«Формирование и развитие навыков межличностного общения среди воспитанников в условиях школы-интерната»
«Формирование и развитие навыков межличностного общения среди воспитанников в условиях школы-интерната.»Межличностные отношения воспитанников – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. При социализации детей с умеренной умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей,
Трудности и неудачи детей и подростков в социальном и межличностном взаимодействии отмечается многими исследователями в области возрастной и социальной психологии. Но особенно остро эта проблема проявляется у детей с психическим недоразвитием, что определяется специфическими особенностями когнитивной, эмоциональной и потребностно-мотивационной сфер их личности.
У наших воспитанников очень низкий уровень овладения коммуникативными действиями. Их общение отличается присутствием устойчивой недоброжелательности, негативизма. В состоянии возбуждения дети ведут себя либо неестественно весело, либо неприемлемо агрессивно, провоцируя использование партнером негативных средств коммуникации. Очень часто в ход идут бранные слова и ругательства. Так спонтанно возникают конфликтные ситуации.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
На сегодняшний день признано, что удовлетворение коммуникативной потребности в общении играет важную роль в процессе формирования личности, становлении самосознания, освоения социальных норм и накопления социального опыта межличностного и внутригруппового коммуникативного взаимодействия. Общение и жизнедеятельность тесно связаны: от уровня владения навыками общения, от владения нормами социального взаимодействия зависит успех в профессиональной деятельности, активность в социуме, личностной сфере.
В основе коммуникативной практики общение основано на научении через включенность в коммуникативную ситуацию. Научение коммуникативным навыкам происходит через усвоение норм социального общения.
Межличностное общение является основой коммуникативной практики. Межличностное общение воспитанников долгое время базируется и формируется в процессе игровой деятельности. В ходе игровой деятельности происходит усвоение нравственных критериев, социальных норм, правил поведения, формируется иерархия мотивов, складывается внутренняя позиция будущей личности.
Включение ребенка с ограниченными возможностями в межличностные отношения в группе представляет ему реальные условия для реализации потребности быть личностью и способности стать личностью. Важнейшим механизмом реализации этих потребностей является процесс самоутверждения, обретения ребенком определенного статуса (престижа) в группе. Данный механизм начинает функционировать с самого начала установления контактов с другими детьми, причем, чтобы ребенку самоутвердиться в новой группе, ему надо все начинать сначала, ибо приобретенный статус признается только членами той группы, в которой он сложился, в другой группе статус этого ребенка может быть совершенно иным.
Самоутверждение ребенка с ограниченными возможностями в группе детей может проходить в одних случаях благополучно, в других — с существенными осложнениями. Причины такого положения различны. Они могут иметь как объективный, так и субъективный характер. К субъективным фактором относятся индивидуальные особенности, проявляющиеся в чертах характера, темпераменте, в выраженности и тяжести дефекта развития и т. д.; к объективным — возрастные особенности, уровень развития группы, в которую включается ребенок, сложившаяся в ней система межличностных отношений, воспитанность членов группы и др.Формы работы по привитию коммуникативных навыков.
Подвижные игры. (дети проговаривают правила игры, учатся договариватся)
Пальцевые игры помогают ребенку сформировать образ “телесного Я”, приобрести навыки невербального общения.
Сюжетные игры.( «Магазин»- учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции; -учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;- воспитывать у детей культуру общения
Дидактические игры .Дидактическая игра широко используется учителем в работе с умеренно умственными отсталыми детьми главным образом как игра обучающая. способствуют развитию сообразительности, памяти, внимания, развивают речь детей.
Ролевые, сюжетно-ролевые игры .( Сюжетно-ролевые игры – это согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом. Сюжетно-ролевые игры направлены на воспроизведение отношений между людьми н-р «День Рожденье»)
Театрализованные игры.(игры-драматизации (ребенок играет в соответствии с ролью, имитирует движение персонажей),
Работа с картинками и картинами. Вариантов работы с картинками очень много. Главное, чтобы рассматривание картинки вызывало у умственно отсталого ребенка эмоции, а ее объяснение сопровождалось речью, короткими предложениями, что активизирует его внимание и понимание действий, изображенных на картинке. Эти приемы, в свою очередь, способствуют развитию у умственно отсталого ребенка желание активного общения.
Экскурсии и прогулки.(важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места. После окончания прогулки проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что узнали. При этом беседа охватывает основную цель прогулки. Целевые прогулки приучают детей к взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти.)Развитие фонематического слуха. должно проводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Формирование слухового восприятия способствует коррекции произношения у детей, у которых это нарушение связано с недостатком фонематического слуха.
Беседа как метод обучения общению. Обсуждать можно план будущей или итоги выполненной работы, результаты наблюдений, сделанных учащимися во время экскурсии. Беседу можно использовать для закрепления знаний и для осмысления учащимися нового учебного материала (добиваться, чтобы учащиеся не отвечали односложно, а давали правильный, полный ответ.Рассказ как метод обучения общению. Рассказ педагога всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий и самостоятельными работами учащихся, что способствует преодолению трудностей, возникающих при усвоении знаний.
Тренинги на сплочение коллектива.
Занятия по преодолению межличностных конфликтов.
Коррекционно-развивающие упражнения.
Общение – это не только произнесение слов. Понятие “общение” предполагает также умение слушать и понимать, умение наблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу.
Основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе, является игра. Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, переживать успех.Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности ребенка, его общению и социализации в обществе. При проведении игр с умственно отсталыми детьми учитель должен быть их активным участником. Он направляет ход игры и через неё воспитывает и обучает детей. При этом учителю нужно все время общаться с ребенком , развивая его наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.
В начальной школе навыки межличностного общения могут развиваться через два основных компонента - ценностно-смысловой и поведенческий.В ценностно-смысловом компоненте мы развиваем позитивное отношение ребенка к самому себе через развитие понимания себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям (одноклассникам) через расширение понимания их, принятия и уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное его протекание. Обеспечивает благоприятный психологический климат в классе, облегчает адаптацию в нем.
В поведенческом компоненте мы прежде всего ориентируемся на развитие конкретных коммуникативных умений.
Формирование навыков коммуникативного поведения у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью является одной из важнейших задач коррекционной школы-интерната.