Конспект открытого урока по географии Самые красивые виды народных ремёсел России
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ ПОСОЛЬСТВЕ РОССИИ В МАЛИ
Открытый урок
на тему:
«Самые красивые виды народных ремесел России»
Подготовила и провела:
учитель химии, биологии, истории
Макаренко Юлия Валерьевна
Бамако 2017
Слайд 1
Конспект открытого урока
«Самые красивые виды народных ремесел России»
Слайд 2
Цели урока:
Познакомить с географией народных промыслов России, историей их создания и художественной ценностью.
Расширить знания об обычаях русского народа.
Форма: виртуальное путешествие, урок-лекция.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.
Ход урока:
Организационный момент
Лекция – беседа
Слайд 3
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Характер народного промысла всегда зависел от местности, где жили мастера. Если природа вокруг была богата лесами, то в этой местности были распространены токарное ремесло, резьба по дереву, изделия из бересты. Если вокруг добывали много глины, то в этой местности было распространено гончарное ремесло. Если местность была богата рудой и минералами, как, например, на Урале, там активно развивались литьё и резьба по камню. А в тех местах, где хорошо рос лён, изготовляли прекрасные кружева.
Слайд 4
Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и на этом уроке я расскажу о самых ярких и известных из них.
Слайд 5
Веселая белая глина.
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и лошадки смешные,
Кормилицы и водоноски
И всадники и ребятня.
Собаки, гусары и рыбки
Ну, отгадали кто я? (Дымковская игрушка)
Слайд 6
Дымковская игрушка
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного что серости серей.
В ней что – то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле (ныне Кировская обл.) более четырёхсот лет. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
Слайд 7
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.
История дымковского промысла сохранилась в игрушках, собранных в коллекциях музеев Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга. Огромное количество выставок дымковской игрушки прошло уже в наше время как в России, так и за рубежом.
Слайд 8
Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные (Жостовские подносы)
Слайд 9
Жостовская роспись
Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. Только в первой половине XIX в. подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове, Троицком, Новосельцеве.
Подмосковный промысел вскоре стал ведущим. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.
Слайд 10
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши. Там травка вьётся и цветы Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют… (Хохломой)
Слайд 11
Хохлома
Хохломская роспись — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Название знаменитому промыслу дало торговое село Хохлома.
Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран. Роспись выполнена чёрным и красным цветом по золотистому фону. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях. Эти изделия традиционно лучший сувенир из России, и, как встарь, они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших секреты Древней Руси.
Слайд 12
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о (Гжели)?
Слайд 13
Гжель
Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель – визитная карточка России. Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Сегодня Гжель – основной центр русской керамики. Изделия с фирменным сине-белым цветочным узором поражают фантазией и мастерством художников. Гжельские изделия закупают Германия, Англия, Америка, Япония, Италия, Швеция, Турция и др. страны.
Слайд 14
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись ……………! (Городца)
Слайд 15
Городецкая роспись
Городецкая роспись зародилась в середине 19 века в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.
Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Слайд 16
Палехская миниатюра (Ивановская область)
По всему свету разошлась и продолжает расходиться палехская живописная миниатюра. Её неповторимый знак – яркая темпера и золото на чёрных лаковых изделиях из папье-маше: ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Изначально промысел в Палехе возник в XVII в. как иконописный.
Слайд 17
Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.
Слайд 18
Филигрань
Филигрань — один из древнейших видов художественной обработки металла. Появилась еще во времена Киевской Руси. Тогда славянские мастера славились своими талантами в художественной обработке различных металлов. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь и некоторые другие.
Слайд 19
Уральский малахит
Несметные сокровища камней - самоцветов таят в себе недра Урала. Но, пожалуй, самый таинственный и загадочный среди них - малахит.
Малахит – минерал, любимый камень коллекционеров и любителей украшений, и не только в России, а и во всём мире. Его волшебными узорами можно любоваться бесконечно. Узор причудливый, как будто только что застыли гребни волн, разбрызгались, расплескались, разлетелись мелкими капельками!
Слайд 20
Много применений у малахита: В Древнем Египте, из него делали косметику. В средневековой Европе его носили для облегчения при беременности и родах, а на Балканах его использовали в погребальных церемониях. В Китае он считался обязательным украшением императриц, а алхимики готовили из него эликсир жизни.
Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.
Слайд 21
Гусевской хрусталь
Гусевской хрустальный завод — одно из старейших в Европе и России, крупнейшее из сохранившихся в России предприятий по производству хрустальных изделий ручной работы. Расположен в городе Гусь-Хрустальный. Год основания завода — 1756.
Слайд 22
Изделия, изготовленные на хрустальном заводе можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
Слайд 23
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (Матрешка)
Песня «Русская матрешка» (в слайде 24)
Слайд 24
Матрешка
Человек, придумавший матрешку, известен. Это не крестьянин, а русский художник Малютин, жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, увидел там подобную куклу, только одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил ее в русском костюме.
Матрешка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри её прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.
В конце XIX века в Абрамцево (Сергиево-Посадский район Московской области) по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену»! С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Слайд 25
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Ростовская финифть
Ростовская финифть – уникальный традиционный народно -художественный промысел, который возник во второй половине XVIII в. как иконописный промысел в Ростове Великом. В этом ряду он родственен Палеху, Мстёре, Холую, только материал достаточно редкий – живопись по эмали. «Финифть» произошла от греческого существительного φέγγος (фенгос), означающего «мерцание». Специальные краски на основе стекла с добавлением окислов металлов наносятся на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист) и закрепляются обжигом в печи.
Слайд 29
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля. Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть.
Ростовская финифть входит в десятку лучших народных промыслов России.
Слайд 30
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
Слайд 31
Тульский самовар
Самовар, по определению В.И. Даля, «водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри».
Известно, что подобного вида конструкция была изготовлена Назаром Лисицыным в Туле, в Заречье в 1778 г. Большой интерес к самоварам со стороны населения, а также наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированных мастеров по металлу способствовало тому, что город оружейников стал известен на весь мир как центр самоварного производства.
Самовары Лисицына славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
По ныне самовары, сделанные руками тульских мастеров, – это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или приём гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи».
Слайд 32
Их в России всюду знают,
Их ведь в Туле выпекают,
Формы разной они бывают,
И глазурью все сверкают
Сладкие и мятные,
Очень ароматные.
Слайд 33
Тульский пряник
Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом. Туляки не зря говорят, что знаменитый тульский пряник – восьмое чудо света.
Слайд 34
Павлово-посадские шали
Павловопосадские шали (платки) — один из русских народных промыслов. Производятся в г. Павловском Посаде Московской области.
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Слайд 35
Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
Слайд 36
Вологодское кружево
«Застывшие краски северной зимы» – так называют вологодское кружево, особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Начало промысла, как вида русского кружево, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), относится к 1820 г. Близ Вологды, в имениях помещиков, крепостные выплетали отделки к платьям и белью.
Слайд 37
Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.
Слайд 38
Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды: золотую медаль в Париже в 1925 г., Гран-при в Париже в 1937 г., золотую медаль в Брюсселе в 1958 г. Там же вологодский занавес «Русские мотивы» был отмечен высшей наградой Гран-при.
Слайд 39
Шемогодская резная береста
Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.
Слайд 40
Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок – тёплый символ России. Оренбургский платок – название собирательное: это и тёплый тяжёлый платок-шаль, и тонкий, лёгкий, ажурный платок паутинка. Впервые за рубежом платки были представлены на Парижской международной выставке 1857 г.
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.
Вывод: Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Слайд 41
Закрепление
Для закрепления, я подготовила кроссворд. Давайте его разгадаем и узнаем ключевое слово, которое отражает тему сегодняшнего урока.
Вопросы к кроссворду:
Название городка, где расписывают деревянные изделия.
Сине - белое чудо России.
Центр производства игрушек близ Вятки.
Деревянные игрушки, хранящиеся одна в другой.
Центр производства кованых расписных подносов.
Центр лаковой миниатюры на шкатулках и других предметах быта.
Деревянная посуда с золотым фоном и красно-черной росписью.
Слайд 42
Итоги урока.
– Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?
– Актуальна ли эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)
– Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)
Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней.
Этот урок я закончу следующими словами: «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». А.Б. Салтыков