Конспект урока по русскому языку 32 класс на тему Общее представление о частях речи
2 класс Русский язык
Тема урока: общее представление о частях речи.
Цель урока: формировать у уч-ся общее представление о слове, как части речи, о делении слов по группам.
Задачи: развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас уч-ся, развивать навык работы в группах, внимание, память, воображение, навыки самопроверки, учить видеть красоту природы. Воспитывать чувство коллективизма, интерес к изучению предмета, бережного отношения к природе.
Ход урока
1.Орг. момент
- Внимание, девочки! Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки, разомкните пальчики!
Вот звенит снова школьный звонок,
Начинается новый урок!
2.Актуализация опорных знаний.
-Что я сейчас произнесла? (речь устная)
(слайд, на котором записаны предложения)
Звенит школьный звонок,
Начинается урок.
-А сейчас какая это речь? (письменная)
Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения из слов)
-слово-маленькая часть нашей речи и, чтобы научить вас писать каждое слово правильно, ученые разделили все слова на большие группы.
Существительное-«школа»,
«Просыпается»-глагол.
С прилагательным «веселый»
Новый школьный день пришел.
И сегодня нашу встречу
Открывают «части речи».
-Сегодня мы будем знакомиться с этими группами, узнаем, как они называются и что надо знать, чтобы определить к какой части речи относится слово.
3.Минутка чистописания
???
4.Работа по теме урока. Словарная работа.
-Ребята, нас зима порадовала в этом году хорошей погодой, вы катались на санках, коньках, играли в снежки. А сейчас давайте представим себя в зимнем лесу. (слайд)
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)
-Посмотрите как красив зимний лес. Мы видим молчаливый, неживой лес. Но так ли это?
Смотрите, кого мы видим в лесу? (слайд лисица, воробей, сорока, волк, медведь).
-Назовите словарные слова. Какое словарное слово –название живого предмета мы не сможем увидеть в лесу зимой, потому что он спит? (медведь)
(демонстрация слайда со словарными словами с пропущенными буквами)-л..сица, с..рока, в..р..бей, м..дведь. Записать слова, затем проверить по слайду.
-Какой вопрос мы задаем к этим словам? (Кто?) Кого мы относим к живым предметам? (людей, животных).
-Что вы еще видите в лесу?
-Деревья, снег, лес, шишки. На какой вопрос будут отвечать этим слова? (Что?)
Мы выделили слова, которые называют предметы. На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?)-Что вы можете сказать о лесе? Какой он? (сонный, густой..)-Какой снег?(белый, серебристый…)
Какие вопросы прозвучали, когда вы называли эти слова? (Какой? Какое?...)Что обозначают эти слова? (Признаки предмета)
5.Физминутка
Снега мы возьмем немножко,
Слепим мы снежки в ладошке.
Дружно ими побросались,
Наши ручки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
-Что мы делали на физминутке?
А теперь давайте подумаем, что будет делать лес, если подует ветер?
-Что называют эти слова? (Действия предметов) На какие вопросы они отвечают?
-Итак,ребята, мы разделили слова на 3 группы. Давайте подумаем по каким признакам. А поможет нам в этом учебник.
6.Работа по учебнику. Чтение сведений о языке.
На слайде появляется таблица:
Имена сущ. Имена прилаг. Глагол
Предметы Признаки предметов Действия предметов
Кто? Что? Какой? Какая? Какие? Что делает? Что
сделает?
Запись в тетради:
Деревья пушистые стоят
Снег белый блестит
Лес густой шумит
7.Работа в группах
Задание: выписать 1 группе имена сущ.,2 группе – имена прил., 3 группе – глаголы.
1 группа
Утром кот принес на лапках
Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
2 группа
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
3 группа
Поет зима, аукает,Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую седые облака.
8.Итог урока
-С какими частями речи вы познакомились на уроке?
-Что они обозначают?
-На какие вопросы отвечают?
9. Домашнее задание
с…. упр….
10.Рефлексия
Я узнал…
Мне было…
Я сегодня научился…