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры (особенно в детском возрасте).
Следует иметь в виду, что рассмотренные выше типы ВНД по И.П. Павлову, адекватные типам темперамента по Гиппократу Галену, для каждого отдельного индивида в большинстве случаев в чистом виде неприменимы. У одного и того же человека могут проявляться различные сочетания типов темперамента, о чем будет сказано ниже.
Сильный уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент).
У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания (быстрой реакцией на раздражители). Сангвиники отличаются высокой адаптивностью (приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни) и подвижностью. Их внимание нестабильно, быстро и легко его переключают. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, живой, открытый взгляд. Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за живое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако если дело требует терпения, могут отступить, как и быстро увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность. Больше всего подходит к ним работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности.
Характерологические черты
Позитивные.
высокая подвижность;
высокая адаптивность (легкая приспособляемость);
общительность;
доброжелательность;
жизнерадостность;
выразительность мимики и пантомимики.
Негативные.
деятелен при условии интересного дела;
тяготится однообразием;
малая склонность к самоуглублению;
в действиях бывает резок;
отсутствие усидчивости;
недостаточная настойчивость.
Сильный уравновешенный, инертный (флегматический темперамент)
Психические процессы характеризуются определенной инертностью и замедленным реагированием на раздражители. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых условиях. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. При наличии сильного торможения и уравновешенногопроцесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Скуп на слова. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверкиему не мешают и не раздражают. Редко проявляет инициативу.
Характерологические черты
Позитивные:
ровен в отношениях,
в меру общителен;
не обидчив;
отличается высокой работоспособностью;
настойчив;
способен к большому напряжению в работе
Негативные:
инертность,
малоподвижность;
требует времени для сосредоточения внимания,
медленно принимает решения.
Сильный неуравновешенный (холерический темперамент)
Нервные процессы отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Выразительный проникновенный взгляд. Движения быстрые и резкие. Резкая смена эмоций. Склонен переоценивать свои силы и недооценивать препятствия на пути к цели. Стремится в «первые ряды». Речь носит ярко выраженную окраску. Излишне громкий голос. Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своем. Если возражает или перебивает, то громкость и скорость речи возрастают.
Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном состоянии, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают.
Замедленный и спокойный темп работы для холериков мало подходит. Для них больше всего подходит работа, требующая немедленного исполнения
Характерологические черты
Позитивные.
высокая активность;
энергичность;
быстро уясняет обстановку;
инициативен;
общителен;
решителен;
возбужденная убедительная речь.
Негативные:
цикличность в работе, в переживаниях, настроениях;
вспыльчивость;
резкость в отношениях;
неустойчивость в поведении.
Слабый тип ВНД (меланхолический темперамент)
Данный тип ВНД отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью. Сильные воздействия затормаживают деятельность меланхолика, вызывая у него запредельное торможение, характеризующееся преобладанием тормозного процесса при слабости как возбуждения, так и торможения. Слабое раздражение у меланхолика субъективно может переживатьсяим как сильное, по незначительному поводу он склонен к внутреннему переживанию. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный, тревожный взгляд. Стремится быть в «тени». Сдержанная, неопределенная, неуверенная мимика. Тихая негромкая речь. Осторожные, робкие движения. Придает большое значение мелочам. Склонен к внутренним переживаниям. Болезненно и долгопереживает неудачи и наказания. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия.
Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело.
Позитивные:
высокая чувствительность;
сердечность;
тонкая восприимчивость;
в привычной обстановке исполнительный работник
Негативные:
легкораним и застенчив;
мнителен и замкнут;
пониженная активность;
неуверенность движений;
низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях).
4. Характер человека
Характер – это психологическое свойство личности, определяющее линию поведения человека, его поступки и выражающееся в его отношении к окружающему, труду, другим людям, к самому себе. В характере наиболее полно выражаются индивидуальные особенности человека. Оценивается характер, прежде всего по свойственной человеку системе отношений. В них выражается содержание характера, духовный мир личности.
По отношению к окружающему миру, происходящим событиям, характеры бывают убежденные, принципиальные или беспринципные. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы. У человека с беспринципным характером не сложились прочные убеждения, его поведение и поступки определяются личными целями и мотивами. Именно беспринципный характер является одной из причин непредсказуемого поведения человека, его карьеризма и конъюнктурщины, особенно в условиях обострения политической борьбы в стране.
По отношению к труду различают характеры деятельные, активные и бездеятельные, пассивные. Человек с деятельным характером отличается трудолюбием, настойчивостью в своей деятельности. Он активно участвует в общественной жизни, проявляет полезную инициативу. Отдельные лица не любят труд, стремятся уклонится от трудностей, общественной работы, пассивны, равнодушны. Им присущ бездеятельный характер, и нужда длительная, настойчивая воспитательная работа, чтобы изменить его, сделать активным, деятельным.
По отношению к другим людям характер может быть общительным или замкнутым. Общительность человека необходима для сплочения коллектива, установления правильных взаимоотношений с товарищами. Но если в основе общительности нет должной принципиальности, то она может порождать ложное понимание коллектива, вести к панибратству, групповщине. Человеку с замкнутым характером трудно завоевать доверие, уважение, авторитет среди товарищей. Поэтому необходимо выяснить причину его замкнутости с тем, чтобы устранить ее и выработать положительную общительность. Замкнутость может быть следствием робости или привычки к одиночеству, иногда отрицательного отношения к людям, недоверия к ним. Как правило, замкнутость – это результат влияния каких-то неудач и осложнений в жизни человека, неправильного воспитания в семье.
По отношению к самому себе характер может быть коллективистским или эгоистичным. Человек с коллективистскими чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, общества, подчиняет им свои потребности и нужды, критически относится к своим недостаткам, готов прийти на помощь товарищу. Эгоист склонен возвеличивать собственную персону, свои возможности и интересы, на все смотрит с точки зрения личной выгоды. Чтобы достичь корыстных целей, эгоист может обмануть товарища и коллектив.
Здесь приведены крайние (полярные) оценки характера, его черты, особенности. В реальной жизни в характере людей наблюдается множество оттенков, переходов между полярными особенностями, чем во многом и объясняются бесконечное разнообразие характеров, непохожесть людей друг на друга.
Характер можно оценивать также по его силе. Сильный характер у тех людей, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям, последовательно ведут себя в различных, в том числе трудных, условиях, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели. И наоборот, люди со слабым характером отличаются непоследовательностью в своем поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.
Значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, отношения быстро меняются, то характер является неустойчивым.
Характер может быть цельным или противоречивым. Цельный характер у того человека, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, отношения, поступки согласуются между собой, соответствуют его убеждениям. Поведение такого человека в любой ситуации можно предвидеть. И наоборот, человек с противоречивым характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, стремлений, желаний и поступков. В одних условиях он может говорить и делать одно, в иных – другое. Поведение такого человека трудно предвидеть, на него нельзя положиться.
Различные проявления характера называют его чертами.
Волевыми чертами являются:
решительность,
настойчивость,
самообладание,
самостоятельность,
целеустремленность;
эмоциональными чертами: интеллектуальными чертами:
впечатлительность, сообразительность,
экспансивность, находчивость,
горячность, любознательность.
инертность,
безразличие;
Характеру человека, наряду с сугубо индивидуальными чертами, присущи и общие черты. Общими чертами характера, в которых раскрывается моральный облик человека, являются любовь к Родине, коллективизм, верность традициям, честность, правдивость, доброжелательность и другие.
Раскрытие сущности характера и его основных черт позволяет понять место этого свойства в общей структуре личности. Характер является своеобразным выражением психических познавательных процессов, чувств, воли, направленности, темперамента и способностей. Направленность личности, ее убеждения, интересы, потребности, мотивы Деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость и т.д. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют интеллектуальные черты характера. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние не проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности. Главное различие между ними состоит в том, что темперамент обусловлен преимущественно врожденными биологическими свойствами нервной системы. В то время как в становлении характера определяющую роль играют социальная среда и воспитание.
Существует тесная взаимосвязь между характером и привычками человека, представляющими собой автоматизировано выполняемые действия, ставшие его потребностью. Отдельные действия и поступки при их неоднократном повторении становятся привычками, роль которых в жизни и деятельности человека исключительно велика. Из привычек складывается характер, в них он и проявляется. Народная мудрость гласит: "Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу".
Итак, характер не является врожденным свойством личности. Он формируется и развивается в процессе активной деятельности человека под воздействием социальной среды и воспитания. Сформировать у человека положительный характер – значит добиться того, чтобы он был убежденным, принципиальным, активным, трудолюбивым, общительным, коллективистом, добросовестно относился к выполнению своих функциональных обязанностей, обладал сильным, устойчивым и цельным характером.
Формирование характера начинается с его изучения. При этом следует учитывать, что характер человека проявляется, прежде всего, в его деятельности, в речи и во внешнем облике. В деятельности человека можно увидеть его отношение к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе, можно определить наличие положительных и отрицательных черт характера, его силу, устойчивость и цельность. В речи проявляется общительность, духовная культура человека, внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание "порисоваться", навязчивость, самовлюбленность. Если человек подтянут, бодрый, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, то это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности отношений к другим людям. Неопрятность, неряшливость, развязность, неприветливость характеризуют человека с отрицательной стороны.
Заключительная часть – 5 минут
Подведение итогов проведенного занятия с военнослужащими.
Указания по подготовке к предстоящим занятиям.
- напоминаю тему и цели занятия;
- отвечаю на заданные вопросы;
- даю задание на самостоятельную подготовку.
Руководитель занятия: сл. ВС РК Г.Алтыбаева
Заголовок 1Заголовок 215