Воспитательная система класса (1-4) «Познавая себя»
Средняя общеобразовательная школа №45 г. Рязани
Воспитательная система класса (1-4)
«Познавая себя»
Подготовила: учитель начальных классов
Панкина Л.А.
Рязань 2016 г.
Воспитательная система класса (1-4)
«Познавая себя»
Мы учимся у тех, кого любим.
И.В.ГётеНа сегодняшний день в сфере образования уделяется все больше внимания организации воспитательной работы школы. Задача учителей - не просто научить, но еще и развить личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению; воспитать успешного человека, законопослушного гражданина, занимающего активную позицию в обществе.
Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка.
Воспитательная система – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Образ выпускника 4 класса: это человек, способный творчески решать жизненные задачи, желающий продолжать образование и уверенный в том, что окружающие люди его ценят и поддерживают.
Цель воспитательной системы «Познавая себя»: содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самовыражению.
Основные направления воспитательной работы:
здоровье
семья
интеллект
нравственность
гражданско-патриотическое воспитание
досуг
Задачи:
изучить, поддержать и развивать потребности, интересы, способности каждого ребенка;
создать комфортные условия для самореализации учащихся;
сформировать классный коллектив, дружеское общение между учащимися, основанное на взаимоуважении, взаимопомощи;
вовлечь родителей в жизнь класса и школы;
определение эффективность учебно-воспитательного процесса.
воспитывать доброго отношения к жизни, умение находить в ней радость и желание творить добро;
формировать нравственное отношение ребёнка к труду, природе;
формирование здорового образа жизни;
воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края и города;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
воспитание учеников в духе уважения прав человека, гражданственности, патриотизма, личного достоинства.
Средства реализации воспитательной системы «Познавая себя»:
1. Составление карты интересов и увлечений учащихся.
2. Мастерская общения, классные часы.
3. Классные и школьные мероприятия.
4.Устные и письменные сочинения на тему: «Первый раз в первый класс», «Моя школа», «Я люблю школу, потому что…», «Нашей школе - 50», «Край родной», «На родине С.А. Есенина», «Наши знаменитые земляки», «Улицы Рязани»…
5.Совместные мероприятия с родителями учащихся.
6.Анкетирование, опросы.
7. Тесты.
8.Экскурсии, походы, поездки.
9. Коллективная творческая деятельность.
Основным творческим проектом всех воспитательной системы, рассчитанной на 4 года, является «Мир новых знаний». В конце каждого учебного года учащиеся выбирают интересную им тему и проводят самостоятельное исследование. Представляют свой индивидуальный или групповой проект через презентацию.
Что я делаю, чтобы достичь поставленной цели?
1. Повышаю собственную квалификацию, изучаю новые методики, системы, подходы и т.д. Работа с людьми, особенно с детьми, подразумевает непрерывное саморазвитие для педагога, ведь мир вокруг меняется, меняемся мы, а значит, постоянно меняются и дети.
2. Сотрудничаю с родителями учащихся моего класса.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя
могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.СухомлинскийРодители участвуют в творческих проектах класса, помогают в подготовке и проведении мероприятий классных и внеклассных. Я награждаю почетными грамотами и благодарностями родителей за активность, помощь ребенку и мне. В ходе общения с родителями делаю опору на лучшее в ребенке.
3. Сотрудничаю с учителями предметниками, школьным психологом, руководителями кружков и секций. Это общение помогает увидеть ребенка в полном свете.
4. Провожу классные часы.
5. Занимаюсь проектной деятельностью с учениками.
6. Стимулирую исследовательскую деятельность учащихся.
7. Веду диалог с учениками. Даже прощаясь с учащимися в конце дня, каждый учитель напоминает: «Осторожно переходите через дорогу!».
8. Работаю над формированием детского коллектива.
9. Поддерживаю мотивацию к учению.
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи
Формы работы Задачи работы Способы реализации
Коллективная Согласовать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей.
Объединить коллектив родителей.
Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей.
Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей.
Организовать родительский патруль в микрорайоне школы. Родительские собрания.
Организация и проведение праздников и классных мероприятий.
Совместная трудовая деятельность.
Участие в творческих делах класса.
Анкетирования.
Дни открытых дверей.
Работа родительского комитета.
Групповые и индивидуальные консультации.
Беседы.
Совместные праздники.
Совместные походы.
Посещение семей классным руководителем.
Ведение родительских дневников, Летописи класса.
Групповая Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
Привлекать родителей к досуговой деятельности учеников.
Индивидуальная Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.
Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей их ребёнка.
Направления в работе с родителями
Основные направления Темы для бесед Срок
Индивидуальная работа Организация учебной и досуговой деятельности ребёнка.
Деятельность ребенка в коллективе.
Требования к орфографическому режиму ведения тетрадей.
Воспитание здорового ребенка.
Приемы запоминания.
Опасность пиротехники.
Соблюдение ПДД
Культура поведения.
Успеваемость.
«Жизнь ребенка и его успехи в школе». в течение года
Вовлечение родителей в подготовку и проведение внеклассных мероприятий в течение года
Вовлечение родителей в творческую, проектную и исследовательскую деятельность младших школьников. в течение года
Участие родителей в выпуске стенгазет, оформлении «Летописи» класса, портфолио учащихся, классных кабинетов. в течение года
Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня, выполнения домашнего задания, изучения семьи ребенка. в течение года
Участие родителей в благоустройстве и озеленении клумб на территории школы; ремонте, уборке помещений, заклеивании окон .в течение года
Подготовка и вручение благодарственных писем родителям. в конце года
Организация взаимодействия классного руководителя и детей
Ученики начальной школы, как никто другой, находятся в постоянном контакте с классным руководителем, который ещё и является их учителем. Такое тесное сотрудничество обязывает классного руководителя строить процесс воспитания в целом очень чётко, грамотно, продуманно.
Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен чутко прислушиваться к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
Принцип деятельности. Младшие школьники - это учащиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т. д., поэтому классный руководитель должен предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия.
Принцип свободы участий. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении учащимся возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела.
Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Педагогу самому необходимо чествовать в мероприятиях. Это положительно сказывается на отношениях учащихся с классным руководителем.
Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два способа сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка внеклассной работе и по достоинству ее оценивать. Если ученик видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается, то в последующем он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Классному руководителю при организации процесса воспитания младшего школьника нужно также выполнять следующие условия:
Во-первых, формировать базовую культуру личности, культуру ребёнка: нравственную и экологическую, художественную и физическую, культуру семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо постоянно расширять кругозор детей.
Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.
В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.
В-пятых, воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников \по Дереклеевой Н. И.\ (известный автор пособий для классных руководителей)
Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и ребенка.
Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации. Учащимся необходимы формулировки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли..., нам необходимо...» и т. д.
Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком - основа обратной связи.
Правило 4. С первых дней существование детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и. будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
Правиле 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками .Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить об этом прямо при этом остерегаться расточать похвалу.
Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям, свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.
Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.
Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.
Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.
Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, он тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.
Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень-
Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».