Урок по математике на тему Который час? Полдень и полночь(2 класс)


Урок математики
Тема: Который час? Полдень или полночь.
Класс: 2В класс.
Цели урока:
Учить определять время по часам;
Ввести понятия «полдень», «полночь»;
Развивать внимание и пространственное мышление.
Задачи урока:
Личностные УУД:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.
Определять, который час, в том числе используя муляжи часов.
Поиск и выделение необходимой информации (учебник, тетрадь, карточки)
Коммуникативные УУД:
Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Умение работать в парах, группах.
Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Регулятивные УУД:
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
ХОД УРОКА:
Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
Давайте поздороваемся с гостями – повернемся к ним лицом и улыбнемся.
Улыбнулись друг другу. Садитесь.
Устный счет.
Открываем тетради, подписываем число, классная работа. Сейчас мы с вами проведем математическую разминку. 2 человека работают у доски, все остальные в тетрадях.
Частное чисел 56 и 8, произведение чисел 6 и 9, 14:7, 8*8, второй множитель 9 первый множитель 4, делитель 3 делимое 27, увеличить число 7 в 6 раз, уменьши 30 в 5 раз.
Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените работу своего одноклассника: если работа выполнена без ошибок поставьте 5, если в работе допущена одна ошибка-4, если в работе допущены 2 ошибки-3, если больше 2 ошибок-2. Встаньте те, кто получил положительные оценки. Садитесь!
Давайте вспомним с вами. С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Сколько прошло времени? Солнечные часы и песочные часы) Постановка проблемы. Открытие нового:
Откройте учебник. Найдите тему сегодняшнего нашего урока. Кто нашел поднял руку. С какой темой мы сегодня будем знакомиться? (Который час? Полдень и полночь). Как вы думаете, о чем пойдет речь? А кто-нибудь уже знает, что такое полночь или полдень? Вот сегодня наша задача ответить с вами на эти вопросы в конце урока.
Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке мы будем определять время по часам и научимся пользоваться часами с циферблатом.
- Какие виды часов вы уже знаете? (механические, электрические, часы с кукушкой…(презентация))
2. Фронтальная работа.
Давайте найдем диалог Маши и Миши, и зачитаем его (учебник стр.112)
– Как называется короткая стрелка? (часовая)
– Как называется длинная стрелка? (минутная)
Мы сделали макеты часов, покажите мне часовую стрелку, минутную стрелку.
3. Задание 1.
– Который час показывают часы на рисунках? (1 час, 6 часов.)
- А что вы делаете в час? (учимся) А я в это время сплю. Как вы думаете, почему ответы у нас разные? (часы 2 раза в сутки показывают один час: час ночи и час дня)
4. Задание 2 (парная работа) Т. стр.53 №1
– Нарисуйте часы, которые показывают 3 часа. Проверьте в парах, правильно ли вы изобразили. Какой угол образуют часовая и минутная стрелка на вашем рисунке? (Прямой угол.)
– Когда еще часовая и минутная стрелки образуют прямой угол? Нарисуйте такое положение стрелок. Проверьте друг у друга.

3 часа 9 часов
– Какое время показывают часы?
Физкультминутка
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
5. Задание 3.
– Нарисуйте часы, которые показывают ровно 12 часов. Проверьте в парах друг у друга, правильно ли вы сделали. Один выходит к доске и показывает.
– Сколько раз в сутки часы показывают ровно 12 часов? (2 раза.)
12 часов дня – это полдень.
12 часов ночи – это полночь.
Что мы с вами делаем в полдень? А что в полночь?
6. Задание 4.
– Чем вы обычно занимаетесь в 2 часа дня?
– В 2 часа ночи?
– В 8 часов утра?
– В 8 часов вечера?
Сколько раз в сутки будут показывать часы 2 часа? (2 раза). А 8 часов? (тоже 2 раза). А почему именно 2 раза? (потому что в сутках 24 часа)
7. Задание 5.
– Покажите у себя на чисах, когда одни сутки сменяются другими.
– Как называется это время суток? (Полночь.)
8. Работа в группах.
А сейчас мы с вами поработаем в группах по 4 человека. Приготовьте муляжи своих часов.
Каждой группе будет дан текст, ваша задача правильно определить время.
В школе у Маши уроки начинаются в 9 часов утра. Через 5 часов все уроки у нее закончатся. Она собирается, идет домой и кушает, на это тратит 1 час. Через 2 часа у нее кружок по танцам. Покажите в котором часу у нее начинаются и заканчиваются уроки, в котором часу она придет домой и во сколько начинается у нее кружок по танцам. ( 9 часов, 2 часа, 3 часа, 5 часов)
В школе у Миши уроки начинаются в 9 часов утра. Через 4 часа все уроки у него закончатся. Он собирается, идет домой и кушает, на это тратит 1 час. Через 2 часа у него кружок по футболу. Покажите, в котором часу у него начинаются и заканчиваются уроки, в котором часу он придет домой и во сколько начинается у его кружок по футболу.(9 часов, 1 час, 2 часа, 4 часа)
Давай те проверим, что у нас получилось. 1 и 3 группа работала с первым текстом, а 2 и 4 группа работала со 2 текстом. Один из группы зачитывает текст (сначала про Машу, потом про Мишу). Идет проверка: один ученик из группы вешает свои часы на доску.
Молодцы!!! Хорошо поработали. А как вы думаете, что Маша и Миша будут делать в 7 часов вечера? Покажите это время у себя на часах. На что это похоже??? (распорядок дня) Где мы с этим уже встречались? (на уроке окружающего мира). Как вы думаете, важен ли для человека распорядок дня? Почему?
9. Задание 6.
– Сколько суток прошло, если часы четырежды показали ровно 12 часов? (Двое суток.)
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вот и подошел к концу наш урок. Закончите одну из фраз:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился….
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
Запись домашнего задания с комментарием ( Домашнее задание на повторение пройденного. Т. стр. 52 №4 или №5 и №3)
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали. Урок окончен.