Сборник текстов для проверки техники чтения в 1 классе






















Рассмотрено на методическом объединении начальных классов № 3 от 30.03.09г.































Сборник предназначен как пособие для учителей начальных классов при проверке техники чтения в первом классе.
Составитель:Макушева Лариса Александровна.

Пояснительная записка

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе. Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ. Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец Iполугодия. Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися. В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.


Нормы техники чтения
Обязательный уровень:


2 четверть-25 слов
3 четверть-30 слов
4 четверть-35 слов


Возможный уровень:


2 четверть-40 слов
3 четверть-45 слов
4 четверть-50 слов



























































1 уровень
Лиса и кролик.
Спросила лиса кролика:
-Зачем ты, кролик ,роешь узкие норы?
-Затем,чтобы ты, лисонька , не пришла ко мне в гости,-ответил кролик.
(24 слова)
Вопросы:
1.Кто беседует в сказке?
2.Зачем лиса может прийти к кролику?












У мамы рос сын Рома. Рос сынок, рос... и вырос. Стали Рому звать Роман. Прошли годы, и стал Роман учителем. Ученики зовут его Романом И-ва-но-ви-чем.
(25 слов)
Вопросы и задания:
1.Вспомни, как звали мальчика, когда он был маленьким. 2.Как звали Рому, когда он пошёл в школу? 3.Как стали звать Рому, когда он вырос? 4.Отметь в тексте имя одним крестиком (+), а отчество –двумя крестиками (++). 5.Как бы ты назвал мальчика ласковым именем? 6.Напечатай это имя ______________ . 7.Отметь в тексте слова, в которых при чтении ты сделал ошибку, вот так: ^. Перечитай их по слогам чётко и правильно. Ты исправил ошибки и прочитал правильно. МОЛОДЕЦ!





2 уровень
Егор и Трезор
Вышел бы Егор во двор, Только трусит ... У крыльца щенок Трезор, Вдруг укусит? Хочет в дом войти Трезор, Только видит: У окна сидит Егор, Вдруг обидит?
(29 слов)
Р. Куликова

Вопросы и задания:
1.Про кого мы прочитали в стихотворении? 2.Почему Егор трусит выйти во двор? Прочитай ответ в стихотворении. 3.Почему Трезор боится войти в дом? Прочитай ответ в стихотворении. 4. Какой совет бы дал Егору?5.Какой совет бы дал Трезору? 6.Если бы ты был поэтом, о чём ты написал бы в третьем четверостишии? 7.Как бы тогда ты назвал это новое стихотворение: «Обидели», «Друзья», «Враги» или ещё как-нибудь
Волк.
Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злой, голодный ходит волк, ищет добычу. К деревне подойдет...Где сторожа нет да запоры плохи-несдобровать овце.
(34 слова)
Вопросы:
1.О ком этот рассказ?
2.Зачем волк приходит в деревню?
3.Как живут звери в лесу зимой?








3 уровень
Стасик и Саша шли по лесу. Тут и там росли сосны и ели. –Смотри, Саша, какие шишки на ели! –И на сосне тоже шишки! Вышли малыши на опушку. На опушке рос куст. –А вот и орешник! И орешки спелые! –Сорви орешек! – просит Стасик Сашу. Очень вкусны лесные орешки!
(48 слов) Вопросы и задания:
1.Какие открытия сделали мальчики, гуляя по лесу? 2.Выбери и подчеркни слова, которые могут охарактеризовать друзей: ласковые, внимательные, смелые, наблюдательные, смешные, гордые, любознательные, умные, озорные. 3.Знаешь ли ты деревья, о которых ты прочитал в тексте? Составь рассказ о любимом дереве, используя предложения текста. 4.Придумай заголовок к рассказу.






В лесу живёт лиса. Там под деревом у неё глубокая нора. В теплой норе – лисята. Лисица не покидает их. Мать лижет им мордочки, хвостики, животики. Шерсть лисят всегда чистая и пушистая. Подросли лисятки. Настало время их к охоте приучать. Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то зайца... Сядет лиса в сторонку и следит, как лисята добычу ловить учатся.
(59 слов)
(По В.Чаплиной)
Вопросы и задания:
1.Отметь крестиком (+) название животного-мамы и двумя крестиками (++) название её детей. 2.Попробуй выбрать из текста предложения только про лису-мать. Прочитай эти предложения. 3.Какой показалась тебе лиса – доброй, злой, заботливой и т.д.? 4.Как ты понимаешь выражение: «Лисица не покидает их»? 5.Расскажи, чему стала учить мать своих лисят, когда они подросли? Объясни выражение: «лисята учатся ловить добычу». 6.Найди и прочитай предложение, в котором встретились два слова, отличающиеся только одной буквой.







1 уровень
Пришла весна, потекли ручьи. Дети взяли дощечки, сделали лодочку. Пустили они лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.
(32 слова)
(Л. Толстой)
Вопросы и задания
1.Из какого предложения ты узнал, что наступила весна? Прочти его. 2.Расскажи, как играли дети? 3.Какая беда приключилась с ребятами? 4.Какую беду хотел показать Л. Толстой – горькую, со слезами, или «беду» со смехом и радостью? Почему? Расскажи?








Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
(32 слова)
(Л. Толстой)
Вопросы и задания
1.Зачем старый человек сажал яблони? 2.Для кого он старался сделать добро? 3.Каким тебе представляется этот старый человек? 4.Какие слова самые главные в тексте? Почему? 5.Какие слова и чувства возникли в твоём сердце?








2 уровень

Почему тебя Медведем зовут?
–Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь. –Какой вопрос, стрекотуха? –Почему тебя Медведем зовут? Глухаря – понятно: он весь глухой. Зайца-беляка – понятно: он зимой белый, как снег. А вот Медведь – непонятно! –Бестолковая ты птица! Медведь – значит медоед. Мёд я ем, вот что.
(45 слов)
Н. Сладков
Вопросы и задания
1.Кто приставал к Медведю с вопросом? 2.Что это за птица – стрекотуха? Почему её так назвали? 3.Какие названия животных просты и понятны? 4.Почему медведя Медведем зовут?

Лоси
На поляну вышли лосиха с лосёнком. Гордый лось на-блю-дал за ними. Красивы и умны эти звери! Голодно и холодно им зимой. Пусто кругом. Ни листочка, ни травки – одна горькая кора. И вдруг – запах сена! На поляне стоит большая кормушка. Добрые руки егеря положили душистое сено в кормушку.
(48 слов) В. Карасёва
Вопросы и задания
1.Какую картину ты нарисовал бы к первой части текста? 2.Прочти отрывок из текста. Как живётся лосям зимой? 3.Почему лоси вышли на открытое место – на поляну? 4.Что за человек заботится о лесных животных и летом, и зимой? 5. Перечисли всю семью лосей. Кто из них самый большой и сильный? Запиши это слово. ____________________________



3 уровень
Брат и младшая сестра
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках. Моя бабушка поглядела и говорит: –Что же ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала! –Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше. И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ягоды ей в кузовок.
(58 слов)
(Э. Шим)
Вопросы и задания
1.Почему маленькая Варя приносила ягод больше, чем брат? 2.Как бабушка посмеивалась над Саней? Прочитай слова из текста. 3.Из каких строк видно, что Саня очень любит маленькую сестрёнку? Прочти эти предложения.



Маленьким – холодно
Встречаешь в лесу, в траве, ёлочку-малышку. У неё пожелтела маковка, пожелтели верхние лапки. Будто в огне обгорели. –Ёлочка, разве был тут пожар? –Не было. –А что же случилось? –Меня зимним морозом обожгло. –Тебя?! –Меня. –Да ты же северное дерево. Стойкое! Выносливое! Неужели ты мороза боишься? –Пока маленькая, боюсь.
(51 слово)
(Э.Шим)
Вопросы и задания
1.О чём подумал человек, когда увидел в траве ёлочку? 2.Как автор сумел показать, что ёлочка была очень маленькой? Прочитай в тексте. 3.Каким словом можно заменить слово маковка? 4.Что же произошло с ёлочкой? 5.Какой вывод мы можем сделать для себя? Что нам подсказывает заголовок текста?

















1 уровень
Светлана решала задачу, но задача не выходила. – Давай я решу тебе задачу, – сказал брат. – Нет, я сама решу, – ответила Светлана и решала дальше. – Дай я тебе помогу, – сказала мама. – Нет, я сама справлюсь! Девочка думала, считала, писала – и задача у неё вышла.
(С.Редозубов и др.) (42 слова)
Вопросы и задания:
1. Расскажи, как девочка решала задачу. 2. Кто предлагал Свете помощь, и почему она отказалась? 3. Почему Света смогла решить задачу сама? Подбери слова, чтобы рассказать, какая Света ученица.





Дождик
Дождик песенку поёт: Кап, кап... Только кто её поймёт – Кап, кап? Не поймём ни я, ни ты, Да зато поймут цветы, И весенняя листва, И зелёная трава... Лучше всех поймёт зерно: Прорастать Начнёт Оно!
(35 слов)
(Б.Заходер)
Вопросы м задания
1.Как ты думаешь, о каком дожде идёт речь:
–о летнем; –о весеннем; –об осеннем? 2.Попробуй доказать правильность выбранного тобой ответа: зачитай слова из стихотворения. 3.Приходилось ли тебе наблюдать дождик? Расскажи, какой это был дождь.
2 уровень
Котёнок
Грустно Веронике. Пропал любимый котёнок. Папа подарил ей смешного пу-шис-то-го котёнка. Вероника назвала его Пушок. Он был весь серый. Розовый носик всегда был в молоке. А ещё ему нравился клубок ниток. "Где клубок?" – ворчала бабушка. А теперь друг пропал! Однажды вечером Вероника открыла дверь. На пороге сидел мокрый и голодный Пушок. Беглец вернулся!
(53 слова)
Вопросы и задания:
1. Какой подарок сделал папа дочке? 2. Расскажи, какой был котёнок. 3. Прочти только те предложения, в которых говорится о пропаже любимого котёнка и его появлении. 4. Как в тексте называли котёнка? Запиши: __________________________________________________

Мышки
Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них чёрненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат.
Думают мышки , подпольные воровки, как бы сухарь в норку протащить.
Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель, Вася, недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостик вам помнёт, шубки вам порвёт.
(53 слова)
Вопросы:
1.Что хотели сделать Мышки?
2.Кто такой Вася?
3.Какие слова тебе подсказали, что Вася -это кот?




3 уровень
Родник и дети
Весна идёт! Из-под земли забил родничок. Он родился рано утром и сразу же припустился бежать с крутой горки. Его маленькие холодные ножки ловко пе-ре-пры-ги-ва-ли с камешка на камешек. И рос ручеёк тоже быстро. Со всех сторон к нему бежали его братья – роднички. Внизу роднички превратились в большой ручей. Тут-то ручеёк и повстречали дети. В руках у них были кораблики. Ловко запустили они свою фло-ти-ли-ю. До самой реки бежали дети рядом со своими парусниками. Солнышко заглядывало им в глаза, ветерок ласкал их щёки. Весна идёт! Вот радость-то!
(85 слов) Ю. Коваль
Вопросы и задания
1.Расскажи короткий рассказ с заголовком «Родничок родился». 2.«Получился отличный ручей!» Прочитай отрывок из рассказа к данному заголовку. 3.«Флотилия направляется к реке». К данной части рассказа нарисуй иллюстрацию. Опиши её.

Зеркальце
Девочка потеряла на лужайке зеркальце. Скакал мимо заяц. –Ой, – заверещал он, – мой портрет! Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула: –Это мой портрет! Спешил по делам ёжик. Взглянул искоса в зеркальце и хмыкнул: –Это мой портрет! Пролетала ворона. –Карр! – крикнула она. – Мой пор-ртрет! На шум прибежала лиса. –Ах, – пропела она, – какой красивый мой портрет! Притопал медведь. Глянул и заревел: –Мой портрет и больше ничей! Унёс зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену. Пришёл к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и удивился: – Эй, медведь, ты зачем мой портрет в своей берлоге повесил?
(98 слов)
(Л.Яхнин)


Вопросы м задания
1.Что тебе кажется смешным в поведении зверей? Постарайся перечислить их и никого не забыть. 2.Как ты думаешь: это русская народная сказка или современная сказка? 3.Вспомни сказки, где присутствовало зеркальце или вода, выполняющая роль зеркальца.












Содержание:

Пояснительная записка..3
Нормы техники чтения...4
1 полугодие 5-11
III четверть12-18
IV четверть19-26




Используемая литература:
1.Газета 1 сентября «Начальная школа»
2.Начальная школа 1 класс. Тесты. Дрофа Москва 2005 г.
3. Сборник текстов для изложений в начальных классах. В.И. Яковлева Москва «Просвещение»1972 г.
4.Интернет ресуры.











13PAGE 15


13PAGE 14115