Лекция по методики ознакомления с природой и основами экологии: Словесные методы
Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date:
Топ/ Группа/ Group: В – 12
Пән/ Предмет/ Subject: Методика ознакомления с природой и основами экологии
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Словесные методы
Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: лекция
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson: комбинированный
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
-білімдік / образовательная /educational: Формировать знания о многообразии методов и приёмов ознакомления детей с природой
-дамытушылық / развивающая / developing: Развивать логическое мышление, произвольное запоминание, творческое воображение
-тәрбиелік / воспитательная / bringing-u: Воспитывать интерес к будущей профессии
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: литература, презентация
Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Целевая установка
Работа со схемой «виды беседы»
Схема «Требования к вопросам воспитателя»
Схема «Подготовка вопитателя к беседе»
Памятка «Учимся задавать вопросы»
Работа со схемой «Требования к рассказу воспитателя»
Составить рассказ о природе с учетом основных требований к нему.
Схема «Цели использования природоведческой литературы»
Сделать подборку художественной литературы из представленных произведений по ознакомлению детей с трудом взрослых в природе, по ознакомлению детей с домашними и дикими животными, временами года.
Рефлексия
Объяснения домашнего задания
Ход занятия
I.Организационный момент. Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning Кто дежурный? Какое сегодня число?. Бүгiн нешесi? What date is it today? Кто сегодня отсутствует? Бүгін кім жоқ?
Даже если ты молчун,
Даже если бука,
Говори: "Good afternoon!"
Если встретишь друга.
Это днем, когда светло
И спешишь не очень.
А спешишь, скажи: "Hello!"
Как бы между прочим.
Вечер выдался плохой,
С ветром или с ливнем.
Все равно, придя домой,
Ты скажи: "Good evening!"
Посмотри: опять светло,
Синь на небосклоне.
Утро доброе пришло.
Говори: "Good morning!"
Good morningII. Проверка домашнего задания
Опрос
В чём состоит сущность наблюдения?
Чем объяснить использование наблюдений в разных возрастных группах?
Что такое моделирование?
В чем разница между наблюдением объектов природы и их моделированием?
Какие явления природы можно демонстрировать детям с помощью предметной модели?
Как изменится процесс ознакомления с природой, если использовать метод организации поисковой деятельности?
Какую роль в экологическом воспитании детей играют наглядные пособия?
Почему в работе по ознакомлению с природой используются произведения изобразительного искусства?
Что такое игровая обучающая ситуация?
Какое влияние оказывают игровые обучающие ситуации на экологическое воспитание?
Какие условия необходимы для использования ИОС с литературными героями?
Целевая установка.
Как вы думаете прочитав эти пословецы и поговорки о каком методе мы будем говорить?
Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь.
Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото.
Беседа найдёт соседа.
Доброе слово человеку - что дождь в засух
Правильно о словесном методе и его приемах.
При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
Тема: Словесные методы. Ауызша әдістер.
План:
Связь словесных методов с методами непосредственного ознакомления с природой
Беседы. Использование разных видов бесед при ознакомлении детей с природой (вводная, сопровождающая, итоговая).
Памятка «Учимся задавать вопросы»
Учимся задавать
вопросы
27305354965 Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Вопросы можно разделить на две большие группы:
1. Уточняющие. Например « Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными.
Сложные состоят из нескольких простых. (Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному?).
Простые вопросы:
«Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?») «Правда ли, что у тебя дома живет котенок?»). Восполняющие
Простые «Где можно построить нарисованный тобой дом?»
Сложные «Кто, когда и где может построить этот дом?»
3. Описательные вопросы: “Кто? Как? Что? Где? Когда?”.
4. Каузальные (кауза в переводе с древнегреческого – причина) вопросы: “Почему? Отчего?”.
5. Субъективные вопросы: “Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую?”
6. Воображаемые вопросы “ Что было бы, если? Что случилось бы если?”
7. Оценочные вопросы. “Что лучше? Что правильнее?”
К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований.
Роль рассказов об объектах и явлениях природы в обогащении уточнении и закреплении знаний детей.
Требования к рассказу воспитателя:
Составить рассказ о природе с учетом основных требований к нему.
Рассказ о ветре. На свете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий, теплый ветерок любит играть с занавесками на окне, шевелить листвой, сбрасывать шишки с сосен и приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. В конце лета ветер пахнет горячими колосьями, поспевающими фруктами. Люди очень радуются такому ветру, открывают настежь окна и двери. Ветер–гуляка летает по полям, лесам, ломает сучки, срывает с деревьев листву. Иногда он хулиганит: ломает деревья, сносит с домов крыши, может сорвать с головы шапку и бросить ее в лужу. Вы уже знаете, что ветер появляется тогда, когда встречается теплый и холодный воздух. Если один из них будет очень–очень холодным, а другой –очень–очень теплым, то получится быстрый и сильный ветер, который и можно назвать ураганом. Это будет настоящий вихрь, сметающий все на своем пути. Очень сильный вихрь называется смерч. Это воздушный столб, который очень быстро вертится. У него даже есть свой “хобот”, в который он втягивает все, что попадается на его пути. Вот такой же смерч и захватил домик Эли и перенес его в волшебную страну. Иногда смерч проносится очень быстро, а иногда носится по земле несколько часов. Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, несут беду, разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения. Но ученые со специальных спутников, самолетов следят за тем, куда движутся ураганы, чтобы предостеречь людей от надвигающей опасности.
Рассказ о воробье. Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».
Рассказ о ноябре. Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.
В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».
Чтение познавательной литературы о природе.
Сделать подборку художественной литературы из представленных произведений по ознакомлению детей с трудом взрослых в природе, по ознакомлению детей с домашними и дикими животными, временами года.
направление Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа
Труд взрослых в природе Ознакомление с дикими и домашними животными Времена года Средняя группа
К. Баянбаев «Дедушка»; М. Жаманбалинов «Весна и кукушка»; Г. Жумабаев «Майская песенка»; Д. Дуйсенбиев «Однажды у речки»; З. Александрова «Анютины глазки»; В. Вересаев «Братишка»; Л Квитко «Бабушкины руки»; А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке»; М. Зощенко «Показательный ребенок»; М. Горький «Воробьишко»; В. Осеева «Волшебная иголочка»; К.Толыбаев «Смеется солнце»; А. Дуйсенбиев «Лето»; К. Баянбаев «Земляника».
К. Ушинский «Ожидание весны»; Р. Гамзатов «Мой дедушка»; С. Калиев «Бабушка»; М. Алимбаев «Не обижайся»; А. Асылбеков «Весна»; Б. Абилов «Весенний наряд»; Е. Благинина «Посидим в тишине», «Не мешайте мне трудиться»; А. Оразакын «Пять братцев»; Л. Толстой «Мальчик стерег овец»; Е. Чарушин «Лисята»; А. Сопыбеков «Находчивый Асан»; С Сеитов «Дидар и кукла»; Д. Дуйсенбиев «Озорной мячик»; М. Алимбаев «Зимовье зверей»; Ж. Кашкинбаев «Март»; С. Маршак «Пожар»; Х. Талгаров «Весной».
О. Иманалиев «Зима»; А. Токмаганбетов «Дед мороз» (отрывок); М. Алимбаев «Зимовье зверей»; К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»; Я. Аким «Первый снег»; Э. Мошковская «Вежливое слово»; В. Бианки «Подкидыш», М. Пришвин «Журка»; М Алимбаев «Бабушка и внучка»; К. Баянбаев «Мама»; К. Ушинский «Умей обождать»; Б. Данабеков «Отзывчивый мальчик»; С. Калиева «Принесла машину мама»; С. Маршак «Усатый-полосатый»; С. Буранбаев, «Козленок»; Е Благинина, «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак, «Мяч»; А. Дуйсенбиев «Песня елочки».
М. Алимбаев, «Кто что любит»; К. Ахметов, «Золотое зерно»; В. Сутеев, «Кто сказал мяу»; С. Маршак, «Детки в клетке», «Усатый - полосатый»; И. Алтынсарин «Садовые деревья»; М. Турежанов «Что вкуснее?»; К. Ахметова «Золотое зерно»; Ю. Тувим «Овощи»; М. Алимбаев «Мои игрушки»; А. Егеубаев «Перелет птиц»; А. Пушкин «Месяц, месяц» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»); «Ветер по морю гуляет» (из «Сказки о царе Салтане»); А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» (в сокращении).
Вторая младшая группа
С. Касимов «Домашние животные»; К Ушинский «Васька»; Ч. Янчарский «В магазине игрушек» (из книги «Приключения мишки Ушастика»); Т. Молдагалиев «Листья»; М. Етекбаев «Скромная девочка»; С Кобеев «Старик и дети»; И. Мазнин «Простое слово»; М Жанаев «Белый заяц»; Ю. Тувим «Овощи»; К.Чуковский «Цыпленок»; М.Алимбаев «Летят, летят»; С Капутикян «Маша не плачет» (пер с армянского Т. Спендиаровой); О. Басекеева «Ежик»; Т.Волгина «Цыплята».
А. Копишев «Каток», С. Черный «На коньках», Е. Шынбатырова «В автобусе»; А. Барто «Девочка-ревушка»; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в приуду» (пер. с английского О. Образцовой); М Алимбаев «Рукавица»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; В. Жуковский «Котик и козлик», «Жил маленький мальчик»; Б. Заходер. «Волчок»; Н. Абрамцева. «Дождик»; Дуйсенбиев «Зимняя забота»; К. Чуковский «Елка», Н. Забила «Ясочкин садик»; А. Барто «Пес»; М. Алимбаев «Ковер-алаша»; Ж. Дружинина «Серьезное дело»; Н. Карбозин «Врач».М. Алимбаев «Мои игрушки»; Ж. Смагулов «Кукла»; Н. Павлова «Чьи башмачки»; Ж. Курманалиев «Плакса», «Герой»; М. Алимбаев «Ослик пляшет», «Рисунки»; Н. Некрасов «Перед дождем»; В. Павленко «Родина моя»; Е.Аукбеев «Спи, малыш»; Ф. Тютчев «Весна»; М Алимбаев «Привычки кота»; О. Высотская «В марте есть такой денек»; К. Баянбаев «Бабочка в апреле»; «Снегурочка» (обр. И. Карнауховой); «Жихарка» (обр. И. Карнауховой); «Коза-дереза» (обр. М. Серовой); Л.Н. Толстой «Птичка»; К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Е. Чарушин «Волчишко», «Томка», «Как Томка научился плавать».Н.Некрасов «Перед дождем»; Н. Калинина «Летом», А. Барто «Новая одежда», «Игрушки»; «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова); Петушок и бобовое зернышко» (обр. М. Серовой); «Лисичка-сестричка и серый волк» (обр. М. Булатова); Л.Н. Толстой «Котенок»; Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка не показался глупым»; М.Алимбаев «Ты, чей сын?»; Л.Толстой «Ты лучше всех»; М.Алимбаев «Радуга»; О. Высотская «Посмотрите, посмотрите»; Г. Цыферов. «Одинокий ослик», «Жил на свете слоненок»; С. Михалков. «Щенок», «Про котят», «Песенка друзей», «Про девочку, которая плохо кушала», «Упрямый лягушонок»; Б. Заходер «Кискино горе», «Ванька-встанька» (из сборника «Строители»); В. Берестов «Котофей», «Мишка, мишка», «Заиньки»; И. Токмакова «Поиграем», «Десять птичек - стайка», «Каша», «Ай да суп!»; Г. Лагздынь «Без мамы», «Почему грустит Егорка?», «Грохотало», «Светлячки».Старшая группа
Ибрай Алтынсарин «Чувство жалости сильнее боли»; Жанибек Карбозин «Алыча»; Мадыхат Турежанов «Сила жизни»; Лев Толстой «Птичка».
Стихотворения: Музафар Алимбаев «Мои игрушки»; Оразакын Аскаров «Наша собака»; Сергей Баруздин «Бревно».
Ибрай Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка»; Дукенбай Досжанов «Ардак, сын табунщика»; Мадыхат Турежанов «Теленок»; Константин Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Стихотворения: Музафар Алимбаев «Привычка кота»; Кабдыкарим Идрисов «На джайляу»; Кадыр Мурзалиев «Сам»; Сергей Есенин «Береза».
Мади Алимбетов «Солнце на ладони»; Мадыхат Турежанов «Помощь», «Белый козленок»; Утебай Турманжанов «Белый верблюжонок»; Эдуард Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»; Евгений Чарушин «Волчишко».
Стихотворения: Жараскан Абдирашев «Признание»; Ануарбек Дуйсембиев «Пропажа»; Жаркен Бодешев «Яблоко»; Расул Гамзатов «Мой дедушка»; Елена Благинина «Посидим в тишине».
Ибрай Алтынсарин «Клочок ваты»; Мадыхат Турежанов «Соловьи»; Эдуард Шим «Солнечная капля»; Виталий Бианки «Хвосты».
Стихотворения: Музафар Алимбаев «Уроки вежливости»; Косжан Мусрепов «Упрямая кошка»; Георгий Ладонщиков «Медведь проснулся»; Корней Чуковский «Айболит и воробей»
Использование стихов, загадок в ознакомлении детей с природой.
Рефлексия по теме
Как обосновать необходимость использования словесных методов в ознакомлении с природой?
Укажите важные свойства экологического рассказа
В каких дидактических целях используется беседа как метод ознакомления с природой?
Домашнее задание
Конспект лекции, С.А.Веретенникова Ознакомление дошкольников с природой М., П., 1973
Подобрать стихи и загадки о природе по темам (об овощах и фруктах, грибах, птицах, домашних и диких животных, о временах года, цветах)
Әдебиет/ Литература/ Literature:
С.А.Веретенникова Ознакомление дошкольников с природой М., П., 1973
С.Н.Николаева Методика экологического воспитания дошкольников М. Издательский центр «Академия» 2009
Т.А.Серебрякова Экологическое образование в дошкольном возрасте М. Издательский центр «Академия» 2006
Тема: Словесные методы.
План:
Связь словесных методов с методами непосредственного ознакомления с природой
Беседы. Использование разных видов бесед при ознакомлении детей с природой (вводная, сопровождающая, итоговая).
Роль рассказов об объектах и явлениях природы в обогащении уточнении и закреплении знаний детей.
Чтение познавательной литературы о природе.
Использование стихов, загадок в ознакомлении детей с природой.
1.Словесными методами решается ряд задач. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который постигается в процессе непосредственного общения с природой. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, сопровождать демонстрацию фильмов. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.
2.
Рассказ воспитателя. Основная цель – создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте, предмете природы.
Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности.
Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Речь должна быть понятной. Не следует загромождать рассказ лишней информацией, обилием деталей. Если соблюдать все эти требования, то можно использовать рассказ с младшей группы
Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.
Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10—15 мин.
Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.
3.
Беседа может быть использована педагогом с разными дидактическими целями:
Для создания интереса к предстоящей деятельности в природе
Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе
Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед:
Установочная (предварительная) беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, помогает вспомнить ту информацию о мире природы, которой они уже владеют, чтобы установить связь между имеющимся опытом и новыми знаниями
Эвристическая (сопровождающая) беседа направлена на установление причин различных явлений природы. Достигается это с помощью рассуждений детей, разрешения ими целой системы познавательных заданий (ребусы, кроссворды, загадки, речевые логические задачи). Основу такой беседы составляют знания, которые уже имеются у детей, достаточно прочно ими усвоены
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Такая беседа требует тщательной подготовки воспитателя, большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений о мире природы. Большое значение имеет демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, гербарии и т.д.)
Беседа —это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления. Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы. Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты. В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах —скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?». Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований.
Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми.
Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими.
В каждом вопросе должна содержаться одна мысль.
Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые.
Беседа – это диалог, поэтому важно подготовиться к беседе и самому воспитателю:
Продумать и спланировать систему вопросов, касающихся содержания обсуждаемого материала. Вопросы должны опираться на имеющиеся у детей знания, должны быть разной степени трудности
Определить и подобрать демонстрационный и раздаточный материал
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.Учимся задавать вопросы
Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Вопросы можно разделить на две большие группы:
1. Уточняющие. Например « Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными.
Сложные состоят из нескольких простых. (Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному?).
Простые вопросы:
«Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?») «Правда ли, что у тебя дома живет котенок?»). Восполняющие
Простые «Где можно построить нарисованный тобой дом?»
Сложные «Кто, когда и где может построить этот дом?»
3. Описательные вопросы: “Кто? Как? Что? Где? Когда?”.
4. Каузальные (кауза в переводе с древнегреческого – причина) вопросы: “Почему? Отчего?”.
5. Субъективные вопросы: “Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую?”
6. Воображаемые вопросы “ Что было бы, если? Что случилось бы если?”
7. Оценочные вопросы. “Что лучше? Что правильнее?”
4.
Чтение художественной литературы
В помощь воспитателю должна использоваться художественная литература для обогащения, расширения диапазона знаний, предлагаемых детям. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др.
Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями:
Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему.
Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы: Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.
Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание.
Использование малых форм фольклора в ознакомление с природой (стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы) и формировании экологических знаний Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы: Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.
1. Чтение текста с последующей схематизацией основных событий сюжета. Приём "Раскадровка".
Детям читается или рассказывается новая сказка. Затем предлагается нарисовать "мультик" - схематично изобразить в квадратиках - "кадрах" сюжетные события.
Это необходимо для того, чтобы помочь детям увидеть и понять логику сюжета на основе обобщённого восприятия. "Мультик" рисуется карандашом или фломастером одного цвета, изображения условные и схематичные.
Первые раскадровки делает сам воспитатель.
2. Констатация событий по схеме.
Перечисляя события, изображённые в каждом кадре, дети усваивают план пересказа. Так происходит обобщение сюжетных событий.
3. Называние каждого кадра предложением.
В отличие от констатации событий по схеме, здесь нужно логично, чётко, внятно обозначить главное событие. Это уже план в чистом виде.
Для закрепления знания последовательности сюжетных событий можно разрезать раскадровку на отдельные кадры и предложить детям разложить их в правильной последовательности.
4. Описание каждого кадра с достаточной степенью подробности.
Автор методики делает обычно это сразу после чтения сказки, но нам кажется, что с дошкольниками это лучше делать после раскадровки, учитывая наглядный характер детского мышления. Каждый кадрик рассматривается достаточно детально: дети рассказывают, как выглядит герой, что можно увидеть или услышать в лесу, где происходят события и т.д. это освобождает детское воображение, помогает "домыслить" то, о чём в тексте не сказано.
5. Анализ поступков, целей и характеров героев.
Любое событие в жизни или сказке имеет свои последствия и результаты. Это то, что мы называем причинно-следственными связями. На примере раскадровки сюжета эти связи становятся очевидными.
Причиной того или иного действия героя является цель. А цель - показатель характера. Таким образом, анализируя причинно-следственные связи между событиями в сказке, мы неизбежно выходим на анализ характеров героев. Рекомендуется делать это в следующей последовательности:
А) Выявление действий героя (что он сделал?). Б) Выявление целей героя (зачем он это сделал?) В) Определение черт характера героя, исходя из этих целей.
Пример: в сказке В.Бианки "Первая охота" Щенок отправляется охотиться на диких птиц и зверей. Действие - Щенок пошёл на охоту. Цели - просто для развлечения, без особой надобности, от скуки. Характер - глупый, несмышлёный, легкомысленный.
Раскадровка позволяет последовательно проанализировать все действия и цели героев сказки в их логичной последовательности. И выяснить, что у одного и того же героя проявляются порой не только различные, но и прямо противоположные черты характера. И судить о нём можно только после того, как проанализируешь действия и поступки до конца. И результатом такого анализа может стать вывод, что счастливый конец в сказках иногда бывает не потому, что герой умный, сильный и у него есть какие-либо преимущества. А просто оттого, что он симпатичен автору или читателю Примером тому служит Красная Шапочка и некоторые другие герои.
6. Составление пословиц на основе причинно-следственных связей, в которых заключается мораль сказки.
Пословицы составляются по трём основным опорам:
Действие - результат.
Цель - результат.
Характер - результат.
Примеры пословиц, заключающих в себе мораль русской народной сказки "Волк и семеро козлят":
Кто маленьких обижает, за то потом отвечает.
Кто детей одних оставляет, их потеряет.
Кто находчивость проявляет, своего добивается.
Кто послушным бывает, не пострадает.
Учимся задавать вопросы
Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Вопросы можно разделить на две большие группы:
1. Уточняющие. Например « Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными.
Сложные состоят из нескольких простых. (Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному?).
Простые вопросы:
«Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?») «Правда ли, что у тебя дома живет котенок?»). Восполняющие
Простые «Где можно построить нарисованный тобой дом?»
Сложные «Кто, когда и где может построить этот дом?»
3. Описательные вопросы: “Кто? Как? Что? Где? Когда?”.
4. Каузальные (кауза в переводе с древнегреческого – причина) вопросы: “Почему? Отчего?”.
5. Субъективные вопросы: “Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую?”
6. Воображаемые вопросы “ Что было бы, если? Что случилось бы если?”
7. Оценочные вопросы. “Что лучше? Что правильнее?”