Образовательная программа художественно – эстетического направления «Юный художник» 1-2 классы


Муниципальное казенное образовательное учреждение Дополнительного образования детей
Шалинского городского округа Дом детского творчества

Утверждаю: Директор ДДТ___________/ ______________/ Приказ № ______ от ____________20___г.
Образовательная программа
художественно – эстетического направления
«Юный художник»
Срок реализации – 4 года
Возраст детей – 7-11 лет
Разработчик:
Мезенина Татьяна Петровна
Педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Шаля 2013 год
Пояснительная записка
Образовательная программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией В.А. Горского М: «Просвещение» 2010 г., художественно - эстетического направления
Направленность программы «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлениях, призвана программа «Радуга», которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.
Дополнительная образовательная программа «Радуга» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программы для образовательных учреждений под руководством Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации.
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Программа предусматривает использование следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
- практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящий);
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся по 2 часа в неделю.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.1 год обучения.
Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 1-х классов. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются:
- познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;
- изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;
- сочетание цветов (холодные, теплые…)
2 год обучения.
На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводиться изображение человека, частей тела.
- умение составить композицию;
- понятие о пространстве.
3 год обучения.
Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках («Аля-прима», «Гризайль»…), лепка народных игрушек, создание собственных проектов. Умение защитить свою работу, передать свои мысли и переживания в работе.
- развивать и совершенствовать чувство цвета;
- передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;
- творческие работы.
4год обучения.
Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно. Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства, переживания, выразить свои работы в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводиться на свободные темы, где ребята могут свободно поработать, пофантазировать. Изобразительный материал по выбору учащихся.
Содержание учебного материала.
1 год обучения
Знакомство с искусством
Виды деятельности: рисование, лепка, декоративное рисование.
Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.
Практическая работа: рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.
В мире много интересного
Виды деятельности: аппликация, лепка, рисование.
Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре (игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция.
Практическая работа: лепка животных, коллективная работа (плакат). Рисование наскального рисунка, подводного царства.
Красота в умелых руках
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.
Практическая работа: поздравительная открытка. Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей. Лепка, человека, сказочного сюжета. Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки.
Весна – Красна
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.
Практическая работа: рисование весеннего пейзажа, попугая. Творческая работа на свободную тему.
2 год обучения
Золотой листопад
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: конус, квадрат. Штрих. Лепка модульная, скульптурная.
Практическая работа: рисование форм конуса, квадрата, штриховка, свет, тень, полутень. Усложненная лепка.
Любимые сказки и персонажи
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы. Приемы рисования. Теплые, холодные тона.
Практическая работа: рисование осени приемами (белка, щетина). Рисунки птиц овалами (построение овалов).
Мир, в котором мы живем
Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративная лепка.
Основные понятия: конструктивный, скульптурный способ лепки. Композиция из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников. Плакат, открытка, шрифты. Животные в движении. Контраст, лаконичность, фантазия. Строение человека в движении. Перспектива.
Практическая работа: рисование, лепка животных в движении. Рисование человека, окружающего мира, древний мир. Рисование транспорта.
Весеннее пробуждение
Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Дымковская роспись. Скульптурный способ лепки. Коллективная работа, творческая работа. Постановка (рисование с натуры), построение, фантазия.
Практическая работа: рисование цветов, весеннего дня, натюрморта, циркового представления в движении. Аппликация панно из рыбок. Лепка маски животного, животные в зоопарке
3 год обучения
И снова наступила осень
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Объем, фактура, монотипия. Теплое, холодное. Гербарий.
Практическая работа: рисование цветов, натюрморта. Монотипия бабочки, гербария. Лепка овощей, фруктов.
Сказка вокруг нас
Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративное рисование.
Основные понятия: книга, обложка, титульный лист, заглавная буква. Овал, круг, композиция из них. Декор.
Практическая работа: оформление, рисование книги, птиц, животных, древних людей с элементами творчества. Роспись матрешки, квадрата, круга.
Аппликация «динозавры».
В мире волшебных красок
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Многофигурная композиция, портрет. Пропорции лица, фигуры. Перспектива. Скульптурная, комбинированная лепка. Плакат. Росписи дымковская, Филимоновская, хохломская, гжель. Декоративное рисование.
Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение человека, лица. Многофигурная композиция , портрет. Лепка человека в движении, головы человека. Лепка парохода, дымковской и филимоновской игрушки, их роспись.
Весна уж к нам стучится
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: астрологические иероглифы. композиция из овалов, кругов, треугольников, прямоугольников, конусов. Объем. Скульптурная, комбинированная лепка. Построение, фантазия, творческий подход.
Практическая работа: рисование знаков зодиака, цветов, весеннего и летнего пейзажа, ледохода, натюрморта, поселка. Лепка котенка, щенка, ракеты. Творческая работа.
4 год обучения
В мире изобразительного искусства
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: изображение фигур в пространстве. Постановка, объем, структура. Круг, сфера, овал, треугольник, конус. Холодные, теплые тона. Модульная, скульптурная, конструктивная, комбинированная лепка.
Практическая работа: рисование изображение в объеме. Натюрморты. Лепка листьев сложной формы с плодами, цветов, деревьев, сказочных героев.
Мир фауны
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: овал, конус, прямоугольник, усложненная композиция. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка. Плакат, шрифты.
Практическая работа: рисование изображение в объеме. Рисование любимых животных, птиц в полете. Лепка сюжетной композиции «кошка с котятами». Составление лепного узора. Лепка «слон», «верблюд». Лепка, рисование «древние люди».
Любовь к искусству
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Коллективная работа. Многофигурная композиция, человек и животное. Пропорции лица, фигуры и мелких частей рук, ног. Перспектива. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка.
Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение рук, ног, человека, лица. Многофигурная композиция человека и животных. Лепка человека в движении, сидящего, головы человека и частей тела. Лепка цветов, панно цветов, дымковской игрушки, «детская площадка».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1 год обучения.
Учащиеся узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
Сочетание холодных, теплых тонов.
Об узорах, орнаменте в полосе.
О сюжетной композиции.
О конструктивном, скульптурном способах лепки.
Научатся:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.
2 год обучения.
Учащиеся узнают:
Скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки.
Перспектива.
Штрих
Плакат, открытка, шрифты.
Научатся:
Выделять главное и второстепенное
Самостоятельно обдумывать и выбирать композицию
Создавать композиции из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников.
Изображать животных и человека в движении.
3 год обучения.
Учащиеся узнают:
О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.
О росписи, ее видах и основных различиях
Творческий подход к работе
О фактуре предметов
Научатся:
Изображать объем
Чувствовать цвет
Передавать форму, структуру предметов, величину и соотношение частей
Работать в разных техниках «а-ля прима», «гризайль», «монотипия»
Лепить народные игрушки
Передавать мысли и переживания в работе.
4год обучения.
Учащиеся узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях
О формах предметов и их различиях,
О сочетании холодных, теплых тонов.
О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.
О всех способах лепки: скульптурный, конструктивный, модульный, комбинированный.
Плакат, открытка, шрифты.
О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.
О росписи, ее видах и основных различиях
Пропорции человека
Научатся:
Самостоятельно рисовать плакаты, открытки, писать шрифты
Изображать строение человека, пропорции
В рисунке показывать свои мысли, чувства, переживания,
Работать в разных техниках
Лепить разными способами лепки
Образно мыслить
Выполнять самостоятельные творческие работы.
Таблица диагностики средства контроля
№ Специальные умения и навыки Высокий Средний Низкий
1 Удержание карандаша, кисти. Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы. Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает. Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно.
2 Работа с красками и карандашом
Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти. Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы. Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами).
3 Компоновка листа.
Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д.Изображения мало. правильно закомпоновано, но недостаточно элементов. Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе.
4 Пластические умения.
Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками. Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога. Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом.
5 Умение вырезания.
Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур. Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур. Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров.
6 Степень самостоятельности Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом. Работа с подсказками педагога. Не работает без помощи педагога.
7 Творческий подход.
Использование своей фантазии на заданную тему. Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов. Работает по наглядным пособиям.
Тематический план 1 года обучения
№ Тема Форма занятия Теория Практика всего
1 Вводное занятие. Инструктажи
по ТБ. Инструменты и материалы, правила работы с ними. Ознакомление с содержанием программы. групповая 1ч 1ч 2ч
Знакомство с искусством - 18 часов
2 Основы цветоведения. Спектр. Цвета: основные и составные. Краски радуги, акварель. Приемы. индивидуальная 0.2 1.8 2
3 Основы цветоведения. Холодные и теплые краски. Цвета осени ( гуашь) индивидуальная 0.2 1.8 2
4 Пейзаж «Осень». индивидуальная 0.2 1.8 2
5 Домашние животные. Рисуем птиц. Цыпленок. индивидуальная 0.2 1.8 2
6 Мои любимые животные. Приемы лепки. индивидуальная 0.2 1.8 2
7 Животные в сказках и мультфильмах. «Колобок». групповая 0.2 1.8 2
8 Орнамент в полосе. индивидуальная 0.2 3.8 4
В мире много интересного -16 часов
9 Лепка животных. Домашние животные. индивидуальная 0.2 1.8 2
10 Рисование открытки (газеты) к Новому году. Индивидуальная
(групповая) 0.2 3.8 4
11 Монотипия. Мои любимые животные. индивидуальная 0.2 1.8 2
12 Подводное царство. Живопись «по-сырому» индивидуальная 0.2 1.8 2
13 Монотипия. Мои фантазии. индивидуальная 0.2 1.8 2
14 Пластилинография. Снеговичок. индивидуальная 0.2 1.8 2
Красота в умелых руках – 24 часа
15 Портрет папы (поздравительная открытка). индивидуальная 0.2 1.8 2
16 Портрет мамы (цветные карандаши). индивидуальная 0.2 1.8 2
17 Деревья зимой (акварель). Индивидуальная, групповая 0.2 1.8 2
18 Веселые человечки. индивидуальная 0.2 1.8 2
19 Мои мечты. индивидуальная 0.2 1.8 2
20 Увлекательный космос. индивидуальная 0.2 1.8 2
21 Жар – птица. индивидуальная 0.2 1.8 4
22 Роспись посуды. Вазочка. индивидуальная 0.2 1.8 2
23 Расписной платок, акварель, фломастер. индивидуальная 0.2 1.8 2
24 Роспись по дереву. Матрешка. индивидуальная 0.2 1.8 2
Весна – красна – 12 часов
25 Экскурсия. Как красиво весной (акварель). индивидуальная 0.2 3.8 4
26 Весенний букет (цв. карандаши, пастель). индивидуальная 0.2 1.8 2
27 Моя любимая игрушка. индивидуальная 0.2 1.8 2
28 Попугай (акварель). индивидуальная 0.2 1.8 2
29 Свободная тема (творческая работа, проект). Выставка работ индивидуальная 0.2 1.8 2
30 Подготовка к выставкам Индивидуальная,
коллективная - 8 8
Итого: 9.2 62.8 72
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
Дата № Тема Планируемые результаты Характеристика деятельности учащихся
Знакомство с искусством - 20 часов
1
(2 часа) Вводное занятие. Инструктажи
по ТБ. Научатся:
Представлять то, чем будем заниматься на детском объединении по изобразительному искусству «Радуга». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
2
(2 часа) Краски радуги, акварель. Приемы. Узнают:
Сочетание холодных, теплых тонов.
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Различать цвета красок
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
3
(2 часа) Холодные и теплые краски. Узнают: сочетание холодных, теплых тонов.
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Различать цвета красок
Сочетание холодных, теплых тонов.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
4
(2 часа) Осень. Пейзажи села Чусового. Узнают:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Научатся:
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Создавать композицию на тему
5
(2 часа) Домашние животные. Рисуем птиц. Цыпленок. Узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Красная книга Свердловской области.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
6
(2 часа) Мои любимые животные. (лепка). Узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
О конструктивном, скульптурном способах лепки
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Красная книга Свердловской области.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
7
(2 часа) Колобок. Узнают:
О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений
8-9
(4 часа) Орнамент в полосе. Узнают:
Об узорах, орнаменте в полосе.
Научатся:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
10 (2 ч) Выставка работ
В мире много интересного -16 часов
11
(2 часа) Лепка животных. Домашние животные. Практическая работа: лепка животных (коллективная работа (плакат)..Научатся:
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Красная книга Свердловской области.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
12-13
(4 часа) Рисование открытки к Новому году. Узнают:
Овалы, круги, треугольник, прямоугольник.
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Создавать несложные новогодние
открытки
14
(2 часа) Мои любимые животные. Узнают:
Животное в скафандре (игровой прием)
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Красная книга Свердловской области.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. 15
(2 часа) Подводное царство. Научатся:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать (декоративно) рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
16
(2 часа) Мои фантазии. Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Творческий подход, фантазия, композиция Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
17
(2 часа) Снеговичок. Научатся:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
18(2 ч) Выставка работ Красота в умелых руках – 24 час
19
(2 часа) Портрет папы (поздравительная открытка). Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
20
(2 часа) Портрет мамы (цветные карандаши). Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
21
(2 часа) Веселые человечки. Узнают:
О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
22
(2 часа) Деревья зимой (акварель). Узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Об охране лесов.
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Любоваться красотой природы.
23
(2 часа) Мои мечты. Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
24
(2 часа) Увлекательный космос. Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
25-26
(4 часа) Жар – птица. Узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
О сюжетной композиции
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
27
(2 часа) Роспись посуды. Вазочка. Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Узнают:
Об узорах, орнаменте в полосе.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
28
(2 часа) Расписной платок, акварель, фломастер. Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Узнают:
Об узорах, орнаменте Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
29
(2 часа) Матрешка. Уметь:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Узнают:
Сочетание холодных, теплых тонов.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
30(2 ч) Выставка работ Весна – красна – 12 часов
31
(2 часа) Как красиво весной (акварель).
Природа Урала. Узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
Научатся:
Различать цвета красок Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
32
(2 часа) Весенний букет (цветные карандаши, пастель). Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Узнают:
Сочетание холодных, теплых тонов.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Красная книга Свердловской области.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
33
(2 часа) Моя любимая игрушка. Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Различать цвета красок Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
34
(2 часа) Попугай (акварель). Узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
Научатся:
Различать цвета красок Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
35
(2 часа) Свободная тема (творческая работа).
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях, охране окружающей среды. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки
36(2 ч) Итоговая выставка работ Тематический план 2 года обучения
№ Тема Форма занятия Теория Практика всего
1 Вводное занятие. Инструктажи
по ТБ. Инструменты и материалы, правила работы с ними. Ознакомление с содержанием программы. групповая 1ч 1ч 2ч
Золотой листопад - 18 часов
2 Осенние листья индивидуальная 0.2 1.8 2
3 Деревья осенью индивидуальная 0.2 1.8 2
4 Грибное лукошко индивидуальная 0.2 1.8 2
5 Гроздья рябины индивидуальная 0.2 1.8 2
6 Отлет перелетных птиц индивидуальная 0.2 1.8 2
7 Натюрморт из овощей и фруктов групповая 0.2 3.8 2
8 Осенний пейзаж индивидуальная 0.2 3.8 4
Любимые сказки и персонажи -16 часов
9 Мой любимый герой сказки, рассказа, мультфильма. индивидуальная 0.2 1.8 2
10 Герои русских народных сказок индивидуальная
(групповая) 0.2 3.8 4
11 «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. индивидуальная 0.2 1.8 2
12 Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. индивидуальная 0.2 1.8 2
13 Новогодние маски индивидуальная 0.2 1.8 2
14 Год лошади индивидуальная 0.2 1.8 2
Мир, в котором мы живем – 24 часа
15 Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. индивидуальная 0.2 1.8 2
16 Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. индивидуальная 0.2 1.8 2
17 Рыбки в аквариуме групповая 0.2 1.8 2
18 «Море». индивидуальная 0.2 1.8 2
19 Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. индивидуальная 0.2 1.8 2
20 Домашние животные. Кошка. индивидуальная 0.2 1.8 2
21 Домашние животные. Собака. индивидуальная 0.2 1.8 4
22 Пластилинография. « Маки». индивидуальная 0.2 1.8 2
23 «Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. индивидуальная 0.2 1.8 2
24 Рисуем космическое пространство индивидуальная 0.2 1.8 2
Весеннее пробуждение – 12 часов
25 «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. индивидуальная 0.2 3.8 4
26 Гнездо птицы, разные формы гнезд, эскизы скворечников индивидуальная 0.2 1.8 2
27 Пробуждение природы индивидуальная 0.2 1.8 2
28 Ваза для цветов различной формы (розы, гладиолуса, фиалки) индивидуальная 0.2 1.8 2
29 Свободная тема (творческая работа, проект). Выставка работ индивидуальная 0.2 1.8 2
30 Подготовка к выставкам индивидуальная,
коллективная - 8 8
Итого: 9.2 62.8 72
Учебно-тематический план
Второй год обучения.
Дата № Тема Планируемые результаты Характеристика деятельности учащихся
1
(2 часа) Вводное занятие. Инструктажи
по ТБ. Инструменты и материалы. Научатся:
Представлять то, чем будем заниматься на детском объединении по изобразительному искусству «Радуга». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
Золотой листопад (18 час)
2
(2 часа) Осенние листья, акварель. Приемы.
Узнают:
Сочетание холодных, теплых тонов.
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Различать цвета красок
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
3
(2 часа) Холодные и теплые краски. Деревья осенью Узнают: сочетание холодных, теплых тонов.
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Различать цвета красок
Сочетание холодных, теплых тонов.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
4
(2 часа) Грибное лукошко (пластилин) Узнают:
О предметах и явлениях природы, растениях, грибах их общих характерных признаках и различиях.
О конструктивном, скульптурном способах лепки
Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: пластилином, глиной Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах, открытки с изображением грибов. Красная книга Свердловской области.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать в объеме грибы способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
5
(2 часа) Гроздья рябины (гуашь) Узнают:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Научатся:
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе Различать цвета красок
Сочетание холодных, теплых тонов.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
6
(2 часа) Отлет перелетных птиц Узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
Научатся:
Различать цвета красок Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Красная книга Свердловской области.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
7
(4 часа) Натюрморт из овощей и фруктов (Лепка- 2 часа, гуашь – 2 часа) Узнают:
Скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Изображать с натуры
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
Создавать композицию на тему
8
(4 часа) Осенний пейзаж Пейзажи села Чусового. Экскурсия Узнают:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Научатся:
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Любимые сказки и персонажи -16 часов
9
(2 часа) Мой любимый герой сказки, рассказа, мультфильма. Анализировать картины известных художников образ героя картины. Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
10
(4 часа) Герои русских народных сказок Анализировать картины известных художников образ героя картины. Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу. Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
11
(2 часа) «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках. Правильно разводить гуашевые краски. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
12
(2 часа) Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. Анализировать картины известных художников образ героя картины. Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу. Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
13
(2 часа) Новогодние маски Знать основные приёмы работы с бумагой. Умение выполнять моделирование фантастических масок, передавать настроение в творческой работе. Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.
14
(4 часа) Год лошади Знать понятие «художник – анималист». Умение рисовать силуэты лошади; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид. Выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства.
Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений.
Мир, в котором мы живем – 24 часа
15
(2 часа) Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Знать художников, изображающих природу. Уметь изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и материалами художника. Выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства.
Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств.
Изображать природу на основе своих наблюдений.
16
(2 часа) Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. Знать художников, изображающих природу. Уметь изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и материалами художника. Выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства.
Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств.
Изображать природу на основе своих наблюдений.
17
(2 часа) Рыбки в аквариуме Научатся:
использовать художественные материалы (гуашь);
-видеть красоту разнообразных поверхностей.
Находить природные узоры и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях.
Изображать рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму.
18
(2 часа) Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. Научатся:
Умение строить композиции, начальное овладение техникой монотипии. Осваивать простые приемы работы в технике монотипии и т. д.
19
(2 часа) НиткографияНаучатся:
новой технике работы с гуашью 20
(2 часа) Домашние животные. Кошка. Научатся:
Использовать художественныематериалы (гуашь);
применять основные средствахудожественной выразительности живописи (по воображению).
Знать понятие «художник – анималист». Умение рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла
Выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства.
Выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений.
21
(2 часа) Домашние животные. Собака. Научатся:
Использовать художественныематериалы (гуашь);
применять основные средствахудожественной выразительности живописи (по воображению).
Знать понятие «художник – анималист». Умение рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла
Выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства.
Выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений.
22
(2 часа) Пластилинография. « Маки». Научатся:
новой технике работы с пластилином, правила работы с пластичными материалами. Создавать композицию на тему
Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.
23
(2 часа) «Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. Знать правила работы с кистью, смешивание красок.
Уметь строить свою работу с разной последовательностью Наблюдать природу и природные явления. Овладеть на практике основами цветоведения. Осуществлять контроль и корректировку хода работы и конечного результата.
24
(2 часа) Рисуем космическое пространство Знать художников, изображающих космос.
Уметь изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и материалами художника. Наблюдать природу и природные явления. Овладеть на практике основами цветоведения. Осуществлять контроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Весеннее пробуждение – 12 часов
25
(4 часа) «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Знать понятие «скульптура», правила работы с пластичными материалами.
Уметь различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать материалы. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.
26
(2 часа) Гнездо птицы, разные формы гнезд, эскизы скворечников Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях, охране окружающей среды. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки
27
(2 часа) Пробуждение природы Знать средства художественной выразительности, понятия «цвет»; теплые и холодные цвета.
Уметь высказывать простейшие суждения о картинах, передавать свои наблюдения и переживания в рисунках. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Изображать весеннюю землю, используя звонкие и глухие цвета.
28
(2 часа) Ваза для цветов различной формы (розы, гладиолуса, фиалки) Знать средства художественной выразительности, понятия «цвет»; теплые и холодные цвета. Соизмерять форму предмета.
Уметь высказывать простейшие суждения о картинах, передавать свои наблюдения и переживания в рисунках. Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии)
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки
29
(2 часа) Свободная тема (творческая работа, проект). Выставка работ Научатся:
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
Узнают:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях, охране окружающей среды. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки
30
(2 часа) Подготовка к выставке по итогам года. Обобщить знания: основных жанров и видов произведений изобразительного искусства; ведущих художественных музеев России, художников.
Уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно – прикладного искусства. Участвовать в обсуждении выставки.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Итого:
Критерии оценивания
Применяю несколько вариантов оценивания:
Оценка работы на занятии.
По результатам работы на занятии, в процессе обсуждения с детьми, обозначаются четыре группы учащихся: мастер - справился со всеми поставленными задачами, художник - выполнил задание в меру своих способностей, теоретик – пытался, но не все получилось, гость – не старался. Мастера и художники получают в ведомость оценку отлично, теоретики – хорошо, гости – удовлетворительно. Каждый обучающийся может оказаться в роли мастера или гостя в зависимости от собственных усилий.
Оценка способности воспринимать произведения искусства.
Для предоставления результатов учебных достижений обучающихся в процессе восприятия произведений изобразительного искусства предлагаю несколько уровней. В качестве показателя принимается доля учащихся, «доросших» до определенного уровня.
Уровни восприятия:
1 – узнавание (похоже – не похоже)
2 – ощущение настроения
3 – осознание характеров
4 – оценка художественного мастерства (как это сделано)
5 – восприятие художественного образа, замысла художника Оценка работ, решающих творческие задачи во время просмотров.
На такие работы требуется несколько занятий. Оценивание происходит публично, во время просмотра законченных работ по теме. Все желающие могут высказать свое мнение по поводу любой работы, с учетом предложенных критериев оценки. За одну работу ученик может получить несколько оценок, за каждый критерий отдельно.
При выработке критериев обсуждаем с детьми, что именно собираемся оценивать, в зависимости от поставленных целей и задач
Результаты занятий, решающих творческие задачи анализирую, для себя, по методу классификации, по двум показателям:
1 - творческая активность, 2 - специальные знания и умения.
Основным критерием уровня творческой активности является неповторимость, по нему устанавливаются четыре уровня рисунков:
1- оригинальные, 2 –необычные, 3 – интересные, 4 – обычные.
Основным критерием уровня специальных знаний и умений является – степень освоенности способов или специальных знаний и умений:
А – превосходные, В – хорошие, С – посредственные, D – плохие.
Общий план проведения выставок по изобразительному искусству в течение учебного года
№ формы 09 10 11 12 01 02 03 04 05
1 Конкурс рисунков по пожарной безопасности
/////////
///////// 2 Конкурс рисунков по ПДД «Дорога и Мы»
########## 3 Конкурс рисунков ко Дню матери
********** 4 Конкурс рисунков по Новогодней тематике
:::::::::::::::::::: 5 Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества
XXXXXX 6 Муниципальная выставка рисунков «Весна»
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ 7 Муниципальный конкурс «Ступени творческого роста» «Мастер золотые руки» ********** 8
«Марш парков» :::::::::
9
10
Материально – техническое обеспечение
№ Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 1
2 Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству. 1
3 Рабочие программы по изобразительному искусству Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы. М: «Просвещение», 2011. 1
4 Учебники по изобразительному искусству:
Л. А. Неменская. Изобразительное Ты изображаешь, украшаешь и строишь. I класс; М: «Просвещение», 2011. 3
5 Печатные пособия
1 Методические пособия (рекомендации по проведению уроков:Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству» М. «Сфера» 2006г.
уиза Гордон «Рисунок. Техника рисования фигуры человека» М. «Эксмо» 2001г.
Константинова С.С. «Техники изобразительного искусства» Ростов –на-Дону «Феникс» 2004г.
Кукушкин В.С. «Музыка, архитектура и изобразительное искусство» Москва – Ростов – на Дону, 2008г.
Павлова О.В. . «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград «Учитель» 2008г.
Полянский В.И. «Композиция в художественных ремеслах», Екатеринбург «Сократ» 1999г.
Свиридова О.В. «Изобразительное искусство. Упражнения, задачи, тесты» Волгоград «Учитель» 2008г.
Свиридова О.В. «Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе» Волгоград «Учитель» 2007г. По одному экземпляру
2 Портреты русских художников:
1. Венецианов А.Г. «Автопортрет»
2. Кипренский О.А. «Автопортрет»
3. Брюллов К.П. «Автопортрет»
4. Крамской И.Н. . «Автопортрет»
5. Перов В. Г. «Автопортрет»
6. Крамской И.Н. «Портрет художника И.И. Шишкина»
7. Репин Е.И. «Портрет художника А.И. Куинджи»
8. Перов В. Г. «Портрет художника А.К. Соврасова»
9. Репин Е.И. «Автопортрет»
10. Серов В.А. «Портрет художника К. А. Коровина»
11. Ге Н.Н. «Автопортрет»
12. Серов В.А. «Портрет художника И. И. Левитана»
13. Малявин Ф.А. «Портрет художника К.А. Сомова»
14. К.А. Сомов «Портрет Анны Петровны Остроумовой»
15. Врубель М.А. «Автопортрет с жемчужной раковиной»
16. Кустодиев Е.М. «Автопортрет (на охоте)»
17. Серебрякова З.Е. «За туалетом. Автопортрет»
18. Головин А.Я. «Автопортрет»
19. Суриков В.И. «Автопортрет»
20. Нестеров М.В. «Автопортрет» 1
3 Схемы по правилам рисования человека. 1
4 Уроки рисования в начальной школе. 1
5 Таблицы по народным промыслам, декоративно – прикладному искусству (12 шт):
- стилизация;
- композиция орнамента;
- дымковские игрушки;
- гжель;
- хохломская роспись;
- деревянные игрушки;
- павлово-посадские платки;
-вологодское кружево;
- аппликация;
- коллаж;
- витраж;
- мозаика. 1
6 Таблицы «Введение в цветоведени»е (16 шт):
- цвета и гуашь;
- палитра;
- ахроматические цвета;
- основные и смешанные цвета;
- теплые цвета;
- холодные цвета;
- разбелы;
- затемнения;
- потускнения;
- светотени;
- цвет в перспективе;
- контрастные цвета;
- нюансовые цвета;
- колорит;
- символика цвета;
- цвет в геральдике. 1
7 Таблицы «Русская народная игрушка»:
Куклы из соломы.
Тряпичные куклы.
Богородские игрушки.
Резные Сергиевские игрушки.
Сергиевские куклы.
Механические и музыкальные Сергиевские игрушки.
Театральные куклы – марионетки.
Дымковские игрушки.
Филимоновские игрушки Чернышинские игрушки.
Вырковские игрушки.
Хлудневские игрушки 1
8 Таблицы «Любимые сказки» (иллюстрации художника И.И. Хохлова к русским народным сказкам):
«Маша и медведь»
«Курочка ряба»
«Колобок»
«Козлятки и волк»
«Лиса, заяц и петух»
«Кот, лиса и петух»
«Зимовье зверей»
«Петух и собака»
«У страха глаза велики»
«Теремок»
«Рукавичка»
«Пых»
«Кошкин дом»
«Три поросенка»
«Серебряное копытце»
«Бременские уличные музыканты»
«Конек – Горбунок»
«Красная Шапочка»
«Дюймовочка» 1
9 Репродукции картин русских художников:
Н.Н. Ге:
«Автопортрет»
«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»
А.К. Саврасов:
«Грачи прилетели»
В.И. Суриков:
«Боярыня Морозова»
«Автопортрет»
«Меньшиков в Берёзове»
«Переход Суворова через Альпы»
«Покорение Сибири Ермаком» 1
10 Репродукции картин русских художников:
И.К. Айвазовский:
«Девятый вал»
«Черное море»
«Чесменский бой 25-26 июня 1770 года
М.А. Врубель:
«Демон сидящий»
«Царевна – лебедь»
«Пан» 1
11 Репродукции картин русских художников:
И.Е. Репин:
«Автопортрет»
«Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года»
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
«Бурлаки на Волге»
Крестный ход в Курской губернии»
В.М. Васнецов:
«Аленушка»
«Богатыри»
«Иван-царевич на сером волке» 1
12 Репродукции картин русских художников:
И.И. Левитан:
«Осенний день. Сокольники»
«Золотая осень»
«Март»
И.И. Шишкин:
«Рожь»
«Утро в сосновом лесу»
«Корабельная роща» 1
13 Репродукции картин русских художников:
К. П. Брюллов:
«Последний день Помпеи»
«Всадница»
П.А. Федотов:
«Сватовство майора»
«Завтрак аристократа» 1
14 Репродукции картин русских художников:
В.Г.Перов:
«Автопортрет»
«Охотники на привале»
«Приезд гувернантки в купеческий дом»
«Тройка». Ученики-мастеровые везут воду»
Венецианов:
«На жатве. Лето»
«На пашне. Весна» 1
Информационно-коммуникационные средства
1 Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники. -
2 Электронные библиотеки по искусству. -
Технические средства обучения
1 Ноутбук 1
2 Проектор 1
3 Слайд-проектор 1
4 Аккустическая система (колонки) 1
5 Экран 1
Экранно-звуковые пособия
1 Видеофильмы:
- Что такое искусство.
- Народные промыслы
- Декоративно-прикладное искусство
- Из истории русского костюма. По одному экземпляру
2 Слайд - альбомы:
- натюрморт;
- стили архитектуры;
- учимся рассматривать картину По одному экземпляру
3 Аудиозаписи:
- Вивальди «Времена года»;
- «Звуки природы» По одному экземпляру
4 DVD Диски:
- «Уроки рисования»;
- «Комплекс уроков по ИЗО. 1 класс»;
- «Комплекс уроков по ИЗО. 2 класс»;
- «Комплекс уроков по ИЗО. 3 класс»;
- «Комплекс уроков по ИЗО. 4 класс»;
- «Шедевры Эрмитажа»;
- «Санкт – Петербург и его пригороды» 1
1
1
1
1
1
1
Учебно-практическое оборудование
1 Краски акварельные 2 Краски гуашевые 3 Тушь 4 Ручки с перьями 5 Бумага А3, А46 Бумага цветная 7 Фломастеры 8 Восковые мелки 9 Пастель 10 Кисти 11 Емкости для воды 12 Стеки 13 Пластилин 14 Клей 15 Ножницы Модели и натурный фонд
1 Муляжи фруктов 1
2 Изделия декоративно – прикладного искусства:
-кружка берестяная;
- туесок берестяной;
- матрешки;
- салфетки;
- пасхальные яйца 3 Геометрические тела:
- шар;
- куб 1
4 Капители 5 Керамические изделия:
- вазы;
- кринки;
- чайная пара 1
2
1
6 Драпировки 2
Игры и игрушки
1 Театральные куклы 1
2 Маски (новогодние) 2
Специализированная учебная мебель
Столы 9
Стулья 9
Шкафы для книг и оборудования 3
Список литературы
Для учителя:
Программы:
1. Сборник нормативных документов «Искусство» М: «Дрофа» 2006г.
2. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под руководством Б.М. Неменского. М: «Просвещение»2006г.
3. Рабочие программы Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского 1-4 классы
Учебно - методическая литература:
1.Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.
2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.
3. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.
4. Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
5. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
6. Барта Ч. «200 моделей для умелых рук». Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.
7. Ланг И. «Поделки из пуговиц». Москва «Айрис-пресс» 2006.
8. Хайн Д. «Игрушки-мобиле». Москва «Айрис-пресс» 2007.
9. Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
10. Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
11. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
12. Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
13. Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2002.
14. Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
15. Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»
15. Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»
17. Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии». Москва «Профиздат» 2006.
18. Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
19. Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
20. Блейк В. Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.
Литература для учащихся
1. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство»
2. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству» М. «Сфера» 2006г.
3. Барадулин В.А. «Уральская народная живопись» Свердловск 1982г.
4. Луиза Гордон «Рисунок. Техника рисования фигуры человека» М. «Эксмо» 2001г.
5. Виноградова Г.Г. «Изобразительное искусство в школе» М «Просвещение» 1990г.
6. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» М. «Просвещение» 1991г.
7. Грошенков И.А. «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе» Москва 2001 г.
8. Дитмар К.В. «Хочу знать и нарисовать тебя, мир!» М «Просвещение» 1993г.
9. Константинова С.С. «Техники изобразительного искусства» Ростов – на-Дону «Феникс» 2004г.
10. Краснов Н.В. «Беседы по искусству в начальной школе» М. «Искусство» 1965г.
11. Кукушкин В.С. «Музыка, архитектура и изобразительное искусство» Москва – Ростов – на Дону, 200г.
12. Полянский В.И. «Композиция в художественных ремеслах» Екатеринбург «Сократ» 1999г.
13. Репин И. из собрания государственной Третьяковской галереи. М. «Изобразительное искусство» 1987г.
14. Рублев А. из собрания государственной Третьяковской галереи. М.«Изобразительное искусство» 1990г.
15. С. Веснин, С. Кудрявцева, Т. Пашкова «Эрмитаж». «П-2», С-Пет, 2007г.
16. Н Попова «Санкт – Петербург. История. Архитектура. Искусство» «П-2», С-Пет, 2007г.
17. Школа рисования. Подробный практический курс. «Пастель», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
18. . Школа рисования. Подробный практический курс. «Пейзаж», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
19. Школа рисования. Подробный практический курс. «Водный пейзаж», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
20. Школа рисования. Подробный практический курс. «Воздушная живопись», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
21. Школа рисования. Подробный практический курс. «Работа с натурой», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
22. Школа рисования. Подробный практический курс. «Живопись маслом», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
23. Школа рисования. Подробный практический курс. «Свет и цвет в живописи», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
24. Школа рисования. Подробный практический курс. «Натюрморт», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
25. Школа рисования. Подробный практический курс. «Рисунок», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
26. Школа рисования. Подробный практический курс. «Портрет», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
27. Школа рисования. Подробный практический курс. «Акварель», М: ООО ТД «Мир книги», 2008г.
Сведения об авторе:
ФИО – Мезенина Татьяна Петровна
Место работы, должность - МКОУ Дополнительного образования детей ШГО ДДТ, педагог дополнительного образования
Образование – г. Екатеринбург УрГПУ, 2009 г
Педагогический стаж – 20 лет
Категория – I квалификационная категория
Домашний адрес: 623033 Свердловская область, Шалинский район, село Чусовое, ул. Ленина, 7-4.
Телефон: рабочий: 34-3-44; сотовый: 8-950-64-29-544
Диагностика
Незавершенные фигуры
Инструкция:
Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.
Рис.1. Незавершенные фигуры.






Примерные уровни выполнения задания
Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.
Высокий
С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно).
6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.
Средний
С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры.
6-8 лет - 1 оригинальная фигура.
Низкий
С 9 лет - 0 оригинальных фигур.
6-8 лет - 0 оригинальных фигур.
Диагностика творческого мышления
Вариант № 1.
Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс. 5-9 лет)
Каждому ребенку даю стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду). Это могут быть капли, круги, зигзаги.
Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок ...»
Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.
Вариант № 2
На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом. Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.
Время выполнения задания индивидуально для - каждого ребенка. У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.
Вариант № 3
Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п.
Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят:
1.Сказать, что изображено на картинке,
2.Задать любые вопросы.
За одну встречу используем 3-5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.
Творчески мыслящий ребенок:
- предлагает несколько версий изображений на картинке;
- ставит вопросы непосредственно по рисунку;
- задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы;
- выстраивает предположения по рисунку;
- сочиняет оригинальную, необычную историю;
- быстро выполняет задания.
По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.

Уровень развития способностей
6-7 лет 8-9 лет 10 лет
Высокий 5 и более 8 и более 9 и более тем
Средний 3-4 6-7 6-8
Низкий 1-2 1-5 1-5
Контрольный лист «Юный художник».
Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета.
Рассмотрите букеты из астр, георгинов и других живых цветов (в школе, дома, на картинах художников). Обратите внимание, как в них хорошо сочетаются крупные и мелкие формы цветов, их яркие и мягкие краски.
Нарисуйте красками букет осенних цветов.
- Как надо располагать его на листе?
- С чего целесообразно начинать этот рисунок?
Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.
В рисунке, как и в жизни, букет должен быть пышный и красивый. Кроме цветов, в нем много зелени, она хорошо сочетается с цветами.
Сравните букеты на рис.1 и на рис.2.
Подумайте: чем отличается изображение цветов в том и в другом букете?
Уровни выполнения задания
Высокий
Композиция (выполнена компоновка изображения на листе). Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета.
Средний
Слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени.
Низкий
Композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует.
Диагностика
Экзамен художника Тюбика
Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику. Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
5223510-12702. Как называется картина, на которой изображается
природа?
3. Какой жанр называется «мертвая натура»?
4. Изображение лица человека называется жанром...
5. Изображение животных называется жанром...
Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку
Экзамен художника Тюбика
Ребята, мы находимся в гостях у художника. Все предметы, которыми он пользуется, вам хорошо знакомы. Отгадайте их и вы узнаете, как называется комната, где работает художник.
2556510117475
10. Последняя буква в алфавите.
Экзамен художника Тюбика
Отгадайте ребус и вы узнаете, чем рисует художник.
4747260263525
28956036195
289560207645
ПОМОГИТЕ ЦВЕТАНЕ
Злая волшебница Чернильда похитила принцессу Цветану. Она заточила ее в заколдованном замке. Помогите Цветане освободиться. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр. Это будет дорога в замок.