Программа внеурочной деятельности Умные пальчики 
Программа курса внеурочной деятельности «Умные пальчики» (совершенствование речевой деятельности, развитие мелкой моторики)
Пояснительная записка
Движения пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, помогает, избавится от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания).
Ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка есть определенные проблемы? В помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке (см. книгу Е.Н. Потаповой «Радость познания». – М.: Просвещение, 1990). 
Дополнительный час занятий 1 раз в неделю по программе призван помочь начинающему школьнику. 
Цель обучения – совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с  текстом; развитие интереса к чтению и книге.
Задачи: 
способствовать развитию монологической и диалогической речи;
формированию коммуникативной компетенции учащихся; 
развитие внимания, памяти, мышления;
развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковых игр, штриховки;
учить проговаривать и запоминать пальчиковые игры; 
закреплять знания детей о временах года, пополнять знания детей о жизни животных, обогащать словарный запас детей;
воспитывать интерес к процессу работы, желание довести начатое дело до конца.
Содержание программы полностью соответствует целям и задачам учебной программы УМК «Планета знаний» по русскому языку, программа составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Государственных стандартов содержания начального образования II поколения. Содержание программы тесно связано с обучением грамоте, тематическое планирование курса «Умные пальчики» составлено с учетом тематического планирования по обучению грамоте УМК «Планета знаний» (авторы Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина) для 1 класса.
Виды деятельности на занятии: пальчиковая гимнастика, словарная работа, определение темы рисунка, составление рисунка и штриховка, составление устного описания по рисунку (по вопросам учителя), подведение итогов.     В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки).
Все занятия строятся по принципу от простого к сложному на основе интеграции нескольких предметов: обучения грамоте, изобразительной деятельности, окружающего мира, письма. 
Занятия проводятся 1 раз в неделю в классной комнате, программа рассчитана на 32 учебных часа. 
 Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), телевизор, DVD, диски с записями, доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности «Умные пальчики»
Личностными результатами изучения курса «Умные пальчики» являются понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем индивидуальной культуры человека; восприятие русского языка как явления национальной культуры; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка и литературного чтения.
Метапредметными результатами являются: 
регулятивные: планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, энциклопедиях и др.); находить, характеризовать, анализировать, сравнивать единицы языка: звук, буква, часть слова, слово, простое предложение; составление слов, предложений, текстов; строить речевое высказывание доступное для понимания слушателям;
коммуникативные: учитывать разные мнения, договариваться и приходить к единому решению; задавать вопросы, уточняя непонятое.
Предметными результатами являются: овладение начальными  представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, слово, простое предложение; способность контролировать свои действия.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: 
Стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития речи учащихся (тест на определение словарного запаса и уровня развития речи «Назови слова», тест на оценку словесно-логического мышления);
Текущий контроль: 
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; 
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль   в формах:
- иллюстрирование, выразительное чтение;
- участие в проектной деятельности.
Формы подведения итогов:
- занимательные упражнения (викторины, учебные ситуации, загадки, кроссворды, пословицы);
- индивидуальное моделирование и конструирование;
- подготовка и защита творческих работ.
Содержание программы «Умные пальчики»
1 класс (32 часа)
Речь. Предложение. Слово. Речь устная и письменная. Выделение из речи предложений. Предложение и слово. Составление предложений. Слова – названия предметов. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по значению, многозначные). Различение слова и предложения.  
Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слова. Установление числа и последовательности звуков в слове. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. 
Развитие речи. Развитие фонематического слуха. Упражнения по отработке четкости произнесения слов. Составление предложений по рисункам. Составление рассказов по картинкам. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при его самостоятельном чтении. Устные ответы на вопросы учителя.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение альбома и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма. Развития глазомера и мелких мышц пальцев (бордюры, штриховки и др.).
Тематический план (32 часа, 1 час в неделю)
№
Дата план.
Дата факт.
Тема
Часы
Тема обучения грамоте
Тема по развитию речи
Формы занятия
1
Лето	
1
Составление текста	
Развитие мышления, устное сочинение
Беседа, устное сочинение детей
2
Репка, Колобок	
1
Русские народные сказки	
Составление пересказа
Практическое занятие с элементами игры
3
Лес	
1
Звуки гласные и согласные	
Лексика и словообразование
Экскурсия
4
Цветы на клумбе	
1
Буквы а и о	
Дифференциация звуков, 
составление словосочетаний
Урок-наблюдение
5
Транспорт	
1
Буква м	
Лексика по теме, словообразование
Практическое занятие с элементами игры
6
Порядок 	
1
Буква н	
Предлог на
Работа в парах
7
Краски
1
Буква р	
Цвета и оттенки	
Работа в малых группах
8
Лягушата	
1
Буква л	
Звук [л]. Автоматизация звука
Работа со справочной литературой
9
Шары	
1
Буква ы	
Образование множественного числа
Работа в парах
10
Паук и Муха	
1
Буква п	
Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек
Практическое занятие с элементами игры
11
Бабочка	
1
Буквы б – п	
Сочинение-описание
Сочинение-описание
12
Виноград	
1
Буква в	
Использование предлогов, лексика
Практическое занятие с элементами игры
13
Фонтан и вода	
1
Буквы ф – в	
Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
14
Кактусы	
1
Буквы к и т	
Решение логической задачи, 
аргументация
Практическое занятие с элементами игры
15
Роботы	
1
Буквы д – т	
Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
16
Жук	
1
Буква ж	
Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
17
Шмель	
1
Звук ш	
Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
18
Самолет	
1
Буква с	
Звук [с]. Лексика
Работа со справочной литературой
19
Снеговик	
1
Буквы з – с	
Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
20
Елка	
1
Буква е	
Составление пересказа
Составление пересказа (практическое занятие)
21
Клюква 	
1
Буква ю	
Составление пересказа
Составление пересказа (практическое занятие)
22
Интонация. Ягоды и львенок
1
Буква я	
Развитие мышления,   устное сочинение
Беседа, устное сочинение
23
День	
1
Мягкие согласные звуки	
Развитие мышления, устное сочинение
Беседа, устное сочинение
24
Цыпленок	
1
Буква ц	
Составление пересказа
Составление пересказа
25
Черепаха	
1
Буква ч	
Развитие мышления, 
Викторина
26
Щенок и щетка	
1
Буква щ	
Развитие мышления, устное сочинение
Устное сочинение
27
Часы	
1
Дифференциация звуков
 ц – ч	
Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
28
Мыши	
1
Дифференциация  звуков с – ш	
Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией
Практическое занятие с элементами игры
29
Кухня. Игровой материал
1
Предметы	
Лексика по теме, словообразование
Практическое занятие с элементами игры
30
Листья.  Времена года	
1
Признаки предметов	
Лексика по теме, словообразование
Урок-экскурсия с привлечением родителей
31
Камень и львенок	
1
Действия предметов	
Развитие мышления, устное сочинение
Игра
32
Космос, ракета	
1
Составление текста из предложений	
Развитие мышления, устное сочинение
Викторина, игра 
Список литературных источников
Список литературы для учителя
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2009.
Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок./Для начальной школы /  – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2010.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.
Новичихин Е.Г. 50 упражнений для развития речи, памяти, воображения и смекалки: Для начальной школы. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. 
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2011.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2009.
Список литературы для обучающихся
Андрианова Т. М. Букварь. – М., АСТ, Астрель, 2011.
Андрианова Т. М. Спутник Букварядля читающих детей. - М., АСТ, Астрель, 2011.
13PAGE  15
13PAGE  14515
Заголовок 215