Тренинг – «Развитие навыков общения у старшеклассников»
Проведение коммуникативного занятия – учимся общаться и взаимодействовать без стимулирующих средств. (часть1)
Тренинг – «Развитие навыков общения у старшеклассников»
Обоснование.
Признаком продуктивного и свободного общения является умение ученика прислушиваться к мнению окружающих, способность к соблюдению правил элементарного общения, имение навыков продуктивного группового взаимодействия и осознания собственных ресурсов в групповом общении для достижения своей цели. Приобретению этих полезных качеств поможет активное участие в групповом тренинге по развитию навыков общения.
Тренинг проводит педагог – психолог образовательной организации
Предназначен для обучающихся 8-11 класса
Продолжительность каждого занятия тренинга – 60 минут
Цель тренинга – развитие у обучающихся коммуникативных навыков, уверенности в себе.
Задачи:
научить обучающихся прислушиваться к мнению окружающих;
повысить способность к соблюдению правил элементарного общения;
выработать навыки продуктивного группового взаимодействия;
повысить у обучающихся уровень осознания собственных ресурсов и возможных препятствий в групповом общении;
повысить уверенность учеников в своём будущем.
Оборудование:
просторное помещение
наличие стульев
маркеры, карандаши
листы бумаги
бейджикимягкая игрушка, мячик
ручки
План тренинга
1. Попросить участников сесть в круг и повесить бейджики с именами.
2. Знакомство с участниками «С каким животным я сейчас себя ассоциирую». Участникам даётся задание: Каждому из вас предлагается представить себя в виде какого – либо животного, необходимо назвать своё имя и с каким животным себя ассоциирует кто – либо из участников, описав, какое оно - животное» Упражнение проводится с помощью игрушки, передаваемой друг – другу.
3. Знакомство участников с правилами поведения на тренинге.
Ведущий предлагает участникам списки с правилами поведения на тренинге, каждый пункт обсуждается всей группой, после обсуждения всего списков участники принимают правила и расписываются в списке правил поведения.
4. Разогревающее упражнение «поменяйтесь местами все те, кто…»
Ведущий предлагает поменяться местами тем участникам, которые имеют общие признаки (все те, кто в брюках, все у кого русые волосы, все, кто сегодня утром ел яичницу ит.д.), количество стульев на которых сидят дети – ограничено (не хватает одного стула), тот участник, который остаётся без стула, придумывает, по какому признаку должны поменяться одноклассники.
Обсуждение результатов упражнения – вопросы для обсуждения:
— Какие ощущения вы испытывали, когда менялись местами?
— Кем вам интереснее было быть в упражнении (тем, кто говорит «Поменяйтесь местами те, кто…» или тем, кто находился на стуле)?
— С какими явлениями и событиями можно соотнести это упражнение?
— Где и как полученные навыки можно применить в реальной жизни?
5.Игра "Graffiti" дает детям возможность выразить свои чувства и взгляды в психологически безопасной атмосфере. В то же время дети могут познакомиться со всем многообразий мнений, точек зрения и отношений в классе. Кроме того, эта игра способствует развитию в детях терпимости к окружающим. Вы можете достаточно гибко менять структуру игры, используя ее для повторения учебных заданий или при подготовке к изучению новой темы.
Материалы:Цветные фломастеры нужны каждому ребенку. Кроме того, подготовьте, пожалуйста, шесть листов ватмана, надписав вверху каждого листа одну из фраз:
— Что я люблю?
— Что я хочу знать?
— Чему я хочу научиться?
— Прекрасные мгновения...
— Что меня пугает?
— Что для меня самое увлекательное?
Инструкция: Вы можете мне сказать, что обычно пишут на стенах? Какие настенные лозунги вы можете вспомнить? Как вы думаете, для чего пишут на стенах?
Тот, кто рисует или пишет на стене, стремится тем самым выразить свое мнение. Я хотела бы, чтобы и вы выразили свое мнение, поэтому я предлагаю вам сыграть в игру под названием "Graffiti".
Разбейтесь на группы по шесть человек. Пусть каждая такая группа соберется вокруг одного стола. Приготовьте фломастеры. На каждый стол я положу один лист ватмана, на котором написана какая-то фраза. У каждой группы есть пять минут, чтобы записать на этом листе свои мысли по поводу этой фразы или свои ответы на вопрос. Записывайте свои мысли кратко и хлестко, как обычно и пишут на стенах. Пишите на своем листе все одновременно до тех пор, пока
я не скажу: "Стоп!". Тогда передайте свой лист другой группе, а сами возьмите лист, у одной из соседних групп... (5 минут.)
Сначала вы можете прочитать, что написали представители другой группы, а затем напишите, что вы сами думаете или считаете по этому поводу. Опять же пишите все одновременно... (6 минут.)
Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока каждая группа не выскажется по всем шести темам. Когда каждая группа получит свой лист обратно, дети могут произвести краткий анализ написанного.
А теперь давайте прочитаем все надписи. Чем они похожи? В чем различия? Обсудите друг с другом, что вам бросается в глаза при чтении этих надписей.
Попросите затем каждую группу поделиться с классом своими выводами и замечаниями.
Анализ упражнения:
— Какая тема оказалась для тебя самой интересной?
— На какую тему ответы самые разнообразные?
— Как складывалось сотрудничество в твоей группе?
— Написал ли ты что-то такое, что имеет для тебя действительно большое значение?
— Какая надпись тебе понравилась больше всего?
— Какую надпись ты не понял?
— Что тебе больше понравилось — писать надписи или читать их?
— Может быть, теперь тебе легче понять, почему многие подростки и молодежь "разукрашивают" дома и стены своими "посланиями"?
(К Фопель)