Обобщение опыта работы по теме «Формирование поликультурной толерантности на уроках литературы в старших классах»

Формирование поликультурной толерантности школьников на уроках литературы в старших классах.
Из опыта работы педагога-исследователя Кудиновой В,Г.,
учителя русского языка и литературы МБОУ БГ №102 Демского района ГО г. Уфа РБ
Целью эксперимента является обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования поликультурной толерантности школьников на уроках литературы в старших классах в процессе учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Педагогическое исследование строится на базе 10 класса, где экспериментальной является группа социально- экономического профиля (58% качества знаний и 67 % по литературе) и контрольной - группа физико- математического профиля( 62% качества и 88% по предмету )
На констатирующем этапе был разработан диагностический инструментарий: анкетирование, тестирование, рейтинг, наблюдение, самооценка, который позволил целостно определить уровень сформированности толерантности на всех этапах опытно-экспериментальной работы.
В качестве критериев мониторинга сформированности поликультурной толерантности старших школьников на уроках литературы (высокий, средний, низкий) выступают компоненты развития творческих способностей учащихся: эмоционально - ценностный (отношение к выполняемому заданию), когнитивный (осведомленность о способах выполнения заданий), действенный (регулярность выполнения поручений, предполагающих практическую деятельность).
Компонент
Высокий
Средний
Низкий

Эмоцинально - ценностный
ЭГ - 5 45%
К Г- 3 33%
ЭГ-3 27%
КГ- 5 55%
ЭГ-3 27%
КГ- 1 11%

Когнитивный
ЭГ-3 27%
КГ- 2 22%
ЭГ- 5 45%
КГ-6 66%
ЭГ- 3 27%
КГ-1 11%

Действенный
ЭГ- 3 27%
КГ-1 11%
ЭГ- 3 45 %
КГ-7 77%
ЭГ- 3 27%
Кг-1 11%

Результаты обследования показывают, что в экспериментальной (социально- экономической) группе больше учащихся, имеющих высокий уровень по всем компонентам, в контрольной группе основная масса обучающихся имеют средний уровень развития творческих способностей, при этом действенный компонент, связанный с практической направленностью более высокий и меньше учащихся с низким уровнем сформированности творческих способностей.
уч. год является подготовительно - обучающим, главной задачей было внедрение в учебную и внеурочную деятельность исследовательского метода по формированию поликультурной толерантности школьников, для этого использовалась оптимизация содержания филологического образования в старших классах через воспитание межнациональной толерантности и патриотизма, гуманизма и нравственности на уроках и внеурочной деятельности.
На подготовительно - обучающем этапе проводилось постепенное внедрение в учебный процесс дифференцированных и разноуровневых заданий, исследовательских и творческих работ, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех учащихся способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам. На обучающем этапе учитель формулирует проблему, задает алгоритм действий и контролирует ход работы, четко отслеживая все действия работы над проектом, который представляется на семинарском занятии.
В течение подготовительно - обучающего этапа проведена работа по освоению написания исследовательских тем по литературе следующих видов:
литературно-культурологическое исследование «В Петербурге Достоевского» строится на решение проблемы «Как романе «Преступление и наказание» изображен Петербург?» Сбор материала проводится по плану: изучение пейзажа города, описание кварталов, доходных домов, интерьеров комнат, сцен уличной жизни.
Для развития творческих способностей предложено создание иллюстрации или схемы « Петербург Достоевского». На «5» выполнили по 25% экспериментальной и контрольной группы, на «4» - 8% ЭГ и 42% КГ, не выполнили задание- 3 учащихся ЭГ и 1 ученик контрольной группы.
проблемные: (основное содержание – постановка вопросов (проблем)
этико-эстетического характера) помогают выявить творческие способности учащихся. После проведения внеклассного чтения по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» было предложено написание эссе по высказываниям писателя :
«Нет вины одного народа перед другим, как нет хороших и плохих народов».
«Плохих народов не бывает, бывают плохие люди»
«Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живы?»
Обсуждение межнациональных проблем вызвало большую заинтересованность и высокое выражение эмоциональных чувств. В экспериментальной
( социально- экономической) группе
на « 5»-5 55% , 4- 3 33% , «3»- 2 22% , в контрольной группе «5»- 2 25% , «4»- 6 75% , «3»-0. Несмотря на 100% качество в контрольной группе, более глубокое раскрытие проблемы отмечается в экспериментальной группе 55% .
сопоставительные предполагают сравнение двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой или учебными задачами. В течение года проводилось несколько сравнительных исследований :
ноябрь « Сравнение образа Базарова в критических статьях Д.Писарева «Базаров» и А. Антановича «Асмодей нашего времени»
Февраль «Истинный и ложный патриотизм в романе Толстого «Война и мир»;
Март «Сравнительно - сопоставительное исследование по произведениям Э. Хемингуэя «Старик и море» и В.П. Астафьева «Царь –рыба»
Анализируя качество выполнения сравнительно - сопоставительных исследований, отмечается положительная динамика в социальной - экономической группе (от 54 до 64% качества выполнения заданий), в контрольной группе остается стабильное качество 64% , хотя эта группа более точнее находит сходства и сравнения.
творческие работы занимают особое место, предполагается художественное восприятие объекта и личностно-ассоциативный путь поиска.
В течение года предлагались на выбор сочинения - рассуждения или творческие работы: создание карты сражения, схемы, написание сочинений в форме дневника, письма, статей в газету, репортажей, эссе на современные проблемы.

Сочинение «Кто вы, господин Базаров?» (по роману И.Тургенева «Отцы и дети») было предложено написать в форме рассуждения или в форме письма, дневника, обращения к литературному герою. В экспериментальном классе соотношение традиционного сочинения и творческих работ составляет 30 на 70% , в контрольном физико- математическом 50 на 50 % .Все творческие работы были оценены на «хорошо» и «отлично».
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что необходимо создавать педагогические условия формирования поликультурной толерантности школьников на уроках литературы в старших классах в форме проведения различных видов семинарских занятий, так как учебно - исследовательская деятельность является фактором повышения качества знаний, как в экспериментальной, так и в контрольной группах и
средством воспитательно - образовательной системы подготовки старшеклассников к жизни в поликультурной среде.
























13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415







·Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·физмат