Доклад Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Доклад
Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
44.02.01 Дошкольное образование
Исполнитель:
Гостюхина М.А.,
студентка 4 ДО группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель педагогическихдисциплин
Камышлов,2016
План
Актуальность социально-эмоционального развития дошкольников.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников
Особенности общения детей дошкольного возраста
Способы взаимодействии формы и методы работы ДОО с родителями
Интерактивные формы работы с родителями, обеспечивающие социально-эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста
Опытно-поисковая работа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, посредством цикла родительских собраний с использованием интерактивных форм взаимодействия.
Вывод
Список литературы

Целью доклада является: рассказать о возможностях использования интерактивных формы взаимодействия сотрудников ДОО с родителями для социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста.
Задачи доклада:
Определить актуальность социально-эмоционального развития дошкольников.
Представить особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
Сообщить особенности общения детей дошкольного возраста
Охарактеризовать интерактивные формы и методы работы ДОО с родителями направленные на социально-эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста.
Познакомить с циклом родительских собраний с использованием интерактивных форм взаимодействия для социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста.
Проблема социально-эмоционального развития детей, сегодня становится особо актуальной, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.
Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий. В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других ученых, можно найти общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения.
Основная цель взаимодействия семьи и сотрудников дошкольной организации заключается в стимулировании позитивных факторов семейного и общественного воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния.
Дошкольный возраст – это период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший от 3 до 4 года, средний от 4 до 5 лет и старший от 5 до 7 лет (Психология развития; Словарь под.ред. Венгера А.Л.).
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения.
Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать.
Развитие общения с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно – ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, взаимопомощи, диалога.
При помощи интерактивных форм, можно заинтересовать большее количество родителей. Интерактивные формы наиболее интересны и увлекательны для родителей и педагогов ДОО.
Интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Интерактивные формы взаимодействия:
Семейные клубы
Дискуссия: круглый стол; симпозиум; дебаты
Интерактивная игра
Интерактивная игра  пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, позволяет участникам лучше, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.
Используя интерактивные формы работы с родителями для социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста. Родители могут представить себе, как бывает тяжело детям в общении со взрослыми, выражая свои эмоции, чувства к собеседнику. Рассмотренные методы и приемы работы с детьми, использованных на интерактивных формах с сотрудниками ДОО, родители могут воспользоваться в развитии своего ребенка и применять их в последующей деятельности
При социально – эмоциональном развитии целесообразно использовать интерактивные формы работы, родители могут использовать беседу и дискуссию, каждый родитель может высказать свою точку зрения. После проведения какой – либо формы можно прийти к общему выводу со всеми родителями и педагогами ДОО. При использовании таких форм многие родители будут более открыты во взаимодействии с педагогами и с другими родителями.
Для изучения социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста были подобраны такие методики как:
Методика ‏изучения ‏особенностей ‏использования ‏детьми ‏мимики ‏и ‏пантомимики ‏при ‏демонстрации ‏заданной ‏эмоции ‏(Л.П. ‏Стрелкова);
‏Методика ‏изучения ‏понимания детьми ‏эмоциональных ‏состояний ‏людей ‏и ‏своего ‏эмоционального ‏состояния ‏(Минаева ‏В.М.).
Схема наблюдения за поведением ребенка (Романов А. А.).
Анкета для родителей
Структурируются методики по компонентам социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста.
эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру,
умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других,
развитие социально - значимых навыков поведения в обществе.
В опытно-поисковой работе планируется разработка цикла родительских собраний с использованием интерактивных форм, будут использоваться интерактивные игры взаимодействия направленных на социально-эмоциональное развитие ребенка.
Взаимодействие с родителями воспитанников позволяет лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает взрослым глубже узнать желания и переживания детей, узнать особенности социально-эмоционального развития.
Список литературы:
Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008. – 124с.Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013.- 96с.Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 160с.Дошкольная педагогика С.А. Козлова Т.А. Куликова 12-е издание М.: Норма, 2011. - 416 с.Из опыта работы Добавил: Aron(28.04.2010)|Автор:Лукьяненко Ю.А.:http://srcnlsk.ru/publ/specam/opyt/osobennosti_ehmocionalnogo_razvitija_rebenka_doshkolnogo_vozrasta/2-1-0-1;Практикум по креативной терапии / Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. – СПб.: Речь, 2014.-391с.Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. – М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – 213с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.Эмоциональное развитие дошкольника / Под.ред. А.Д. Кошелевой. – [Текст] / Под.ред. А.С. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2007.-341с.