Конспект урока по музыке «Песня вчера, сегодня, завтра» (для 8 класса)
Конспект урока по музыке «Песня вчера, сегодня, завтра» (для 8 класса)
Подготовила: учитель музыки 1 квалификационной категории МБОУ гимназия восточных языков №4 г. Хабаровск Земенкова Елена Павловна
8 класс. 1 четверть. 6 урок.
Тема урока: «Песня вчера, сегодня, завтра».
Цель: формировать понимание особенностей современной песенной
культуры.
Задачи: воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству;
воспитать художественный вкус, чувство музыки как основы
музыкальной грамотности;
формировать постоянную потребность общения с музыкой,
искусством вне школы, в семье.
Содержание: Особенности современной песенной культуры и вокального
исполнительства.
Знать жанры современной песенной культуры, современные оранжировки
народных песен.
Оборудование: музыкальный центр, фонограммы, мультимедийный
проектор, фортепиано, видеозаписи выступлений исполнителей.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Изучение нового материала. «Песня вчера, сегодня, завтра»
Педагог: Что такое песня? (Ответы учащихся).
Педагог: Песня – наиболее распространённый род вокальной музыки. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.
Каждая эпоха имеет свои песни - по ним можно понять, чем жили люди.
Истоки жанра песни уходят в глубокую древность. В эпохе средневековья - одноголосные песни трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров.
Различают народную и авторскую (профессиональную) песню. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются. Песни различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, количеству исполнителей, тематике, сферам бытования и т. д. (песня революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песни для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В некоторых странах термин «песня» применяется и к романсу.
В XIX веке в связи с общим расцветом лирических форм искусства, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно песню (часто в народном духе).
В начале XX века в ряде стран переживает подъём рабочая революционная песня., которая послужила одним из истоков советской массовой песни, одним из ведущих жанров в советском музыкальном творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918 – 20-е, в 30-е гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941 – 45годов, оказала большое влияние на другие жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку.
Слушание музыки – песни Гражданской войны
Слушание музыки– песни Великой Отечественной войны
Большого развития в XX веке достигла эстрадная песня, исполняемая солистами или вокально-инструментальными ансамблями.
Слушание музыки– эстрадные песни в исполнении ВИА
В 60 – 70-х гг. в ряде стран, в том числе в СССР, возрождается традиция шансонье.
Слушание музыки - песни 60-70х годов
Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А.Вертинского.
Слушание музыки– песенные миниатюры в исполнении А.Вертинского
Широкое распространение имеет песня и в наши дни. Пишут песни многие - от профессионалов до любителей. В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок- групп поют, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии. В таких случаях мелодия является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.
В середине XX века в разных странах возник песенный жанр - авторская песня, или бардовская музыка. Исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки отсюда и название. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой, ориентация на коллективное пение непрофессионалами.
Информация для учащихся - барды: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в 80-х и 90-х к ним добавились [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и творческий дуэт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] («Иваси»), Ю. Ким.
Слушание авторской песни (в исполнении Ю.Визбора, Б.Окуджава, В.Высоцкого, С.Никитина)
Музыкальные фестивали, организованные сегодня в России – «Грушинский», «Междуречье» отмечают тенденцию отхода исполнения от жанровой принадлежности, взаимопроникновение и слияние рок-культуры, джаза, авторской песни (АП), фольклора. Появляются авторы и музыкальные коллективы, работающие в промежуточных, «пограничных» жанрах (бард-рок, бард-джаз, бард-фолк), а также не имеющие определенной жанровой принадлежности вообще. Бард-рокеры ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Слушание музыки (в исполнении А.Макаревича, Б.Гребенщикова)
Если говорить о современной музыке, то в поп-музыку возвращается понятие голоса. Не секрет, что в последние годы совершенно не обязательно было человеку петь, можно было просто записать фонограмму и под нее работать, собирая концертные залы. Так что это - революционный прорыв, точнее, возврат к тому, с чего начинается песенная культура, – к вокалу. Это возврат к живому звуку, фольклорные коллективные песнопения, в сущности, всегда воспринимались диковинкой, и в двадцатом веке их популярность никогда не выходила за пределы изолированных деревень или напрочь оторванных от культурной реальности советских эстрадных хоров. Двадцать первый век, напротив, ознаменовался интересом к лубочной традиционной культуре, который быстро нашел отражение в культуре массовой. Разумеется, не в классическом, а уже в видоизмененном псевдорусском виде, ее можно обнаружить и в орнаменте на форме российских сборных, и в традиционно-хоровых аранжировках западных хитов в исполнении «Бурановских бабушек».
Слушание музыки- песни в исполнении «Бурановских бабушек».
Церковная, военная, а также классическая традиции хорового пения и вовсе не находят сколько-нибудь внятного отражения в поп-культуре XXI века.
Педагог: Ребята, как вы считаете, почему у людей сегодня стал проявляться повышенный интерес к русскому старинному пению? (Ответы детей).
Педагог: Правильно, сегодня время непростое, и многие люди просто нуждаются в неком источнике духовных сил. Ценности, которые пришли к нам с Запада, в данном случае совершенно бесполезны. А наша старинная песенная культура - это как раз и есть тот кладезь светлой и неисчерпаемой духовной силы русского народа.
3.Защита сообщений на тему: «Народная хоровая музыка вчера и сегодня»
4.Повторение песни «Ты у меня одна» Ю.Визбора
5. Итог урока. В современной ситуации можно констатировать, что вокальное исполнительское искусство испытывает на себе большое влияние со стороны современной массовой культуры и его положение в современном мире еще недостаточно изучено. Так, например, недостаточно выявлено влияние современных социокультурных тенденций на вокальное искусство и на восприятие его современным слушателем. Кроме того, необходимо понять механизм воздействия технокультуры на классическое вокальное искусство.
6.Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке
7.Домашнее задание. Выписать названия русских коллективов. Имена руководителей
15