УЛЫБКА Программа летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания
Департамент социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Бюджетное учреждение социального обслуживания
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Горизонт»
Организационно-методическое отделение
Улыбка
Программа
летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних
в учреждениях социального обслуживания
Иванчик Татьяна Петровна
заведующий,
Семенихина Света Викторовна,
методист
Белоярский
2010
Утверждаю:
директор БУСО ХМАО–Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Горизонт»
___________ Вовк В.М.
______________ 2010 года
Программа разработана Иванчик Татьяной Петровной, заведующим организационно-методическим отделением, Семенихиной Светой Викторовной, методистом организационно-методического отделения БУСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Горизонт».
Программа раскрывает организацию и содержание деятельности специалистов по работе с несовершеннолетними в летний период.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря круглосуточного и дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 3-х летних оздоровительных смен.
Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте 7 – 17 лет. При комплектовании групп особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, сиротам, опекаемым, детям из категории «трудные», а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 10-20 человек.
К программе прилагаются методические рекомендации.
Информационная карта программы летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних
Бюджетное учреждение социального обслуживания
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Белоярский район
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
г. Белоярский
«Центр социальной помощи семье и детям «Горизонт»
Наименование
«Улыбка»
Автор
Иванчик Татьяна Петровна – заведующий организационно-методическим отделением, Семенихина Света Викторовна - методист организационно методического отделения
Цель
Сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних, организация мероприятий, обеспечивающих реабилитацию, адаптацию в общество, полноценный отдых детей и творческое развитие.
Задачи
1.Создать оптимальные условия для организованного отдыха, укрепления физического и нравственного здоровья, организации досуга детей, используя окружающую природу в качестве источника оздоровления.
2.Создать содержательное и информационное обеспечение агитационной и пропагандистской работы по приобщению воспитанников, их родителей к ЗОЖ.
3.Организовать взаимодействие специалистов учреждения для реализации программы.
4.Приобщить ребят к творческим видам деятельности с целью развития творческого мышления.
5.Сформировать навыки общения и толерантности несовершеннолетних.
Направление деятельности
Оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря круглосуточного и дневного пребывания.
Сроки реализации
Летний период 2011, 2012, 2013, 2014 годы
Ожидаемые результаты
1.Сформируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности: творческой, оздоровительной, интеллектуальной, организаторской и других (выставки творческих работ, участие в конкурсах и др.).
2.Сформируются нормы и ценности общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества (активное участие в мероприятиях и жизни детского коллектива). 3.Сформируется интерес к занятиям физкультурой и спортом (участие в спортивных играх, эстафетах и др.). 4.Повысится мотивация к самостоятельному поиску знаний, саморазвитию и самосовершенствованию (участие в интеллектуальных олимпиадах, викторинах и др.). 5.Повысится ответственность в поступках за себя и своих друзей (проведение дней самоуправления). 6.Улучшится социально-психологический климат в коллективе детей (проведение дней национальных традиций, толерантности и др.). 7.Укрепится здоровье детей (проведение диагностик). 8. Снизится темп роста негативных социальных явлений среди детей, сформируется негативное отношение к вредным привычкам (проведение акций, направленных на профилактику вредных привычек).
Краткое содержание
Ценность материалов программы заключается в вопросах профилактики самовольных уходов из дома и государственных учреждений, правонарушений и бродяжничества среди несовершеннолетних. Использование материалов специалистами помогут в формировании навыков общения и толерантного поведения, приобщении к творчеству, организации отдыха и укреплении здоровья несовершеннолетних в летний период.
Содержание программы основывается на принципах: гуманизма, духовности, толерантности, индивидуализации, культуросообразности, содружества и сотрудничества, последовательности и систематичности, доступности, ненасилия.
Количество участников, реализующих программу
Участники программы - дети, посещающие отделения учреждения: дневного, стационарного и реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями (30 детей), родители и специалисты (35 взрослых).
Адрес (улица, номер дома), телефон
г. Белоярский, ул. Центральная, дом 15а
тел. (834670) 2-49-09, 6-20-22
Оглавление
1. Пояснительная записка . 6
2. Цели и задачи .........9
2.1 Средства...9
2.2 Условия реализации программы..10
2.3 Формы и методы работы...10
2.4 Принципы.. 11
2.5 Ожидаемые результаты 12
2.6 Основные критерии и показатели ...13
3. Содержание .........15
3.1 Основные направления воспитания несовершеннолетних ..17
3.2 Этапы реализации программы. ..18
3.3 Обеспечение программы. 19
3.4 Мероприятия..21
4. Заключение. ...22
Литература.... ..24
Приложения.....25
Пояснительная записка
«Создатель и организатор детского коллектива не может создавать и организовывать, если он не будет частью этого коллектива, его головой и сердцем!»
С.Л.Соловейчик
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т.д.)
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов, специалистов учреждения волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка, развития в нем нравственных качеств и творческих способностей.
Укрепление здоровья детей и подростков является одним из важнейших направлений социальной политики нашего государства. Именно поэтому особое значение приобретает организация летнего отдыха детей.
Большая летняя перемена дана детям для укрепления их здоровья и физической закалки, для снятия психологических нагрузок и адаптации их в общество, для приобретения сил и бодрости. Каникулы – это время ярких впечатлений, находок и открытий, время самостоятельной деятельности и творческого познания нового. А вместе с тем – это время их активной социализации, время их личного роста и самосовершенствования.
Основными задачами коллектива учреждения социального обслуживания в организации летнего отдыха несовершеннолетних являются направление детской активности в полезное и разумное русло, создание соответствующих условий для обеспечения их содержательной занятости, способствование формированию положительных качеств личности с использованием многообразных форм активной деятельности.
Анализ состояния здоровья несовершеннолетних, посещающих учреждение, свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение. Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство детей живут в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, в неполных семьях. Даже в половине неполных семей доходы ниже прожиточного минимума. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей. Дети в таких семьях с девиантным и асоциальным поведением, склонны к правонарушениям и самовольным уходам из семей, подвергаются жестокому обращению в семье и на улице.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам родителей можно определить, что способами оздоровления детей многие из них считают употребление медикаментов, недооценивая силу воздействия на детский организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание и др. Из опросов детей можно сделать вывод, что важным фактором в создании семьи и воспитании будущих детей является здоровье будущих родителей.
Специалисты учреждения единодушно считают, что только при тесном взаимодействии с родителями, с учреждениями города можно решить вопросы формирования здорового образа жизни, воспитания нравственных качеств, развития творческого потенциала, профилактики безнадзорности несовершеннолетних, применяя различные методы, виды, формы работы, в том числе и во время летней оздоровительной кампании.
Основанием для создания программы летнего отдыха являются:
1. Организация летнего отдыха несовершеннолетних из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью укрепления здоровья, развития физических, духовных сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями, положительными эмоциями, развития и сплочения детского коллектива, развития социальных навыков несовершеннолетних и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе.
2. Создание возможностей для неформального общения, способствующего организации и развитию самостоятельности ребят, воспитанию личностных качеств, формированию активности, разнообразных умений и навыков.
3. Профилактика самовольных уходов из семьи и из учреждения социального обслуживания, безнадзорности, ассоциального и девиантного поведения подростков.
Программа разработана с учетом следующих нормативно- правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
-Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98г. № 124 –ФЗ;
-Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124 – ФЗ;
- Постановление ХМАО-Югры «О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания ХМАО-Югры» от 15.05.2009г. № 113-п;
- Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ;
- Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 г № 197 – ФЗ;
- Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
- Приказом Министерства Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
2 Цель и задачи
Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих реабилитацию, адаптацию в общество, полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
1.Создать оптимальные условия для организованного отдыха, укрепления физического и нравственного здоровья, организации досуга детей, используя окружающую природу в качестве источника оздоровления.
2.Создать содержательное и информационное обеспечение агитационной и пропагандистской работы по приобщению воспитанников, их родителей к ЗОЖ.
3.Организовать взаимодействие специалистов учреждения для реализации программы.
4. Приобщить ребят к творческим видам деятельности с целью развития творческого мышления.
5. Сформировать навыки общения и толерантности несовершеннолетних.
Средства:
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
2.2 Условия реализации программы:
1. Подбор специалистов.2. Разнообразие видов деятельности.3. Использование приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, психологических особенностей и физических возможностей несовершеннолетних.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Материально-техническое обеспечение. 6. Создание содержательного окружения (среды).
7. Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Формы и методы работы:
Формы работы: занятия, игры, «круглые столы», форумы, выставки, консультации, методические разработки, семинары, практикумы, собеседования, творческие мастерские, фото – видеостудии, ролевые игры, заседания, мозговые штурмы, тренинги, волонтерский десант.
Методы работы:
Словесные (беседа, рассказ, поручение, объяснение, дискуссии, консультирование, тренинги, викторины и др.).
Наглядные (конкурсы рисунков, плакатов и творческих работ, наблюдение и др.).
Практические (развлечения и праздники с этнокультурной тематикой, экскурсии, фольклорные концерты и театрализованные представления и др.).
Игровые (ролевые, подвижные, спортивные игры, соревнования и др.).
Принципы:
-Гуманизма, предполагающий построение всех отношений на основе уважения и доверия, на стремлении привести к успеху.
-Духовности, проявляющийся в соблюдении нравственных норм морали.
-Толерантности, проявляющийся в формировании терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
-Индивидуализации, заключающийся в получении свободы проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
-Вариативности, включающий многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
-Культуросообразности, основывающийся в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры.
-Содружества и сотрудничества взрослых и детей позволяющий воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
-Принцип последовательности и систематичности в работе с детьми.
-Принцип доступности.
- Принцип ненасилия.
Педагогическое кредо коллектива:
Принцип педагогического профессионализма.
Принцип уважения личности ребёнка.
Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества.
Принцип поддержки детских инициатив и творчества.
Принцип самоуправления детского коллектива.
Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества.
Принцип позитивного решения конфликтных ситуаций.
Принцип сочетания общечеловеческих и национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей.
2.5 Ожидаемые результаты
Для детей и подростков:
Сформируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности: творческой, оздоровительной, интеллектуальной, организаторской и др.
Сформируются нормы и ценности общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества.
Повысится мотивация к самостоятельному поиску знаний, саморазвитию и самосовершенствованию.
Повысится ответственность в поступках за себя и своих друзей.
Улучшится социально-психологический климат в коллективе детей.
Снизится темп роста негативных социальных явлений среди детей, сформируется негативное отношение к вредным привычкам.
Укрепится здоровье детей.
Сформируется интерес к занятиям физкультурой и спортом.
·Способы отслеживания результатов: первичная, текущая, итоговая диагностика (анкетирование, собеседования, рефлексия и др.); представление результатов через детские творческие работы; активность участия ребенка в мероприятиях; уровень проявления ребенком собственной инициативы; внесение предложений и др.
Для специалистов:
Высокопрофессиональная практическая реализация теоретических и методических знаний специалистов - в работе с детьми в летний период.
Творческая самореализация педагога в индивидуальной, групповой воспитательной деятельности в условиях временного детского коллектива.
Совершенствование профессиональных умений каждого члена коллектива (педагогических, организаторских, аналитических, коммуникативных).
Расширение и активное использование психолого – педагогических знаний о личности ребенка, методике совместной деятельности.
Внедрение эффективных форм и методов работы с несовершеннолетними.
Способы отслеживания результатов: ведение «Дневника воспитателя»; система аналитических планерок педагогического коллектива по периодам смены; защита отрядных проектов; систематическая работа с педагогическими документами; представление итоговых материалов реализации проектной деятельности; подготовка обобщающего материала по итогам работы каждого педагога с перспективой для дальнейшего его оформления и представления как опыта работы (статьи, публикации и др.)
2.6 Основные критерии и показатели
Качественные показатели
1. Наличие устойчивых позитивных изменений поведения подростков, участвующих в программе.
2. Степень участия каждого ребенка в жизни коллектива.
3. Уровень формирования навыков общения у подростков.
4. Проявление стойкого общего интереса, единства мнения родителей и детей, взаимопонимания и взаимоуважения.
5. Степень адаптации детей, в окружающем мире посредством развития коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.
6. Степень проявления у детей понятия взаимопомощи.
Количественные показатели
У 100 % несовершеннолетних, участвующих в программе отсутствуют факты совершения правонарушений.
Количество детей участвующих в проводимых мероприятиях, степень включенности каждого, у 90 % детей наличие устойчивого интереса к проводимым мероприятиям;
У 100% детей появление положительной динамики в развитии коммуникативных навыков, уменьшение случаев возникновения конфликтных ситуаций вначале и в конце смены.
Количество работ изготовленных в творческой мастерской.
У 90 % детей и родителей, участвующих в программе, появление стойкой положительной динамики в детско-родительских отношениях.
У 100% детей появление улучшений психического и физического состояния здоровья.
Содержание
Название программы «Улыбка» символизирует тепло отношений, радость встреч, дружбу, взаимопонимание. Улыбка - это символ чистых, добрых побуждений, направленных на воспитание в детях желания заботиться о своем здоровье и постоянно укреплять его. Если глаза – это зеркало души, то улыбка - отражение внутреннего мира человека, характера, его отношения к миру и людям, противостояние неприятностям, сохранение душевного равновесия, умение владеть собой. Улыбка бывает светлой, открытой, застенчивой, закрытой, сжатой, доброй, радостной, жалкой, счастливой, печальной, робкой, спокойной, раздраженной, злобной, восторженной, умиротворенной, приветливой, веселой Улыбка - символ многообразия способов общения и сохранения здоровья.
Таким образом, данная программа сформирует у несовершеннолетних доброжелательное отношение друг к другу, научит правильному общению, поможет приобрести друзей.
Одним из ведущих видов деятельности в рамках самых разнообразных форм работы с несовершеннолетними станет - спортивно – оздоровительная, спортивно – развивающая деятельность, направленная в первую очередь, как на оздоровление детей и подростков, так и на профилактику негативных, вредных привычек в подростковой среде, таких как курение, употребление спиртных и психотропных, наркотических веществ, профилактику социального сиротства, самовольных уходов, жестокого обращения и правонарушений среди несовершеннолетних. Этому будет способствовать не только проведение спортивно – оздоровительных мероприятий, акций и др., но и организация и проведение в рамках учреждения детских инициатив самых разнообразных проектов, тренингов жизненных навыков, навыков здорового образа жизни.
Все мероприятия, реализуемые в рамках программы, направлены на снятие не только физического, но и психологического напряжения детского и подросткового организма, накопившегося за учебный год, на обеспечение психологически комфортного климата в детском коллективе, на реабилитацию и адаптацию детей в общество.
Особое значение в рамках программы уделяется организации досуговой, праздничной, романтической деятельности. К категории детских праздников относится все многообразие проводимых праздничных форм (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др.), влияющие на социализацию детей, их развитие и воспитание.
Программа ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Для реализации данной программы необходимо использование:
- программ летнего оздоровления несовершеннолетних в стационарном отделении, в отделении дневного пребывания и отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями: «Надежда», «Семицветик», «В кругу друзей»;
- участие детей в кружках: «Поделкино», «Чудеса своими руками», «Волшебные спицы», «Умелые ручки», «Затейливая ниточка», «В мире растений»;
- участие в спортивно-оздоровительном кружке «Радуга здоровья».
3.1 Основные направления воспитания несовершеннолетних:
Направление
Формы деятельности
Художественно-эстетическое воспитание
Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать: развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботы и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе, творческих способностей, проявлению инициативы. Необходимо создать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни.
Беседы, викторины по истории родного края (района, города) школы, символике РФ;
линейки;
конкурсы рисунков, плакатов;
литературные конкурсы;
посещение музеев, выставок.
Спортивно-оздоровительное воспитание В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.
Ежедневная утренняя зарядка;
спортивные соревнования, праздники в школе и в районе;
работа спортивных секций на базе спортивного зала, спортивной площадки;
оздоровление в плавательном бассейне "Дельфин";
беседы, конкурсы, викторины по спорту;
День Здоровья;
беседы, викторины на тему ЗОЖ;
встречи с инспектором по ПДД, медицинским работником;
экскурсии в пожарную часть.
Гражданско-патриотическое воспитание Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Линейка Памяти (22 июня, День Памяти);
викторины, беседы (12 июня, День России);
встречи с ветеранами, участниками ВОВ.
Трудовое воспитание Это направление занимает особое место в системе воспитания. Именно в процессе трудовой деятельности происходит физическое и умственное развитие, воспитание аккуратности, желание поддерживать чистоту и порядок. В трудовом воспитании большое место занимает хозяйственно-бытовой труд: уборка помещения, работа на приусадебном участке, в библиотеке.
Работа на приусадебном участке;
работа по благоустройству двора учреждения.
Досуговое Это направление содержит в себе мероприятия, способствующие укреплению эмоционально-психологического здоровья, формирующие толерантность, развивающие социальные связи несовершеннолетних. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.
Занятия в кружках по интересам;
конкурсы;
праздники, утренники;
сюжетные игры,
просмотр фильмов;
чтение художественной литературы;
дискотеки.
3.2 Этапы реализации программы:
1. Организационно-методический (апрель-май):
Изучение интересов детей и их родителей, учет результатов работы в предыдущем сезоне.
Выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей.
Работа со специалистами, воспитателями, задействованными в работе с детьми.
Проведение инструктивно-методических совещаний.
Создание нормативной базы летней оздоровительной кампании.
Координация деятельности с различными ведомствами, организациями, учреждениями.
2. Содержательно - деятельностный этап (июнь-август):
Создание методических пособий и программных средств по организации летнего труда и отдыха учащихся.
3. Контрольно - аналитический этап (август-сентябрь):
Анализ работы лагеря, трудовых объединений несовершеннолетних, выявление инновационных подходов.
Анализ деятельности учреждения по реализации Программы.
3.3 Обеспечение программы:
1. Финансирование программы
Осуществляется за счет средств федерального, областного бюджетов.
2 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы в качестве технического оснащения используется оборудование:
- спортивная и игровая площадка, спортивный зал, классные комнаты, творческая мастерская, кабинет психолога, столовая;
- мебель, видео- и аудио аппаратура, караоке, спортивный инвентарь, художественная литература, методическая литература, журналы методического содержания и детские журналы, Интернет-ресурсы, развивающие игры.
Для проведения спортивных мероприятий предоставляются спортивные площадки, на базе общеобразовательных учреждений созданы условия для отдыха и оздоровления детей (оборудованы спортивные залы, школьные стадионы, имеется спортивный инвентарь, игровое оборудование).
3. Методическое обеспечение - это процесс и результат оснащения педагогической деятельности методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы. Процессы, которые нуждаются в методическом обеспечении:
- процесс практической деятельности;
- процесс профессионального роста кадров;
- процесс управления.
При планировании деятельности по программе особое место уделяется методической работе с педагогическим коллективом. Теоретическая и методическая подготовка осуществляется посредством следующих форм деятельности:
- индивидуальные и групповые консультации;
- творческие мастерские;
- теоретические и практические семинары;
- методические планерки;
- педагогический совет.
Консультации являются «Скорой помощью» специалисту, носят конкретный характер. Групповые консультации проводятся по темам, которые интересуют определенную группу специалистов.
Семинары (теоретические и практические) направлены на повышение теоретического уровня практической подготовки специалистов.
Педагогический совет является основной формой методической работы. Ежедневные планерки, на которых анализируется прожитый в лагере день, выявляются причинно-следственные связи, осуществляются консультации, рекомендации и планирование деятельности.
3.4 Мероприятия
Основополагающими идеями в работе с детьми в летний период является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
утренняя гимнастика;
принятие солнечных и воздушных ванн;
организация пешеходных экскурсий;
организация здорового питания детей;
обливание, мытьё ног перед тихим часом;
организация спортивно-массовых мероприятий:
соревнования по лёгкой атлетике;
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры;
- экскурсии по городу;
- тематические экскурсии;
- беседы-дискуссии;
- конкурсные программы;
- викторины;
- конкурсы и другое.
4 Заключение
Таким образом, лето - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей несовершеннолетних. Это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой проводить свободное время. Это время, когда дети имеют возможность окрепнуть физически, снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё ребенок почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул?! Действительно, ребёнок нигде так не раскрывается, как в детском коллективе. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как от неперспективного.
В каникулы он может общаться с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации летнего отдыха направить в надежное русло эти знакомства и общение.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Являясь активным участником в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга.
Социальная помощь детям в летний период включает в себя поддержку их здоровья, культурное развитие, приобщение к спорту и многое другое, поэтому цель программы может быть достигнута только при взаимодействии, профессиональном сотрудничестве и координации деятельности специалистов структурных подразделений учреждения.
Последовательное осуществление мер по улучшению развития системы детского отдыха позволит максимально обеспечить право каждого ребенка на полноценный летний отдых, оздоровление, занятость в период каникул.
Литература
1. Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь организаторам детских оздоровительно – образовательных лагерей. Вып.1. – Чита, ИПЦ ЧИПКРО,2001. -123 С.
2.Газизулин Р.Я., Дюкина О.В.Дневник воспитателя летнего лагеря. – Киров, ВАКО,2008.-143
3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. - Ростов н/Д, Феникс, 2006.-352 С.
4. Мечта, творчество, вдохновение. Сборник тезисов научно – практической конференции «Дети в загородном лагере». С. – Петербург, ОАО «Светоч»,2000.- 165 С.
5. Навстречу лету. Материалы областного конкурса проектов в сфере летнего отдыха и оздоровления. – Липецк, ИРО,2006.-118 С.
6. Программно – методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей») - М., ГОУ ЦРСДОД, 2004.-64 С.
7.Творческое лето. Сборник методических материалов. - М., ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2007. –64 С.
8. Шмаков С.А. Ее Величество – Игра. – М., 1992
9. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.- 240 С.
10. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП «ИГ «Инфол»,2002.-384 С.
13PAGE 15
13PAGE 14215
БУСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Горизонт»
Иванчик Татьяна Петровна, заведующий организационно-методическим отделением, Семенихина Света Викторовна, методист организационно-методического отделения
Заголовок 2Заголовок 415