Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»
Свободненского района Амурской области
с. Новоивановка
«Рассмотрено»
Руководитель МО______ Назарова О.Н.
Протокол №____от____________2016 г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВРМОУ
__________Чан-ван-ю Н.С.
«__ »______________2016 г. «Утверждаю»
Директор МОУ
____________Креденцер О.А.
Приказ №____от «__ »_______2016 г.
Рабочая программа фольклорного кружка
«Нотка»
(Художественно-эстетическое направление)
на 2016-2017 уч.год
Разработала учитель высшей квалификационной категории
Засимова Ольга Ивановна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №___от «___»___________2016г.
Новоивановка, 2016г.
II. Аннотация.
1. Нормативные правовые документы:
«Закон об образовании в Российской Федерации» (2012г.).
Федеральный государственный стандарт начального (основного, среднего) общего образования.
Программа развития МОО Новоивановской СОШ «Русская школа» (2016 – 2020гг).
Образовательная программа МОУ Новоивановской СОШ.
Локальный акт «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных
Авторская программа Л.Л. Куприяновой и Л.В. Шаминой «Музыкальный фольклор». Москва «Просвещение» 2002 год.
2. Цели и задачи курса на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование учащегося, способного к полноценному восприятию фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией фольклора:
·Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре;
·Дать знания о различных видах народного творчества;
·Развивать практические навыки эффективного использования народного творчества на основе интеграции разных видов художественно-творческой деятельности;
·Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности.
3. Сведения о программе:
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению составлена на основе авторской программы Л.Л. Куприяновой и Л.В. Шаминой «Музыкальный фольклор». Москва «Просвещение», 2002 год. Программа переработана и дополнена.
4. Обоснование выбора программы:
Авторская программа выбрана на основании введения внеурочных занятий по художественно - эстетическому направлению.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также особенностью организации учебного процессе в школе.
5. Место и роль учебного курса:
Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место.
6. Рабочая программа рассчитана на 68 ч. в год: 2 часа в неделю.
7. Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные;
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
8. Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
9. Технологии обучения:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- ИКТ;
- деятельностный подход.
10. Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
III. Содержание программы:
1 год обучения
Тема «Сентябрь – румянец осени» (4часа)
Приметы сентября. Песенки – игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки.
Тема « Октябрь – листопад, грязник, подзимник» (4часа)
Приметы октября. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Игровой хоровод. Перевёртыши. Плясовые песни.
Тема «Ноябрь – сумерки года» (3часа)
Приметы ноября. Загадки. Пословицы и поговорки. Песня – игра. Песня – закличка. Игровой хоровод.
Тема « Декабрь – вершина года»(4часа)
Приметы декабря. Пословицы и поговорки. Загадки. Колыбельные. Считалки, скороговорки. Песня – игра. Плясовые песни. Колядки. Зимние поздравительные обходы.
Тема «Январь – снеговик, трескун, году – начало, зиме - серёдка» (2часа)
Приметы января. Пословицы и поговорки. Считалки. Зимняя сказка. Загадки. Песня – игра.
Тема «Февраль – лютый, снежень, кривые дороги» (4часа)
Приметы февраля. Пословицы и поговорки. Считалки. Масленица. Масленичные песни. Загадки. Игры.
Тема «Март–протальник, предвесенье» (3часа)
Приметы марта. Загадки. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Скороговорки. Песни – игры.
Тема «Апрель – снегогон, водолей, первоцвет» (4часа)
Приметы апреля. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Считалки. Молчанки. Весенние поздравительные обходы. Докучные сказка. Песни – игры
Тема «Май – травень, цветень» (5 часов)
Приметы мая. Пословицы и поговорки. Величальные песни. Загадки. Считалки. Заклички. Песни – игры. Масленица. Масленичные песни. Игры.
2 год обучения
Тема «Мир фольклора – мир народной мудрости» (1час)
Осенние песни – заклички. Повторение любимых песен, игр, считалок, загадок.
Тема « Осень – перемен восемь»(8часов )
Встреча осени. Осенние приметы. Песни. Игры. Сказки. Докучные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Считалки. Скороговорки.
Тема «Здравствуй гостья зима» (8часов)
Предзимье и его приметы. Зимние заклички. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Песни. Игры. Хороводы. Колыбельные. Подготовка к зимним святкам. Колядки.
Тема «Не пугай, зима, весна придёт!» (10часов)
Зимние приметы. Святочные игры. Песни. Зимние забавы и заклички. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Масленица. Масленичные песни. Предвесенье. Весенние заклички. Игры.
Тема «Весна – красна нам добра принесла!» (7часов)
Приметы весны. Хороводы. Трудовые песни. Песни – игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Докучные сказки. Перевёртыши.
3 год обучения
Тема «Где песня льётся, там легче живётся» (9часов)
Встреча осени. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов. Народные инструменты. Свадебные игры с куклами. Игровые хороводы. Плясовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки.
Тема «Беседа дорогу коротает, а песня - работу» (3часа)
Приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни. Игры. Загадки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Народные инструменты.
Тема «Были бы песни - будут и пляски» (5часов)
Зимние приметы. Песни – игры. Народные инструменты. Загадки. Шутки – прибаутки и небылицы. Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам.
Тема «Куда запевала, туда и подголоски» (6часов)
Зимние приметы. Зимние Святки. Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шутки – прибаутки. Небылицы. Скороговорки. Народные инструменты. Пословицы и поговорки.
Тема «Добро того учит, кто слушает» (4часа)
Приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки. Народные инструменты.
Тема «Всё в свой прок» (7часов)
Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички. Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни.
4 год обучения
Тема «Всему своё время» (9часов)
Время и ритмы в народных песнях и танцах. Календарные, хороводные, плясовые колыбельные песни. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Приметы народного календаря.
Тема «Песня поётся не как придётся, а надо лад знать» (8часов)
Характерные интонации песен различных регионов России: Урала, Сибири, Севера, Центрального, Поволжья. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.
Тема «Какова песня, таковы и слова» (10часов)
Песни святочных гаданий. Хороводные, игровые, свадебные, колыбельные, лирические песни. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.
Тема «Какова погудка - такова и пляска»(7часов)
Инструментальные наигрыши и пляски. Хороводные, плясовые и строевые песни. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря
IV. Планируемые результаты:
наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (несложные элементы двухголосия – подголоски);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами
занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности кружка «Нотка» 1 класс
№ п/п Дата Название темы Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности
план факт «Сентябрь – румянец осени» 4 1 «Сентябрь – румянец осени» Приметы сентября.
1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
2 Загадки. Считалки. 1 3 Пословицы и поговорки.
1 Личностные: укрепление чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышение самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
4 Песенки – игры. 1 «Октябрь – листопад, грязник, подзимник» 4 5 «Октябрь – листопад, грязник, подзимник»
1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
6 Поговорки. Загадки. Считалки.
1 7 Скороговорки. Перевёртыши. 1 5 «Октябрь – листопад, грязник, подзимник»
1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
6 Поговорки. Загадки. Считалки.
1 7 Скороговорки. Перевёртыши. 1 8 Игровой хоровод. Плясовые песни. 1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
«Ноябрь – сумерки года» 3 9 Ноябрь-листогной, ворота зимы.
1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
10 Загадки. Поговорки. 1 Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
11 Песня – игра. Позовём Зиму Красную! 1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
11 Песня – игра. Позовём Зиму Красную! 1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
« Декабрь – вершина года» 5 12 Игровой хоровод 1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
13 Декабрь – стужайло, хмурень, шапка зимы 1 14 Закличка. Колыбельные песни.
1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
15 Декабрь зиму начинает, а год кончает... Колядка.
1 16 Повторение пройденного. 1 «Январь – снеговик, трескун, году – начало, зиме - серёдка» 3 .
17 Январь – снеговик, трескун; году – начало, зиме - серёдка
1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам
18 Красна сказка складом, а песня - ладом. 1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
18 Красна сказка складом, а песня - ладом. 1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
19 Игровой хоровод. 1 «Февраль – лютый, снежень, кривые дороги» 4 19 Февраль – лютый, снежень, кривые дороги». Приметы февраля. 1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
20 Пословицы и поговорки. Считалки. 1 21 Масленица. Масленичные песни. 1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
21 Загадки. Игры. 1 «Март–протальник, предвесенье» 3 25 Приметы апреля. Пословицы и поговорки. 1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
26 Весенние заклички. Считалки.
1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
28 Докучные сказка. Песни – игры 1 «Май – травень, цветень»
5 29 «Май – травень, цветень»
Приметы мая. Пословицы и поговорки. 1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
30 Величальные песни. Загадки. 1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
31 Считалки. Заклички.
1 32 Песни – игры.
33 Итоговое занятие в форме музыкальной прогулки Календарно -тематическое планирование занятий кружка «Нотка» с определением основных видов деятельности 2 класс
№ п/п Дата Раздел программы и тема занятия
Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности
план факт 1 Вводное занятие. Мир фольклора - мир народной мудрости. У наших ворот всегда хоровод.
1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения .
Осень - перемен восемь 8 ч 2 Театр народной песни. Освоение песенного материала посиделок. Осень – перемен восемь 1 3 Театр народной песни. Освоение песенного материала посиделок. Праздники сентября 1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
4 Театр народной песни. Освоение песенного материала посиделок. Фольклорные игры , «Курочка - рябушечка». «Колечко», «Пошёл козёл по лесу» 1 5 Народная драма. Освоение песенного материала посиделок. Песни, скороговорки да загадки 1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим
количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
5 Народная драма. Освоение песенного материала посиделок. Песни, скороговорки да загадки 1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим
количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
6 Праздник октября
1 7 Театр народной песни. Освоение песенного материала посиделок. Ярмарки. Фольклорные игры : «Где был, Иванушка» 1 8 Народная драма. Освоение песенного материала посиделок Песни, скороговорки да загадки 1 9 Народная драма. Театр
Песенка – сказка «Теремок» 1 Тема «Здравствуй, гостья Зима!» 6 ч. 10 Здравствуй, гостья зима! Ноябрь.. 1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
11 Долги ноябрьские вечера.
Песня – игра «Царевич – королевич» 1 Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
12 Величальные песни. 1 13 Декабрь – год кончает, зиму начинает 1 14 Зимние игры да загадки Театр. Песня – сказка «Репка» 1 15 Новогодние праздники. 1 Тема «Не пугай, зима, весна придёт!»
8 ч. 16 Январь – всему году запевала
1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
17 Святочные забавы
1 18 Небылицы - небывальщины 1 19 Февраль уходит, Маслену приводит.
1 Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности.
Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию.
Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи.
Коммуникативные: обогащает словарный запас.
20 Масленица – кривошейка, повстречаем тебя хорошенько. 1 21 .
Март - утро года. 1 22 Если не трудиться – хлеба не добиться
Трудовые припевки. 1 23 Весну ждём - пляшем и поём. 1 Тема «Весна красна нам добра принесла!» 7ч 24 В апреле зазвенели капели
1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
25 Театр. Песня – игра «Бояре, а мы к вам пришли». 1 Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности.
Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию.
Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи.
Коммуникативные: обогащает словарный запас.
26 Игра – песня «Кострома»
1 27 Игра – песня «Мак маковистый» 1 28 Колесо считалок 1 29 Май у ворот. Праздники мая 1 30 Весенний день год кормит
Русская народная песня «Земелюшка – чернозём» 1 Тема «Здравствуй, лето!»
4 ч Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности.
Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию.
Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи.
31 Июнь – разноцвет. Семик да Троица. 1 32 Июль. Иван Купала 1 Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности.
Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию.
Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи.
33 Август. Преображение Христово 1 34 Итоговое занятие в форме музыкальной прогулки «Мы по ярмарке гуляли и частушки распевали». Конкурс на лучшую инсценировку русской народной песни. 1 Календарно -тематическое планирование занятий кружка «Нотка» с определением основных видов деятельности 3 класс
№ п/п Дата Название темы Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности
план факт « Тема «Где песня льётся, там легче живётся» 9+1 1 Вводное занятие
Поиграем да споём 1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
2 Где песня льётся, там легче живётся 1 3 Народные музыкальные инструменты
1 Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
4 Песни осенних трудовых обрядов
1 5 Песни – игры. Игровые хороводы
«Утица» Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями о народных обычаях, русской истории.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
6 Песни осени: колыбельные 7 Осенняя ярмарка 8 Осенняя ярмарка 9 Свадебные обряды
С Покрова- то свадьбы играют Беседа дорогу коротает, а песня - работу 3 10 Ноябрь – зиме запевка 1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
11 Умелые руки не знают скуки 1 12 Пора и поиграть 1 - Тема «Были бы песни - будут и пляски» 5
часов 13 Зимние приметы. 1 Личностные: формирование позитивного
14 Песни - игры. Народные инструменты. 1 отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
15 Песни - игры. Народные инструменты. 1 16 Загадки. Шутки - прибаутки и небылицы. 1 Личностные: обогащает чувство родного языка.
17 Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам. 1 воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию. Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи. Коммуникативные: обогащает словарный запас.
18 Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам. 1 Тема «Куда запевала, туда и подголоски» 6
часов 19 Зимние приметы января.
Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину. Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
20 Зимние Святки. Колядки. 21 Песни. Игры.
Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию. Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи. Коммуникативные: обогащает словарный запас.
22 Загадки. Шутки - прибаутки.
23 Небылицы. Скороговорки. Народные инструменты.
24 Пословицы и поговорки. Тема «Добро того учить, кто слушает» 4часа 25 Приметы предвесенья.
Личностные: обогашает чувство ролного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию.
Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи.
26 Весенние заклинки. 27 Пословицы и поговорки. Загадки Скороговорки. Народные инструменты. 28 Игры. Теми «Всё в свой прок» 7ч 29 Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. 1 Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам
30 Заклички. Хороводные игры..
31 Заклички. Хороводные игры. 32 Традиционные праздники летнего календаря и их песни Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями. Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
33 Традиционные праздники летнего календаря и их песни 34 Традиционные праздники летнего календаря и их песни Календарно -тематическое планирование занятий кружка «Нотка» с определением основных видов деятельности 4 класс
№ п/п Дата Название темы и раздела программы Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности
план факт Тема «Всему своё время» 9 часов 1 3.09 Вводное занятие
Поиграем да споём 1 Участвуют в повторении фольклорного материала,
Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: определение целевых установок на учебный год; пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
2 10.09 Нет в мире краше Родины нашей
Уяснять смысл понятия фольклора, народа, национальности, этноса, культуры.
Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора.
Особенности русской народной культуры на примере культуры родного края, её похожесть и различия с фольклором других народов. Народные быт и костюм. Устное и музыкальное народное творчество как первооснова всей музыкальной культуры. Композиторы и собиратели русской песни. Особенности и смысл народных игр и праздников.
Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.
3 17.09 Моё село Руси частица 4 24.09 Сентябрь – осени начало
Собирать, анализировать и объяснять народные приметы. Понимать мудрость народа в наблюдении устройства мира
Участвовать в творческой и исполнительской деятельности
Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации.
Познавательные: обогащает знаниями.
Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции.
Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.
5 1.10 Ритмы мира и мир ритмов
6 8.10 Осенины
7 15.10 Октябрь – листопадник
8 22.10 Покровские посиделки да свадебки
9 29.10 Ноябрь у ворот Тема «Песня поётся не как придётся, а надо лад знать»
8 ч 10 12.11 Лад в жизни и песне
Характерные интонации песен различных регионов России: Урала, Сибири, Севера, Центрального, Поволжья. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.
Личностные: укрепляет чувство национальной идентичности, повышает самооценку, формирует семейные ценности, уважение к труду, способствует выбору профессии.
Познавательные: расширяет кругозор, повышает способность к восприятию и систематизации знаний.
Регулятивные: мотивирует на дальнейшие занятия и изучение фольклора, учит выражать себя в песне, управлять дыханием, бороться со стрессами.
Коммуникативные: учит не бояться сцены и публичных выступлений; совершенствует навыки эффективного взаимодействия в коллективе
11 19.11 Игровые напевы
12 26.11 Песня по - разному поётся, да ладно льётся
13 3.12 Декабрь зиме начало
14 10.12 Песни зимы
15 17.10 Готовимся к новогодию
16 24.12 Колядки да щедровки
17 14.01 Щедр январь на праздничное веселие Тема «Какова песня, таковы и слова» 10 ч 18 21.01 А не запеть ли нам песню… Обсуждать материал учебника, участвовать в творческой и исполнительской деятельности, приводить примеры из разных источников
Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности. Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию.
Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи.
Коммуникативные обогащает словарный запас.
19 28.01 Песни трудовые и игровые 20 4.02 Свадебные песни 21 11.02 Февраль - батюшко суров да перед весной шапку ломит 22 18.02 В небылицы играем - всех потешаем… 23 25.02 А вот и Сырная неделя 24 5.03 Март - птицелёт 25 12.03 Весенний день – год кормит 26 19.03 Вербное воскресенье 27 1.04 Апрель несёт благую весть Тема «Какова погудка - такова и пляска» 7 ч 28 8.04 Музыка – движение. Плясовые да игровые
Анализировать инструментальные наигрыши и пляски. Различать и приводить примеры хороводных, плясовых и строевых песен. Знать пословицы и поговорки, объяснять приметы народного календаря
Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.
Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.
Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.
Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам
29 15.04 Май идёт – дожди несёт
30 22.04 Егорьев день
31 29.04 У хорошего хозяина и скотина хороша
32 6.05 Июнь. Здравствуй, лето!
33 13.05 Июль
34 20.05 Август. Повторяем пройденное