Духовно-нравственное воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
"Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский) . Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Эта проблема является одной из ключевых, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Наши дети растут в то время, когда снижается культурный и духовно – нравственный уровень подрастающего поколения, процветает невежество, равнодушие к дальнейшей судьбе Отечества, когда у молодежи складывается ограниченное, схематическое представление о богатейшем наследии собственного народа. Молодые люди не знают истоков своей культуры, языком общения становится язык сленга. Все это ведет к духовному обнищанию, к культурной деградации личности и общества.
Главным средством восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала подрастающего поколения является возрождение системы духовно – нравственного воспитания и просвещения.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах духовно-нравственного воспитания.
В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.
В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно – нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Каким же должен быть идеал? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Как укрепить внутреннюю нравственную стойкость человека, на которого оказывают определённое воздействие негативные факторы?
Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю красоту?
Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребёнке с ранних лет не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того. Что сделал кому-то доброе дело. Но как добиться того, чтобы в важном деле воспитания человека было наиболее действенным? Мне кажется, что у учителя начальных классов, воспитателя группы продленного дня путей для решения этой задачи немало: повышение педагогической культуры родителей; изучение возможностей семей своих учеников, умение вовремя предупредить ошибки в воспитании. Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Именно поэтому я уделяю особое внимание проведению игр, КТД, праздников. Ведь праздники, игры - это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. В ходе КТД проходят творческие выставки, интеллектуальные игры, КВН.
Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни это одна из задач моей работы.
Также я и мои дети принимаем участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел школы: «Защитникам Отечества посвящается», «Масленица», «День 8 Марта», «Поклонимся великим тем годам». Задачи этих КТД: обогащение учащихся новыми знаниями, развитие эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души, создание условий для раскрытия способностей и природных задатков личности, межвозрастное общение, выявление наиболее любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и внеурочной деятельности, сплочение школьного и классного коллективов. Ученики с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший рисунок, плакат, на лучшего чтеца, изготовление поздравительных открыток, лучшая новогодняя игрушка, в конкурсах инсценированной песни.
Главная деятельность в школе – учебная, но младший школьник ещё продолжает играть. Учебную деятельность младшие школьники воспринимают как строго обязательную. Поэтому их привлекают дела, в которых есть что-то яркое, необычное, которые соответствуют их интересам, желаниям. А так как школа должна обучать и воспитывать, то необходима чёткая организация всей учебно-воспитательной работы. При этом важное место в формировании всесторонне развитой личности отвожу внеурочной работе.
Так, например, детям очень нравятся встречи с гостями. В гости к ребятам приходят участники Великой Отечественной войны, ветераны труда. К таким встречам ребята тщательно готовятся. Каждая встреча - прикосновение к подвигу, к труду взрослых. Встречи со знатными людьми благотворно влияют на нравственное становление младших школьников. Ребята не просто слушают во время встречи приглашённых, но и демонстрируют творческие работы, выступают с художественной самодеятельностью. Особенно детям нравятся различные олимпиады, конкурсы, экскурсии на природу, городской музей. Стали традиционными и любимыми такие праздники как «Путешествие в страну Знаний», «Сказки осени», «День игр», «День матери», «Путешествие в страну Здоровья», праздник, посвящённый Дню защитников Отечества. Школьники устраивают выставку рисунков, поделок, делают презентации. Такое проведение праздника вносит в жизнь детского коллектива элементы соревнования, перспективности в жизни детей, способствует сплочению коллектива учащихся.
Провожу турниры, литературные викторины. Как и все педагоги, также провожу этические беседы по культуре поведения, по правилам для учащихся; беседы, которые направлены на воспитание любви к Родине, трудолюбия, добра, заботливого отношения к природе. Среди проводимых бесед есть также такие темы: ««Давайте уважать старость!»», ««Дети - граждане России».», «История нашего города», ««В дружбе наша сила!»», «Государственные символы», «Россия- Родина моя», «Удивительное рядом», «Охранять природу – значит охранять Родину», «Тепло родного очага»…
Сегодня в нашей школе в начальных классах есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них можно считать физкультурно-оздоровительное (лёгкая атлетика), художественно-эстетическое («Сказка своими руками»), музыкальное (вокальный ансамбль «Созвучие»), дёйствует кружок по обучению детей шахматам и шашкам.
Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если родители личным примером будут способствовать воспитанию нравственности.
\
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа ГПД, проведение внеклассных мероприятий, праздников, предметных недель и олимпиад.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Для детей, посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Духовно-нравственное развитие предусматривает приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования гражданской идентичности. Воспитатель создает систему воспитательных мероприятий, позволяющих младшему школьнику осваивать и на практике использовать полученные знания. При этом учитывается историко-культурная, этническая и региональная специфика и создаются условия для формирования у детей активной деятельностной позиции.
Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания:
• формирование ценностных ориентации, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;
• расширение кругозора, развитие общей культуры;
• ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
• формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
• развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
• формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется через комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цели этого направления:
• обеспечивать пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
• формировать установки на использование здорового питания;
• создавать условия для использования оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
• развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
• соблюдать режим дня;
• формировать знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
• способствовать становлению навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
• формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для воспитанников должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
• выявления и развития способностей воспитанников через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участия воспитанников, их родителей (законных представителей) в разработке основной образовательной программы начального общего образования в разделах «Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста» и «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
• использования в воспитательном процессе современных технологий деятельностного типа.
Организация работы групп продленного дня должна строго соответствовать основным нормативным документам.
Нормативная база организации внеурочной деятельности в школе
• Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2009 № 15785).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08»),• Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
• Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».
• Письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11 -13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
• Методические рекомендации «Организация и режим работы группы продленного дня», утвержденные Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79.
Список литературы:
1.Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007. - N 3.
2.Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2.
3.Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007.
4.Этическая грамматика в начальных классах. В 2-х ч. — М., 1998. Этические диалоги с учениками 5—6 классов. В 2-х кн. — М., 1998.
5..Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир: Кн. для занятий по духов, воспит. Кн. 4. — М., 1997.
6.Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. - 2007.