Конспект урока по математике Свойства степень с натуральным показателем 
МОУ «Гимназия №7 г. Будённовска»
Технологическая карта урока
Предмет, класс Алгебра, 7 а  класс
Учитель Барабаш Лариса Васильевна
Тема урока Свойства степень с натуральным показателем 
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Цели и задачи  урока Образовательные: Создать условия для обобщения и систематизации знаний  и умений учащихся  по данной теме; показать значение степени и необходимость  изучать свойства степени, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями. Создать условия для применения знаний в знакомой и изменённой ситуациях, установить межпредметные связи.
Развивающие: Способствовать развитию умения применять свойства степени с натуральным показателем для решения различных по сложности задач, совершенствовать вычислительные навыки, умение выражать свои мысли на математическом языке, сознательно воспринимать учебный материал, развивать память, логическое мышление. 
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, самостоятельность при решении различных задач, инициативу и ответственность, умение формулировать выводы, анализировать сопоставлять, сравнивать.
Способствовать формированию УУД
УУД Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач; осуществлять самоконтроль и давать правильную самооценку процесса и результата деятельности; контроль и оценку процесса и результата товарищеской деятельности; формирование аккуратности и терпеливости.
Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; формирование способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; планирование учебного сотрудничества.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; планирование учебного сотрудничества.
Познавательные УУД: формирование умения обобщать, составлять алгоритм математических действий; моделировать; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логические цепи рассуждений; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. 
Межпредметные связи Русский язык, история, биология, информатика, физика.
Метапредметныесвязи: умение применять приемы обобщения, сравнения, выделения главного, перенос знаний и умений в новую ситуацию, развития математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти, формирование представления о значимости математики как науки;
Методы По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; 
Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично- поисковый.
Описание применяемых
образовательных технологий,
обоснование
их использования Материал урока ориентирован на расширение базового уровня знаний учащихся по математике, является предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с распространенными методами и нестандартными приемами решения заданий, проверить свои способности к математике.
Вопросы, рассматриваемые на уроке, не выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному разделу изучения свойств степени. Поэтому данный урок будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике.
Формы работы учащихся: Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Ресурсы урока Учебник и задачник «Алгебра, 7», А.Г.Полонский, В.Б.Мерзляк, М.С.Якир  компьютер, проектор, презентация, технологические карты для обучающихся с названиями этапов урока, таблицей самооценки, с заданиями для самостоятельной работы.
Организационная структура урока
№
этапа
урока Структура урока, цель этапа, время Деятельность учителя.
Задания. Деятельность ученика УУД
I
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. 
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу. 
4 мин
Слайд 1, 2
Добрый день, ребята. Я хотела бы начать наш урок с притчи. Однажды к учителю подошёл ученик, поймавший бабочку, и спросил: «Учитель, какая у меня в руках бабочка: живая или мёртвая?». Учитель, даже не взглянув на ученика, ответил: «Всё в твоих руках». Вот и наш урок сегодня в наших руках.
Ребята, настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте себя по голове, пожелайте себе мыслить ясно, вспоминать быстро и быть внимательными. Крепко обнимите и полюбите себя. Откройте глаза и повторяйте за мной
-Я очень хочу учиться!
-Я готов к успешной работе!
-Я замечательно работаю!
 Разгадайте анаграммы и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке: 
неавоснио - основание
лаокзпатье  – показатель
енспьте - степень
- Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим  изученный материал по теме: «Свойства степени с натуральным показателем». Запишите в тетрадях число и тему урока.
- У каждого из вас на парте есть технологическая карта урока. В ней отображены этапы вашей деятельности, даны задания для самостоятельной работы и таблица самооценки. За каждый вид деятельности вы поставите себе отметку. При подведении итогов ответите на вопросы, расположенные внизу. Подпишите ее. Разгадывают анаграммы. 
Записывают в тетрадях число и тему урока.
Рассматривают технологическую карту.
Подписывают карту. Познавательные: проявление интереса к материалу.
Коммуникативные:
планирование
 учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: организация своей деятельности на уроке.
Личностные:
концентрация внимания
II
Обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщить, систематизировать, проверить усвоение теоретического материала
7 мин
Слайд 2
1.  - Проверим ваши теоретические знания. 
- Что в выражении аn является основанием, показателем, степенью?
- Что называется степенью? 
- Какому множеству принадлежит n?
Слайд  3
2. Составьте формулы свойств степеней.
- Соедините линиями правую и левую части формулы.
(Левая часть формулы также написана на доске и слайде) 
- Сформулируйте свойства.
Слайд 4. Проверка
- Какие есть ограничения в значениях переменных? 
- Как поступить, если последнее ограничение не выполняется? 
Рассмотрим примеры:    57: 59; 
х10: х16
 Выставьте себе оценки за знание теоретического материала.  Отвечают на вопросы.
- а, n, аn.
- Произведение n-множителей, каждый из которых равен а.
Соединяют части формулы в технологической карте.
Формулируют свойства. 
( При делении 
а  ≠0,в ≠0, m>  n)
Ответ: 125; 1х6.
Самооценка Познавательные: формирование умения обобщать, использовать математические знаки и символы. Коммуникативные: умение ясно и четко доносить  свою точку зрения.
Регулятивные: управление своей деятельностью, самостоятельность.
Личностные: активность при решении задач, самооценка. 
III
Актуализация знаний
Цель: показать значение степени, необходимость знания свойств степеней и умение применять их на практике.
9 мин.
 Слайд 5
1) Устный счет
– Как вы думаете, свойства помогают в вычислениях? Надо их учить? Разберем примеры: 
1) 26∙ 24;             2) 711: 79 ;            3) (22)5;    
 4) 8100∙ 0,125100;     5) ( 7606766 ) ;   6) ( 637, 9: 91+ 179 )0 
- Какой вывод сделаем? 
Слайд 6
2) Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь». 
Слайд 7
- Давайте в этом убедимся еще раз. Назовите классы больше миллиарда. 
- Сколько нулей в септиллионе? (24)
- Пришлось бы нам долго их писать. А с помощью степени, как это запишем? (1024)
Слайд 8
- Приведите примеры, на каких уроках вам встречаются  степени и многозначные числа.
- Вот еще несколько примеров: 
Информатика: 1кБ = 210Б = 1024 байта
Физика: Вдавливая кнопку в доску, мы оказываем на нее давление 50 000 000 Па = 5 ∙ 107 Па 
Биология: Ежедневно наше тело выделяет от 100млрд до 100 трлн бактерий или от 1011 до 1014 бактерий.
География: Среднее расстояние от Земли до Солнца ≈ 150 млн км. 
Это 150 000 млн м = 1,5 ∙ 1011 м
Так записывают число в стандартном виде в системе СИ в справочниках. Стандартный вид числа мы будем изучать в 8 классе. 
- Кто из ученый первым ввел понятие степени числа? 
Слайд 9 Решают примеры устно.
1) 1024; 2) 49; 
3) 1024; 4) 1; 
5) 1 000 000; 6) 1.
- Свойства знать необходимо. Они помогают в вычислениях.
Отвечают:
Триллионы
Квадриллионы
Квинтиллионы
Секстиллионы…
Приводят примеры из информатики, 
физики,
биологии,
географии.
Отвечают:
Великий французский математик Рене Декарт Познавательные: познавательная активность, способность находить достоверную информацию, творческое мышление, находчивость.
Коммуникативные: умение понимать позицию другого, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.  
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение делать выводы.
IV
Контроль усвоения. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель: проверить усвоение полученных знаний и умений, обсудить допущенные ошибки.
7  мин
Слайд 10, 11 
1. Самостоятельная работа. Задания даны в технологических картах и на слайде. (2 части) Выполняют самостоятельную работу
Самопроверка
Самооценка
Выполнение задания на доске
Выставление дополнительных отметок Познавательные: выполнять действия по  алгоритму
Коммуникативные: желание выполнить лучше и быстрее одноклассников. 
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка
Личностные: трудолюбие, внимание, самостоятельность 
1 вариант
1) Выполните действия:        
x5∙ x8  =      
b13: b6 =
(c4)3 = 
a9∙a :a3 =
(n10)3∙n4=
2)Замените  *
b7  ∙  * = b13
p20 : * = p4
 * ∙  x5 = x9
(m3)* =m12
 * : k2 = k6
2  вариант
1) Выполните действия:        
x6∙ x7 =
b11: b7=
(c5)4 = 
a8∙a5 :a =
(n7)2∙n10=
2)Замените  *
b6  ∙  * = b14
p 9 : * = p4
 * ∙  x = x12
(m5)* =m15
 * : k3 = k7 2.Дополнительное задание. 
Вычислить:    82∙ 25     
                           43            
212 ∙ 310
    69   V
Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: показать, в каких задачах используются приобретенные знания и умения.
3 мин
5 мин
6 мин
Слайд 12
Тема нашего урока  очень актуальна, мы с ней будем встречаться  и на итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах. Поэтому сегодня мы покажем как умеем пользоваться свойствами степеней при алгебраических вычислениях
1.Задание на сравнение чисел.
- Расположите числа  (-12 )4;  (-1)101 ; 53; (- 0,3)3 ; 880  в порядке возрастания.
(-12 )4= 116 ; (-1)101= -1; 53= 125; (- 0,3)3= - 0,027; 880=1.
             -1;   - 0,027;    116 ;  1; 125.
Ответ: (-1)101 ; (- 0,3)3 ; (-12 )4;  880; 53. 
Слайд 13
2. Решение уравнений.
- Перед вами несколько уравнений. Начните с того уравнения, которое вам больше понравится. 
1) (х3)5 ∙ х8   =64;  3х3 = - 24;  (3х) 3 = 27
       ( х10)2
Слайд 14
3. Математический диктант.
- Сейчас мы решим «заморочки из бочки». Желающий выходит к доске,  выбирает номер задания и решает его, а остальные помогают ему.
1) Третью часть числа 2 возвести в четвертую степень.  ( 23 )4= 1681.
2) Число, обратное числу 0,7 возвести в квадрат.
    ( 107)2=  10049 = 2 249  .
3) Число, противоположное числу 10 возвести в седьмую степень. (-10) 7 = 10 000 000.
4) Минус один  в сотой степени уменьшить на 125     
   (-1)100- 125 =  -  255) Полу разность чисел 0,6 и 0,8 возвести в пятую степень.       
 ((0,6 – 0,8) : 2)5=(- 0,1)5= - 0,00001. Выполняют задание самостоятельно. Один на переносной доске. Проверяют.
Самооценка
Решают самостоятельно с последующей проверкой по доске
Самооценка
Выполняют задания и следят за правильностью их решения на доске
Самооценка
Познавательные: умение выбирать эффективные способы решения задач, способность составлять алгоритм действий, креативность мышления. 
Коммуникативные: разрешение конфликтных ситуаций, коррекция своего мнения.
Регулятивные: формирование способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.
Личностные: осуществлять самоконтроль и давать правильную самооценку процесса и результата деятельности.
 
VI
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Домашнее задание
4 мин
Слайд 15
1) Выставьте общую оценку за урок.
2) Запишите домашнее задание: §6,№62,63,64 стр.12 (д/м) 
 Ответьте в технологических картах на вопросы, подчеркнув нужные слова. 
- Понравился ли тебе урок?  (Да, нет, не очень)
- Урок для тебя был полезным? (Да, нет, хотелось большего)
-Доволен ли ты своими действиями? (Да, нет, не очень)
-Как ты оцениваешь свои знания по данной теме? (Отличные, хорошие, плохие, не достаточные)
В завершении выразите свое впечатление об уроке. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Выходя из класса, возьмите одну из них и прикрепите на лист ватмана. 
Если вы хорошо себя чувствовали на уроке, у вас все получилось, то прикрепите круг.
Если вы испытывали затруднения, волнение, то выберите квадрат.
Ну а если на уроке вам было неуютно, то прикрепите треугольник. Выставляют отметки за урок
Записывают домашнее задание
Рефлексия:
Отвечают на вопросы 
Познавательные: умение анализировать, делать выводы, самооценка. 
Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения, умение уважать мнение других. 
Личностные: адекватное понимание успеха/ неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Технологическая карта учащегося 7 а класса _______________________и задания для самостоятельной работы
Этапы урока
1) Организационный момент
2) Обобщение. Теоретическая часть
3) Самостоятельная работа
4) Практическая часть
5) Подведение итогов
Таблица самооценки
Вид деятель-
ности  Теорети-
ческая 
часть Самостоятельная работа
Дополни-
тельные
задания Практическая часть Итоговая оценка
1 2 1
сравнение 2
уравнения 3
м/д Теоретическая часть
 am∙ an=                           an  bn               Соедини линией левую и правую часть формулы
   am: an=                                     a mn 
  (am)n=                                            a m+n 
  (ab)n=                                              a m-n
     a0=                                                                                a                                    
    a1=                                             1  
Самостоятельная работа
1 вариант 2  вариант
1) Выполните 
действия:        
x5∙ x8  =      
b13: b6 =
(c4)3 = 
a9∙a :a3 =
(n10)3∙n4= 2)Замените  *
b7  ∙  * = b13
p20 : * = p4
 * ∙  x5 = x9
(m3)* =m12
 * : k2 = k6 1) Выполните 
действия:        
x6∙ x7 =
b11: b7=
(c5)4 = 
a8∙a5 :a =
(n7)2∙n10= 2)Замените  *
b6  ∙  * = b14
p 9 : * = p4
 * ∙  x = x12
(m5)* =m15
 * : k3 = k7
Подведение итогов
Ответь на вопросы, подчеркнув нужные, на твой взгляд слова.
- Понравился ли тебе урок?         (Да,   нет,     не очень)
- Урок для тебя был полезным? (Да,         нет,         хотелось большего)
- Доволен ли ты своими действиями? (Да,        нет,           не очень)
- Как ты оцениваешь свои знания по данной теме? (Отличные,    хорошие,     плохие,         не достаточные)