Познавая природу, познай себя
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОЬРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35
Познавая природу, познай себя
(Организация внеурочной деятельности обучающихся: от возможностей к обязанности).
Работа учителя русского языка и литературы
Типтюх Натальи Александровны
МБОУ СОШ №35 г. Краснодар, Россия
Какие дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они
путем правильного воспитания сделались хорошими – это
в нашей власти.
Плутарх
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом легким Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания»,- писал К.Д. Ушинский
Действительно, дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства.
Воспитание - процесс комплексный. Это единство задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Мы должны помочь школьнику найти в нашем сложном и многообразном мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой. Передо мной, как перед классным руководителем и учителем русского языка и литературы, стоит задача: максимально развить каждого ребенка, сохранив его неповторимость; раскрыть его потенциальные таланты и создать условия для духовного, умственного и физического совершенствования. Поэтому в своей работе, использую следующие образовательные технологии: развивающие, информационно- коммуникативные, здоровьесберегающие, проектные, исследовательские, личностно-ориентированные, активизирующие и др. Внеклассную работу организую таким образом, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребность, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Выбирая направления, по которым будет работать класс в течение года, учитываю:
- потребности каждого ученика и возможности их удовлетворения;
- потенциал ученика и возможности его реализации.
Готовя какие-либо мероприятия, никогда не делю ребят на «сильных и слабых»: «Не боги горшки обжигают. И вы справитесь ». Провожу разнообразные классные и общешкольные тематические и развлекательные мероприятия. Особое внимание уделяю праздникам, посвященным Дню семьи, Дню вывода Советских войск из Афганистана. Традицией нашего класса стало проведение Новогодних утренников для учащихся начальной школы. Для ребят это целое событие. Они уже в сентябре предлагают помощь в написании сценария, а в ноябре готовы к репетициям. Для каждого находится дело по душе. Одни принимают участие в спектакле, другие мастерят декорации. Есть у нас и музыкальные редакторы, и оформители сцены. А как интересно проходят репетиции! Это же не урок, здесь можно и пошалить, и «поюморить»! Но, несмотря на внешнюю легкость и веселость, ребята серьезно подходят к решению поставленной задачи.
Спектакли, концерты, КВН, всевозможные внеклассные мероприятия, несомненно, помогают в некоторой степени раскрыться и самоутвердиться ребенку. Но, как я говорила ранее, воспитание – это процесс комплексный. Новая реальность ставит перед классным руководителем и новые задачи: формирование пытливого, творчески мыслящего человека, способного жить полной жизнью, добиваться успеха, постоянно самосовершенствуясь, самостоятельно решать проблемы, проявляя изобретательность и самообладание в экстремальных ситуациях и ситуациях выбора; познание себя через природу.
Вот это познание я со своим классом и начала с однодневных путешествий по нашему красивейшему Краснодарскому краю. Мы были на Гебиусских водопадах, в Гуамском ущелье, отдыхали на Черном море, а прошлой зимой плавно опускающиеся снежинки не мешали нам нежиться в ласковых водах горячих источников.
Три года назад мы отважились принять участие в многодневных некатегорийных походах. Первый наш поход проходил в Туапсинском районе. Несмотря на плохую погоду, сопровождавшую нас все семь дней, усталость и, главное, отсутствие опыта мы с ребятами получили колоссальный заряд эмоций и удовольствие. Под проливным дождем переправлялись через бурные горные реки, покоряли горы Индюк и Индюшку. В город я привезла абсолютно других детей, в переносном, конечно, смысле. Почему же это произошло? Почему семь дней экстремальной обстановки сделали то, что не смогли сделать годы работы?
Каждому походу предшествует огромная подготовительная работа: нужно закупить продукты, проверить снаряжение, распределить обязанности. И все это я делаю вместе с ребятами. Вместе составляем меню, выбираем тушенку, колбасы и, конечно же, сладости. Мало закупить продукты, надо их еще и правильно распределить на все время похода.
А пробовали ли вы когда-нибудь упаковать рюкзак? У нас с первого раза не получилось, но уже через несколько дней мы овладели этим мастерством, ведь никому не хочется тащить лишний груз.
Еще в школе, учитывая их интересы, распределяем обязанности, выбираем фотографа, санитарку, поваров, завхозов. Ребята с удовольствием принимают в этом участие.
Наконец-то испытания начинаются, Вот когда выходят наружу наши слабости и раскрываются характеры. Первый день пути всегда очень тяжелый, ведь в течение года мы, в основном, вели пассивный образ жизни, а тут такие нагрузки. Очень интересно наблюдать за детьми: кто-то, ощущая в себе силы, бежит вперед, а кто-то ждет отстающих, помогает им идти; одни выплескивают свои эмоции наружу, другие скрывают все в себе. Один из моих мальчишек несколько километров нес два рюкзака, потому что у девочки больше не было сил идти. Удивительно, что в последние дни пути уже никто не бежал вперед, оставляя отстающих, а, наоборот, все помогали преодолевать слабым трудные участки пути. За это время ребята стали сплоченнее, дружнее, внимательнее друг к другу. Они научились ценить помощь и оказывать ее другим.
Семь дней мы находились в неком социальном вакууме, несмотря на то, что с нами было много групп из других школ. Не было городского шума и суеты, компьютеров и телевизоров, сотовая связь брала не везде; не было рядом мамы и бабушки, которые всегда вовремя приготовят и накормят. Готовить приходилось самим. А для этого сначала нужно разжечь костер, что в сырую погоду ох какое нелегкое дело! Дрова сгорают быстро, поэтому всегда должен быть запас. Но у нас с этим проблем не было. Назначались дежурные, которые собирали дрова, приносили воду, а утром вставали раньше всех, чтобы приготовить завтрак и позже признавались, что вкуснее еды никогда не ели. И это не удивительно, ведь готовили-то сами. Некоторые делали это впервые. Появились у нас и любимые блюда: рис с изюмом и курагой, кисель. В общем, отсутствием аппетита моя команда не страдала.
Я не случайно употребила слово «команда», мы стали единой, дружной, сплоченной командой, которая днем преодолевает трудности, наслаждаясь красотами окружающей природы, а вечером отдыхает у костра, имеющего удивительную способность снимать усталость, располагать к душевным разговорам и песням под гитару. Над тобой звездное небо, которое, казалось, можно достать рукой. Дрова в костре тихонько потрескивали, и от них отлетали яркие искорки. Вокруг стрекотали кузнечики, летали светлячки, иногда раздавался крик не известной нам птицы. Некоторые, как мы узнали уже в школе, даже сочиняли на эту тему стихи.
После такого приятного вечера и спится слаще.
Главное, тщательно спрятать съестные припасы, ведь могут прийти ночные гости, как к нам вовремя нашего второго похода. Однажды ночью еноты съели рис с тушенкой, вскрыли пакеты с макаронами и сухарями, поэтому следующим вечером пришлось положить пакет с хлебом в палатку. Через некоторое время мы услышали подозрительный шум, обернувшись, увидели возле палатки енота, оказалось, что одну булку хлеба он уже утащил и пришел за второй. Покидая место стоянки, ребята оставили енотам немного еды, не забыв сжечь и закопать мусор. Этому они тоже научились в походе
А еще они по-другому научились видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, осмысливать свои действия и поступки, принимать решения.
По-другому мы посмотрели после похода и друг на друга. Ребята стали больше доверять мне, а я в них увидела не просто учеников, нуждающихся в моей опеке, а сильные личности, способные думать, чувствовать и сопереживать.
Очень удивили меня мальчишки, которые утром вызвали меня из палатки и вручили охапку полевых ромашек. Лица их сияли. Это было очень неожиданное и самое приятное поздравление с Днем рождения, о котором я в суете просто забыла.
Вернувшись из похода, мы анализируем, что получилось, а чему стоит уделить больше внимания. По просьбе учителей и учеников нашей школы мы сделали и показали презентацию, выбрав самые уникальные фотографии живописных мест Северского района: Мельничный водопад, за которым вытягиваются в виде стены или отдельных башен скалы Монастыри, Пшадские водопады, замечательную вершину горы Папай, названную так скифами в честь своего божества Папайя; а также растительность, поражающую своим разнообразием (бук, граб, липа, ясень, осина, верба, кизил, бузина, лещина). Но больше всего поразили фотографии участников похода, которых фотографировали без предупреждения, поэтому и получились неожиданные и интересные кадры. Несмотря на трудности, мы не теряли чувства юмора.
В заключение хочу привести высказывание Ф. Вольтера: «Делать то, что доставляет удовольствие, - значит, быть свободным».
Работая учителем, я занимаюсь любимым делом и хочу, чтобы мои ученики тоже нашли дело по душе.
Список литературы:
«Ларец мудрых мыслей». Издательско-полиграфическое предприятие «Кострома», РИО, г. Кострома, 2001 год.
«С любовью к Родине». ГУРИПП «Адыгея», Майкоп, 2003 год.
«Моя Кубань», (природа, история, хозяйство, города Краснодарского края). Издательство БАРО-пресс, Ростов-на-Дону, 2005 год.
«Природа Кубани» (Надежды и тревоги), А.И. Печерин, Краснодарское книжное издательство, 1989 год.