Культура речи. Культура общения
Дата сентябрь 2016
Класс 5 Предмет_____русский язык____________________
Урок № 3
Тема: ____ Культура речи. Культура общения________
Цель: Расширять знания о культуре речи, культуре общения
Задачи:
- совершенствовать речевую культуру учащихся;
- формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;
- воспитывать отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.
Методы и приёмы: Объяснительно-иллюстративный
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник 5-го класса, цитаты писателей, наглядные материалы, орфоэпический словарь.
Ход урока
Орг.момент
Проверка домашнего задания.
Опрос.
- Что такое речь?
- Какие формы речи вы знаете?
- Назовите преимущества устной и письменной речи.
- Что такое связная речь?
- Какие виды речи существуют?
- Что такое монолог, диалог, полилог?
- Что такое общение?
Актуализация новых знаний.
Изучение новой темы.
- Что, по-вашему, включает в себя понятие «Культура речи»?
– Для чего нужна культурная речь?
Изучение нового материала.
Культура речи —это владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».
Культура речи – это, прежде всего, духовная культура человека и уровень его общего развития, как личности; она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурных достояний человечества.
- Что нужно делать, чтобы совершенствовать свою речь?
Для того, чтобы речь была по-настоящему культурной, она должны быть не только правильной, но и богатой, что во многом зависит от знаний человека. Для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас новыми словами, читать произведения разных направлений.
Важно выделять для себя ключевые слова той или иной тематики, запоминать удачные и необычные высказывания и фразеологические обороты. (Фразеологизмы - устойчивые обороты в нашей речи, имеющие переносное значении). Но для того, чтобы наиболее верно использовать запас слов и выражений, необходимо постоянно развивать и устную речь, и письменную.
Для общения с другими людьми крайне важно поддерживать культуру речи, которая в данном случае заключается в вежливости, внимательности, в умении поддержать любой разговор и поддержать собеседника.
Именно культура речи делает общение более легким и свободным, ведь тогда появляется возможность высказать свое мнение, и при этом никого не обидеть и не задеть.
Уровень культуры речи частично отображает образ жизни человека, и в большей мере – образ жизни целых народов. И в наших силах и возможностях верно использовать духовное и культурное наследие речи, которая, несмотря ни на что, продолжает развиваться и обогащаться.
2. Импровизация.
- Сейчас я вам предложу 2 очень распространенные ситуации, в которые может попасть каждый из вас, а кто-то возможно и попадал.
1. Допустим, вы опоздали на урок, и он уже начался, к тому же произошла еще одна знакомая ситуация - забыли тетрадь. Ваши действия ...
Предположим, вам необходимо посетить районную библиотеку, а вы не знаете, где она находится. Поэтому вы спрашиваете прохожего незнакомого человека о том, как туда пройти....
Участники игры анализируют действия учащихся
- Таким образом, мы вспомнили еще раз слова вежливого обращения, а главный вывод заключается в том, что в нашем языке нет слов-обращений к незнакомому человеку. Для того, чтобы к нему обратиться, необходимо использовать слова-извинения для привлечения внимания: простите, пожалуйста, будьте добры, извините, будьте любезны и т.п. Ни в коем случае нельзя говорить «женщина», «мужчина».
3. Орфоэпическая разминка.
- Так как важнейшим качеством речевой культуры является грамотность, правильность произнесения слов, сейчас мы проверим, насколько вы правильно ставите ударения в словах (учитель читает предложения, ученики называют правильное произношение)
Очень жаль, что Вы редко балуете нас своими новыми ролями.
Наша компания заключила в этом году самое большое количество договоров.
В цирк постоянно звонят и интересуются выступлением африканских слонов.
Если включить в Вашу речь пословицы, поговорки, то она зазвучит ярче, станет образнее и красивее.
Я только мельком взглянул на этих людей и понял, что у нас нет ничего общего.
В магазин привезли свеклу нового урожая.
(баловАть, договОров, звонЯт, красИвее, мЕльком, свЁкла)
- Мы говорили о том, что украшает нашу речь, делает ее грамотной, выразительной, обогащает язык.
А теперь поговорим о том, что его засоряет, от каких явлений нам нужно избавляться?
- Жаргонизмы, сленг, ненормативная лексика, брань, нецензурные выражения, слова-паразиты.
Замените, пожалуйста, сленговые выражения в предложенных текстах стилистически нейтральными синонимами, литературными словами. (задания получает каждая группа)
- Да перестань тупить, ты не врубаешься. У меня сломалась тачка. Надо поставить ее на колеса
V. Повторение и закрепление. Культурная и грамотная речь – это речь правильная (нормированная), точная, логичная, уместная, выразительная, богатая (разнообразная).Вывод: От того, насколько грамотно человек говорит, как высока его культура общения, зависит впечатление, которое он производит на окружающих!
- Сегодня мы поговорили об очень важных, на мой взгляд, проблемах, еще раз постарались понять, как важна речевая культура в человеческом общении. И закончить мне бы хотелось всем известным, но не устаревающим призывом, который принадлежит И.С. Тургеневу «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»
VI. Домашнее задание.
Понаблюдайте за своей устной речью и определите, обладает ли ваша устная речь такими качествами, как чистота, богатство, выразительность, уместность. Сделайте вывод о том, над чем вам нужно работать, чтобы улучшить речь.