НОВЫЕ ФОРМЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Проблемы и перспективы нравственно-патриотического воспитания в системе дошкольного образования»
Рыбалко Светлана Евгеньевна
воспитатель II категории
ДОУ № 2 «Искорка», г.ШахтерскНОВЫЕ ФОРМЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, духовно-моральные ценности, семейные традиции, сотрудничество, новые формы работы.
Современное общество на нынешнем этапе развития все больше акцентирует внимание на патриотическом воспитании детей и молодёжи, поскольку многие духовные и моральные ценности нивелируются и тем самым, происходит снижение социокультурного уровня и обесценивание основ нравственной личности. Поэтому работа по нравственно - патриотическому воспитанию должна начинаться с самого раннего возраста в семье и в дошкольном учреждении, что позволит в дальнейшем сформироваться духовно-богатой, нравственно-полноценной личности.
Именно, благодаря важности этого направления, вопрос актуальности нравственно - патриотического воспитания отмечен в ряде нормативных и правовых документов:
Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи;
Государственном образовательном стандарте дошкольного образования;
Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»
Программе «Донбасс – мой край родной»
Теоретические исследования и идеи по нравственно – патриотическому воспитанию прослеживаются еще в трудах Аристотеля, который отмечал важность упражнений в нравственных поступках. Формирование патриотических качеств, по мнению Константина Дмитриевича Ушинского, неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. Над проблемой нравственно – патриотического воспитания работают и современные педагоги, психологи и философы. С. А. Козлова считает результатом воспитания проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. В свою очередь В. Г. Нечаева определяет нравственное – патриотическое воспитание как активный, целенаправленный процесс морального осознания, нравственных и патриотических чувств и привычек с первых лет жизни ребенка. В их трудах отмечалось, что нравственное-патриотическое воспитание формирует у детей гуманность, уважение к родному краю, чувство гордости за свои традиции, убеждённость в своих принципах, приобщение детей к ценностям своего народа.
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание можно считать одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Целью этой работы в нашем дошкольном учреждении является формирование нравственно-патриотических качеств, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю, возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
Именно в период дошкольного детства формируются первые представления детей об окружающем мире, социуме, культурных и исторических традициях родного края, для этого постоянно ведется поиск и реализация новых форм нравственно-патриотического воспитания: использование метода проектов: «Мой город-Шахтерск, мой край - Донбасс», «Мой родной край», презентации для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении №2 «Искорка», мастер – класс для родителей и педагогов «Народные подвижные игры. Играйте вместе с нами», книги-самоделки «Моя семья», «Где я люблю отдыхать», игры – квесты «Моя Родина. Мой город – Шахтерск», разработана подборка игр по патриотическому воспитанию.
Самой интересной формой работы, на наш взгляд, можно считать метод проектов, который был предложен американским философом и педагогом Джоном Дьюи. В проектах «Мой город – Шахтерск, мой край - Донбасс», «Мой родной край», дети вместе с педагогами и родителями изучают историю родного края, глубже узнают семейные традиции, знакомятся с выдающимися людьми своего города, начинают испытывать чувства благодарности и гордости к защитникам родного края в Великой Отечественной войне, и защитникам Донецкой Народной Республики. В рамках проекта, ребята с интересом продумывали и собирали материал, вместе с родителями оформляли и презентовали альбом «Заповедники родного края. Донецкий кряж». Посещали памятные места города, встречались с ветеранами Великой Отечественной войны и защитниками ДНР, во время экскурсий познакомились с профессиями спасателя МЧС, библиотекаря, продавца. На творческом этапе проекта ребята показали свои знания о родном крае, с гордостью демонстрировали совместные разработки альбомов и тематические фотовыставки: «Любимые места Донбасса», «Мой город Шахтерск». Подведением итогов этой работы стала квест – игра« Моя Родина. Мой город – Шахтерск», где ребята выполняли задания «Доскажи пословицу», «Найди герб и флаг города Шахтерска», «Символика ДНР», решали кроссворды «Животный мир», приняли участие в флэш-мобе «Я, ты, он, она!».
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников - это целостный процесс, интегрированный во все направления и виды деятельности ребенка. (см. рис.1)
10712452286000
Рис.1.Нравственно-патриотическое воспитание как интегрированная система
Поскольку нравственно-патриотическое воспитание тесно переплетено со всеми сферами жизни ребенка, как в семье, так и в дошкольном учреждении, становится необходимым взаимодействие всех участников педагогического процесса, родителей, педагогов, специалистов дошкольного образовательного учреждения, а также общественности и организаций дополнительного образования (городская Школа искусств, Дом детского и юношеского творчества, станция юных техников, городская библиотека, городской центр культуры и досуга), а также сотрудничество с общеобразовательной школой № 19: экскурсии, секция моделирования, студии детского творчества, участие в концертах и городских праздниках.
В дошкольном учреждении разработаны следующие задания психолого – педагогического сопровождения ребенка:
Патриотическое воспитание детей с учетом из возрастных особенностей;
Реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности ребенка;
Формирование комплекса нравственно – волевых качеств у детей;
Создание для детей эмоционально благоприятного микроклимата в дошкольном учреждении;
Повышение психолого – педагогической компетентности педагогов и родителей ДОУ по патриотическому воспитанию.
Каждый специалист дошкольного образовательного учреждения решает свой круг задач, но при этом работает в тесном сотрудничестве со всеми категориями участников педагогического процесса.
Дети – активные участники процесса. Они придумывают различные виды деятельности, вносят свой эмоциональный настрой в работу.
Родители – это семейные ценности и традиции, любовь и бережное отношение к близким, история и достижения семьи.
Логопеды – показывают всю красоту родного языка, учат правильно выражать свои мысли, знакомят с народным фольклором и художественными произведениями.
Педагог-психолог – помогает ребенку осознать себя как личность, формирует самооценку и мотивацию поступков.
Музыкальные руководители – открывают богатство культуры народа, развивают эстетическое восприятие.
Физинструктор – прививает основы здорового образа жизни, формирует желание быть сильными, ловкими, смелыми.
Воспитатель – координирует и направляет работу всех специалистов, родителей, детей, формирует целостное представление детей о патриотизме и нравственных принципах современного общества.
Именно использование новых форм работы и тесное сотрудничество детей, педагогов, родителей в дошкольном учреждении дает положительные результаты и стали основой дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию будущих граждан, которые владеют духовно – нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважают и ценят культурное историческое прошлое и настоящее своего Отечества.
Список литературы:
1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
2. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
3. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.
Интернет-документы:
Работа с дошкольниками [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/508942/
Дошкольное воспитание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/ 974672.html