РОЛЕВАЯ ИГРА – КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ.
РОЛЕВАЯ ИГРА – КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ.
Ролевая игра есть частный, более структурированный вариант «исполнения ролей». Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыком действий в сложных, многоэтапно развертывающихся ситуациях и поэтому заслуживает специального внимания. Здесь действия участников разыгрываются по особому «сценарию», моделирующему какие- либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные «игроки» не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. В большинстве ситуаций требуется объединение усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. В ходе игры участники принимают на себя роли, соответствующие реальной действительности в имитируемой ситуации. Важное достоинство таких игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомится со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и институтов, но дают обучаемым опыт коллективного принятия решений в большом ряде случаев, когда их практика в реальных условиях затруднена.
Деловая игра- сильный стимулятор активной учебной деятельности школьников. Здесь достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействия с другими и с преподавателем. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирования действий на длительную перспективу, способствуя таким образом творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее.
Для целей игры природоохранного содержания особенно ценной стороной игровой деятельности является динамическое воспроизведение природных и социальных процессов в рамках общей системы и времени. Собственно подготовка к проведению ролевой игры начинается после того, как сформулирована и осознана идея или смысловая ситуация, которая требует условия через проигрывание её в группе участников. Разработка этой идеи (ситуации) до степени структурированности и содержательности пополненности, пригодной для разыгрывания, приходит несколько этапов.
Подготовительный этап: планирование ролевой игры. Это важнейший этап подготовки, на котором решается, как конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом. Для этого организатору игры необходимо:
отобрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация. Особое внимание следует обратить на подготовку необходимых раздаточных материалов описание ролевой игры, методические рекомендации для её участников, справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения. Исходная информация по ролевой игре может быть дана ученикам как на занятии, так и заранее. Последний вариант предпочтительнее, так как в этом случае слушатели не затрачивают времени на ознакомление с информацией и её осмысление в период занятия
наметить роли или группы учеников
предусмотреть «реквизит», справочные материалы и. т. д
обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации
решить, как использовать результаты игры
выбрать время, подходящее для всех учеников, и место удобное для разыгрывания ситуации (оно должно позволять свободное передвижение участников). Как правило, одного урока для проведения игры недостаточно. Лучше имитационноролевую игру проводить на двух спаренных уроках
2.
Организационной этап. На этом этапе формулируется цель игры и даётся необходимая информация ( если не бола дана на подготовительном этапе).
Участники игры должны чётко представлять себе проблему, соотнести проблему с целью.
Особое внимание следует уделить на формирование группы. Важно, чтобы группа была творческая. Здесь может быть несколько подходов. Группа может быть создана учителем, который включает в группу детей с различной успеваемостью. Однако более рациональном является подход, когда ученик самостоятельно выбирает определённую проблему и самостоятельно решает, с какой группой у него есть желание работать.
Содержание игры может предполагать распределение учащихся по отдельным ролям. В таких играх для решения поставленной проблемы определяются состав действующих лиц и их задачи.
Учитель должен разъяснить участником игры её особенности, комплексной характер порядок проведения и обсуждения. Обратить внимание на критерии оценки ролевой игры, учитывая, что учащиеся в основном работают в малых группах и игра практически носит состязательный характер.
3.
самостоятельная работа в группах-3 этап. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных проблем. Однако с помощью учителя они пытаются вникнуть и глубоко понять проблему: выработать навыки анализа ситуаций и проявляют способности личности. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый. Такое коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы и решения одной и той же проблемы.
На этом этапе игры активно используется практический опыт каждого участника игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем и задач. Члены группы уточняют свою позицию и доводы, обдумывают контраргументы против возможных доводов других групп и вырабатывают обобщающие выводы или решения, которые могут быть представлены устно или посьменно.
4.
заключительный этап- это межгрупповая дискуссия. От каждой группы выступает представители, которые докладывают групповой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленногорешения.
Приведем пример деловой игры- диспута: Кто такой лидер.
Лидерами рождаются. Лидерами становятся.
Цели игры-
Сформировать у учащихся навыки монологической и диалогической речи.
Развивать умение ставить проблемы.
Исходная информация прилагается.
В заключение можно выделить характерные особенности игровой технологии:
1.Активность основной принцип игровой деятельности.
2.Открытость и доступность.
3.Занимательность и эмоциональность.
4.Целеустремленность участников игры.
5.Состязательность и соревнование, побуждающее к активной самостоятельной деятельности.
6.Проблемность.
7.индивидуальность: в процессе игры развиваются личностные качества.
8.Символичный характер игры.
Все сказанное свидетельствует о том, что в процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- ценностного отношения к миру.
Новые возможности проведения игр открывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов и т.д. но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления во времени и пространстве, образовывать информацию и представлять ее в наглядном виде, подводить итоги и т.д. т.е. отрабатывать все этапы игры. Это значительно облегчит работу учителя по подготовке игры и оценке ее результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит ее к реальной жизни.
15