Сценарий костюмированного бала Средь шумного бала случайно, посвященного памяти А. С. Пушкина



Сценарный план костюмированного бала «Средь шумного бала случайно…», посвященного памяти А. С. Пушкина
Действующие лица: Хозяйка бала, Ведущая, Ведущий, Пушкин, Кюхельбекер, Дельвиг, Пущин, Данзас, Воронцова.
№ п/п Порядок проведения Техническое оснащение
1. Вступительная часть.
(Зал стилизован под пушкинскую эпоху).
Хозяйка Бала: Который час? Уж скоро! Вечер прекрасных воспоминаний! Как же я волнуюсь… Да и как не переживать, когда такие гости!
(С шумом входят несколько человек)
Ведущая: А я вам еще не рассказывала? Как сейчас помню, в тот раз в доме Пушкиных встречали Новый год. В самую торжественную минуту, разбуженный праздничным шумом, на пороге появился малыш чуть более полутора лет, а Надежда Осиповна говорит: «Полюбуйтесь на человека нового столетия, человека, только что переступившего порог 19 века!»
(Ведущий уходит, выходят друзья Пушкина и он сам, радуются встрече, разговаривают)
Хозяйка Бала: Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый талант – талант дружбы. Голоса верных друзей Пушкина постоянно звучали в его сознании и вдохновляли его на творческие свершения. Вот он, класс как класс – тридцать человек. Мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе шесть лет, с двенадцати до восемнадцати. Позже потомки назовут этих ребят «Люди 19 октября» или «Пушкинский выпуск».
(Выходит Ведущий со свитком)
Ведущий 2: В постановлении Александра 1, учредителя Царско-сельского лицея: «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Воспитанники должны были прожить все шесть лет безвыездно. Запрещались даже отпуска на каникулы. Родным дозволялись посещения только по праздникам. Этот замкнутый мирок вскоре образовал «Лицейскую республику» под боком у монарха. В итоге первый выпуск Лицея дал результаты, на которые учредителя Лицея не рассчитывали, но это будет позже. А пока: осень 1811 года – Царское Село. Открытие Лицея. Его первый набор. Экранная заставка. Звучит классическая музыка
Слайды о лицейской жизни поэта
2 Основная часть.
Кюхельбекер: А помните, как вскоре после поступления в Лицей мы наделили друг друга прозвищами.
Дельвиг: Точно! Тебя называли «Вилей».
Кюхельбекер: И «Кюхлей», Пущин, тебя – «Большим Жано»
Пущин: Дельвига прозвали «Тосей», а Пушкин у нас был «Французом» и «Егозой».
Кюхельбекер: Все вы постоянно смеялись надо мной, говорили, что «Кюхля неуклюжий», стихи у меня тоже выходили неуклюжими и длинными, ох и доставалось же мне за них от Пушкина. Хотя поэзию я любил больше всего на свете.
(Проводится игра «Фанты»)
Пушкин: А помнишь, как я написал на тебя эпиграмму, и ты потребовал дуэли?
(Расходятся, достает пистолеты)
Пушкин: Секундантами позвали Пущина и Дельвига, они тогда зарядили пистолеты клюквой. Ты стрелял первым и дал промах.
Кюхельбекер: А ты вовсе не захотел стрелять, я еще закричал: «Стреляй! Стреляй!». А ты мне…
Пушкин: Полно дурачится, милый, пойдем чай пить!
Кюхельбекер: и мы помирились тотчас.
(Сходятся и обнимаются с усмешкой)
Кюхельбекер: Это было…около 1818 года, через семь лет я уже был на Сенатской площади во время восстания. Потом в кандалах прошел через царские казематы, карцеры и умер в далекой сибирской ссылке. Сидя по полгу в одиночной камере, засыпая, я «назначал себе на завтра, что вспоминать. Лицей, Пушкина, Дельвига… Мать и сестру…»
(Учащиеся читают произведение)
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся – но поздно! И уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, и судьбе?
Пущин: А про меня во время учебы директор Лицея написал: «Иван Пущин – натура ясная, чистая, благородная, общий любимец лицеистов и профессоров». В Лицее мы были с Пушкиным соседями, я жил в комнате № 13, а он в №14. За то, что мы постоянно вместе проказничали, нас отсаживали на задние парты, помнишь? А в 1815 году оба умудрились влюбиться в Катеньку Бакунину, фрейлину императрицы
(Фрейлина проходит позади героев, пряча улыбку за веером)
А помните как мы танцевали?
(Проводится мастер-класс «Полонез» )Пущин: Я первый навестил друга в михайловской ссылке, тогда все меня подстерегали и отговаривали, пугали полицейским надзором, но я все равно не мог не поехать, особенно после пятилетней разлуки. Вспоминая эту встречу, ты писал:
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Пушкин: И ты, мой друг, разделил участь товарищей – декабристов. На каторгу в Сибирь я направил послание, напоминающее о светлом времени лицейской дружбы:
Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней!
Дельвиг: Я приехал в Михайловское через три месяца после Пущина, тоже несмотря ни на какие предостережения. Мы провели вместе целую неделю, утешал Пушкина, как мог. Даже стихи посвятил:
Я Пушкина младенцем полюбил,
С ним разделял и грусть и наслажденье,
И первый я его услышал пенье
Пушкин: О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбы благословил.
Хозяйка: Но не только друзей Пушкин воспевал в своих стихах, появлением множества шедевров лирической поэзии мы обязаны замечательным русским женщинам, счастливицам первой трети 19 в, которые вдохновляли Пушкина своей ли красотой, умом или же благородством натуры.
(Исполнение романса «Я помню чудное мгновение»)
Хозяйка: Этот бессмертный образец любовной лирики обращен к Анне Петровне Керн. Впервые с ней Пушкин встретился в Петербурге в 1819 г. Поэт запомнил эту мимолетную встречу. Вторая состоялась только через 6 лет, летом 1825 во время ссылки, перед отъездом Керн Пушкин передал ей эти стихи. Много лет спустя Глинка написал на них музыку и посвятил этот романс дочери Анны Петровны, в которую был страстно влюблен.
(Проводится игра «Ручеек»)
(Входит Воронцова, достает письмо, читает)
Воронцова: Храни меня, мой талисман,Храни меня во дни гоненья,Во дни раскаянья, волненья:Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океанВокруг меня валы ревучи,Когда грозою грянут тучи, —Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,На лоне скучного покоя,В тревоге пламенного бояХрани меня, мой талисман.
(Прижимает письмо к груди)
Ведущая: Эти строки посвящены графине Воронцовой, с которой поэт познакомился во время ссылки в Одессу. Когда он уехал из Одессы, графиня подарила ему перстень – талисман. Позже она изредка писала Пушкину письма, которые он должен был по ее требованию сжигать.
Хозяйка: Сестра Пушкина Ольга рассказывала, что когда из Одессы приходило письмо со знаком на печати точь-в-точь как на перстне ее брата, Пушкин запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал. Объявляется вальс!
(Проводится мастер-класс по вальсу)
Хозяйка: А в декабре 1828 г, в Москве, на балу у танцмейстера Иогеля, произошла встреча, прервавшая донжуанское похождение Пушкина. Здесь он первый раз встречается с Н. Н. Гончаровой, считавшейся первой красавицей Москвы.
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
(Пушкин и Гончарова вступают в танец, вальсируют, музыкальная кульминация)
Ведущий 2: Но не так просто было Пушкину соединить свою судьбу с Натальей Николаевной. Его будущая теща была скупа до чрезвычайности, она терзала душу поэта, то требуя свидетельства о его политической благонадежности, то без конца жалуясь на свою бедность и невозможность тратиться на приданное.
Хозяйка: Да, мать Натали третировала Пушкина, устраивала оскорбительные сцены, иногда доводила его до иступления. Около двух лет тянулась история сватовства поэта, и наконец…
(Натали выбегает и передает ведущей письмо. Ведущая отдает его Пушкину, он вскрывает, радостно вскрикивает)Пушкин: Участь моя решена! Я женюсь…Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали мои глаза, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой! – она моя… Я никогда не хлопотал о счастии. Теперь мне нужно на двоих…
(Исполнение романса «Ты и вы»)
(Поочередное чтение писем друг другу)
Ведущая 1: Через несколько дней после свадьбы Пушкин писал П.А. Плетневу…
(Пушкин пишет письмо пером, проговаривая вслух)
Пушкин: Я женат, я счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь.
(Пушкин и Наталья Гончарова замирают спиной к зрителям. Пушкин с пером во вдохновленной позе, Наталья слегка обнимает его за плечо)Ведущий: Сама Наталья не раз в первые дни медового месяца горько плакала от того, что Пушкин, наспех поцеловав ее, часто с утра до вечера проводило время в разговорах с друзьями. А как-то раз, в холостой компании, Пушкин всю ночь проспорил на литературные темы и, умоляя о прощении, честно сказал ей, что забыл о том, что женат.
Ведущая 1: Потом Наталья Николаевна поймет, что ее муж совсем не такой как другие. Молодые переехали в Царское Село после свадьбы. С утра Александр Сергеевич писал закрывшись в кабинете, и с первых дней Наталья Николаевна поняла, что в эти священные для него минуты нельзя тревожить мужа.
(Наталья отходит и с заботой смотрит на Пушкина)
Ведущий 2: Она создавала в доме полную тишину, привыкала вести хозяйство, читая книги и потихоньку от мужа сочиняла стихи, которые потом посылала ему в письмах. Пушкин не оценил ее поэтических усилий и в одном из своих писем попросил свою «женку», как он ласково ее называл в своих письмах, писать ему не стихами, а прозой.
Хозяйка: Александр Сергеевич чувствовал себя счастливым, но вскоре жизнь осложнилась. Все сильнее сживалось кольцо светской вражды, все более ожесточался контроль со стороны царя и Третьего отделения, продолжались грубые нападки официальной критики. В это время поэт особенно глубоко задумался о справедливости устройства государства Российского.
Ведущий 2: Царь решает назначить поэта камер-юнкером, чтобы постоянно видеть при дворе его прелестную жену. Этот чин, даваемый не умудренным жизнью юношам, ужасно оскорбил Александра Сергеевича. Но это было только начало. Бекендорф потребовал, чтобы до напечатания своих произведений поэт обязательно предоставлял их императору на высочайшую цензуру и чтоб он обязательно прекратил публичные чтения не благонадежных стихов.
Ведущая 1: Мойка, Морская, Невский, Миллионная, Зимний дворец… Здесь метался Пушкин. Нева лежала, закованная февральским льдом, и Медный всадник застыл на вздыбленном коне. Прелестная Натали все еще дарила нежные и добрые улыбки, но развязка уже была близка. Все оборачивалось против Пушкина, все толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь…
(На сцене резкими, решительными шагами сходятся Пушкин и Данзас)
Данзас: Ты настаиваешь на этих условиях?
Пушкин: Да, Данзас ,разумеется.
Данзас: Это очень жестокие условия: барьер десяти шагов. Стремительные, я бы сказал.
Пушкин: Это ничего не меняет…
Данзас: Твои условия приняты, Дантес тебя ждет на Черной речке…
(Герои уходят, вновь начинается бал. Проводится мастер-класс Раздается выстрел, на сцене Данзас возбужденно шумит, музыка останавливается, все внимание на Данзаса)
Данзас: Пушкин стреляется с Дантесом. Рана оказалась смертельной, он умер в муках…Но несмотря на это он нашел в себе силы, чтобы отдать последнее распоряжение, снял с руки кольцо и попросил принять его на память. Он простился с близкими и нашел в себе силы сказать слова утешения Наталье Николаевне.
(Немая сцена, ведущие в тяжелейшей печали)
Звучит фоновая музыка
3 Заключительная часть.
Ведущая 1: 29 января 1837 года поэта не стало. До последней секунды с ним находился его друг Владимир Даль, врач, писатель, составитель знаменитого толкового словаря. Возможно, именно в этот печальный день его словарь пополнился еще одним словом, толкование которого он записал тут же, в квартире Пушкина, на отдельном листе бумаге.
(Звучит музыка)
Ведущий 2: (Читает по словарю) Бессмертие – непричастность к смерти, свойство, качество неумирающего, вечно сущего, живущего; жизнь духовная бесконечная, независимая от плоти. Всегдашняя или продолжительная память о человеке на земле по заслугам или делам его. Незабвенный…Вечнопамятный…
(Звучит романс «Если жизнь тебя обманет…»)
Фоновая музыка.