Проектная работа Умные пальчики



ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ДЮЙМОВОЧКА» ДЕТСКОГО САДА №4 «СКАЗКА» С.ЧЕКМАГУШ
«УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
ВОСПИТАТЕЛЬ СУЛТАНОВА Л.Ф.
«Источники способностей
и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Понимание родителями значимости и сущности своевременного развития кистевой моторики оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут в будущем сформировать навык письма.
Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.
Тип проекта
познавательно – исследовательский, игровой.
Участники проекта
воспитанники и родители воспитанников младшей группы «Дюймовочка», воспитатели
По продолжительности
средней продолжительности (октябрь - ноябрь 2015 г.)
Цель
развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй; формирование сенсомоторных способностей детей.
Задачи
1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
2. Способствовать развитию у детей мелкой моторики пальцев рук;
3. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук, обследовательские умения и навыки.
4. Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различии между предметами;
5. Стимулировать развитие активной речи;
6. Развивать мыслительные процессы, ощущение, восприятие, фантазию;
7. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.
Прогнозируемый результат
1. повышение уровня развития сенсомоторных способностей у детей;
2. дети имеют представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве;
3. проявление активности воспитанников при выполнении движений кистью и пальцами рук, при проговаривании стишков, песенок, потешек;
4. повышение интереса детей к играм;
5. серьёзное отношение родителей к развитию сенсомоторных способностей у детей;
6. поддержание эмоционально положительного климата в группе;
7. создание игрового уголка на развитие сенсомоторных способностей детей «Учимся играя».
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный (проектирование)
2. Технологический (реализация)
3. Заключительный (итоговый)
Образовательная деятельность
1. Образовательная деятельность
2. Образовательная деятельность в режиме дня
3. Образовательная деятельность
в процессе организации различных видов деятельности детей
4. Самостоятельная деятельность детей
5. Взаимодействие с семьями
Первый этап - подготовительный
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта
Задачи:
1. довести до участников проекта важность данной проблемы, создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности;
2. составить план мероприятий;
3. подобрать художественную, методическую литературу, игровой и дидактический материал для детей.
Второй этап - технологический
Цель : развитие сенсомоторных способностей у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.
ОО «Познавательное развитие »
«Комнатные цветы »
Цель: учить различать цвета на примере цветов ; составлять букет из бумажных цветов самостоятельно.
«Игрушки для Миши и Мишутки »
Цель: учить детей подбирать картинки на основании величины изображенного предмета; называть изображение, понимать сочетание слов, указывающих на величину изображённого предмета.
Наблюдения на прогулке
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Познавательно – исследовательская, продуктивная, конструктивная деятельность
Цель: развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста
«Дорожка для мишутки », «Стол и стул для матрёшек », «Заборчик для зайчика », «Скамеечка для куколки », «Горка для ребят », «Лесенка для лисички »
ОО «Речевое развитие»
Цель: развитие литературной речи; приобщение детей к словесному искусству; развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика : «Капуста », «Идёт коза – рогатая »,
«Стирка », «Семья », «Вышли пальчики гулять! », «Водичка, водичка! », «Мы готовим », «Мишка », «Уточка », «Овощи », «Травка – муравка », «Пальчики спят », «Строим дом », «Сорока – белобока», «Семейка », «Котик », «Часики », «Улитка », «Скачет зайка », «Ладушки, ладушки », «Мы делили апельсин »,
«Постираем бельё », «Маляр », «Наши уточки с утра », «Мышка»,
«Совушка – сова », «Руки в стороны », «Колобок », «Кораблик », «Считалка», «Дружные пальчики », «У меня пропали руки »,
«Села птичка на ладошку », «Пальчик – мальчик ».
Чтение потешек, песенок, стихов, прибауток: «Мишка косолапый », «Наша Таня », «Зайка », «Ай, лады, лады », «Кот на печку пошёл », «Доброе утро », «Мы – строители », «Кошкин дом » и др. ОО «Художественно – эстетическое развитие »
Лепка.
Цель: обогащать словарь детей и развивать мелкую моторику рук; развивать навыки различных приёмов лепки; формировать эмоционально – положительное отношение к процессу лепки. «Витамины в баночке », «Мяч для Тани », «Тарелка для каши », «Машина едет легковая », «Лечим чашку », «Заборчик для петушка », «Печенье для бычка », «Самолёт », «Пряники для мамочки », «Бабушкины пирожки »
Рисование.
Цель: развитие творческих способностей детей; знакомство детей с правилами пользования карандашами, кисточками, красками; воспитывать у детей интерес к рисованию «Ковёр из жёлтых листьев », «Волшебные пальчики », «Сшили Тане сарафан », «Лесенка », «Салют », «Зёрнышки для цыплят », «Платье в горошек », «Цветочек для мамы »ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Задачи: обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; формировать умения различать предметы по форме, цвету, величине; развивать память и внимание, речь детей; способствовать развитию у детей интереса к окружающему миру в процессе игр с игрушками, строительным материалом; развивать сенсомоторные способностей детей
1. Дидактические игры: «Собери матрёшку », «Собери пирамидку »,
«Цветные чашечки », «Теремок »
Цель: учить детей различать вверх и низ предметов и соотносить их по размеру «Геометрическое лото », «Подбери ключик и замочек », «Найди домик », «Цветные палочки », «Цветные прищепки », «Найди такой же предмет », «Одевание фигур на палочки » и др.
Цель: учить детей подбирать предметы по цвету, форме, величине. «Собери картинку », «Чей малыш? », «Подбери одежду » и др.
Цель: развитие чувственного опыта детей.
2. Игры со шнуровкой
Цель: развитие мелкой моторики рук. «Бусы для мамы », «Нанизывание предметов одинаковых по форме, но разных по цвету », «Нанизывание предметов разных по форме и цвету » и т. д.
3. Игры с мелкими и крупными предметами (пуговицами, крупами, камешками и т. д.)
Цель: формирование умения включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним «Поможем Золушке », «Найди сокровища », «Разложи пуговицы », «Разложи макароны », «Чудесный мешочек »
4. игры с настольным и напольным строительным материалом
Цель: развитие умения детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддержание желания строить что – то самостоятельно.
«Курочка и цыплята », «Сделай цветочек », «Разноцветные дорожки », «Построим дом », «Гараж для машины », «Теремок »
5. Сюжетно – ролевые игры
Цель : развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
формирование начальных навыков ролевого поведения
«Устроим кукле комнату », «Напоим куклу чаем », «Зайка заболел »,
«Оденем куклу на прогулку », «Цирк зверей », «Семья » и т. д.
Третий этап - итоговый
Проведение совместной образовательной деятельности «Путешествие с домовёнком Кузей »
Взаимодействие с родителями
1. Статьи: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»;«Что такое сенсорика и почему так важно её развивать? »; «Игры на развитие сенсомоторных способностей »
2. Консультация - практикум
«Значение сенсомоторных способностей в жизни ребёнка »
3. Создание вместе с родителями игрового уголка на развитие сенсомоторных способностей детей «Учимся играя »
Продукт проекта
Создание вместе с родителями игрового уголка на развитие сенсомоторных способностей детей «Учимся играя »
Результативность проекта:
1. у детей повысился уровень развития сенсомоторных способностей;
2. сформировались знания и представления о цвете, форме, величине предметов и положении их в пространстве;
3. дети проявляют активность при выполнении движений кистью и пальцами рук, при проговаривании стишков, песенок, потешек;
4. у детей повысился интерес к играм на развитие сенсомоторных способностей;
5. родители стали более серьёзно относиться к развитию сенсомоторных способностей у детей;
6. в группе создан благоприятный микроклимат.