Рабочая программа внеурочной деятельности Умные пальчики


«УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Пояснительная записка
Направленность:
Данная программа является программой художественно-творческой направленности, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – кратковременной (1 год обучения).
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях, строениях формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого воспитания и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность личности творчески реализоваться.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству; развитие эстетической отзывчивости; формирование творческой и созидающей личности; социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Воспитательная: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество,
Художественно-творческая: способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей;
Техническая: освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства.
Занятия по данной программе способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Возраст обучающихся: 7-8 лет.
Принципы построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников; осуществляется дифференцированный подход, учитывается одарённость воспитанника, возраст, эмоциональное состояние.
Основные дидактические принципы программы:
Доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Формы занятий:
Предполагается сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы на занятиях.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающимся свободы в выборе тем и способов работы;
В каждом занятии предусматривается исполнительский и творческий компонент;
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу; 34 занятия в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не только его талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
Календарно-тематический план:
№ занятия Дата Тема занятия
Краски осени. Красота природы. Рисование на тему «Багряные листья».
Куда падает свет? Где прячется тень? Натюрморт «Чашка с блюдцем» (карандаш).
Откуда берутся цвета? Основные цвета. Правила смешивания цветов. Рисунок «Радуга».
Города-герои и города Воинской Славы. Рисование на тему «Мой любимый город» (ко Дню Города).
«Спасибо, учитель!» Аппликация из цветной бумаги «Букет».
«Спасибо, учитель!» Аппликация из цветной бумаги «Букет» (завершение работы, оформление паспарту).
«Руки, ноги, огуречик». Пропорции фигуры человека. Схематическое изображение фигуры человека.
«Руки, ноги, огуречик». Пропорции фигуры человека. Изображение фигуры человека в движении.
«Кем я стану, когда вырасту». Рисование человека какой-либо профессии.
Что такое дружба? День народного единства. Рисунок на тему «Мои друзья и я» (цветные карандаши).
День Матери. Рисунок на тему «Портрет моей мамочки» (цветные карандаши).
Рисование акварелью на мокрой бумаге. Рисунок на тему «Облака, белогривые лошадки».
Рисование акварелью на мокрой бумаге. Рисунок на тему «Море, море, мир бездонный».
Рисование акварелью на мокрой бумаге. Рисунок на тему «В старом парке».
Мастерская Деда Мороза. Гирлянды из цветной бумаги.
Мастерская Деда Мороза. Фонарики из цветной бумаги.
Рождественские фантазии, Коляда. Изготовление декоративных шаров (воздушные шары, нитки, клей).
Рождественские фантазии, Коляда. Изготовление декоративных шаров (воздушные шары, нитки, клей).
Рисунок на тему «Зимняя сказка» (акварель).
Здоровое питание. Натюрморт «Овощи» (гуашь).
Здоровое питание. Натюрморт «Фрукты» (гуашь).
Здоровый образ жизни. Виды спорта. Рисунок на тему «О спорт, ты – мир!»
Аппликация из цветной бумаги «8 марта».
Поздравительная открытка. История создания. Принципы оформления. Скрапбукинг.
Изготовление поздравительной открытки к торжеству.
Изготовление поздравительной открытки к торжеству.
День Земли. Рисование деревьев (акварель).
День Земли. Рисование птиц (акварель).
День Земли. Пейзаж (цветные карандаши).
Весенняя капель. Рисунок на свободную тему (техника – по выбору).
Символы Победы. Рисунок на тему «Подвиг».
«Растяжка» (один цвет, гуашь).
«Цветик-семицветик» (гуашь; «растяжка»).
Рисунок или аппликация на тему «Скоро лето!» (техника – по выбору)