Урок по литературному чтению для 3 класса Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы» и «Людоед и принцесса…»


Литературное чтение
Урок 113. 18.04.2016
Тема раздела: ДЕНЬ СМЕХА
Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы» и «Людоед и принцесса…»
Цели:
Образовательная:
• восприятие на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• чтение вслух; осознанно, правильно, выразительно
• самостоятельное прогнозирование содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Метопредметная: Регулятивные УУД:– самостоятельно формулировать тему и цели урока;– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: Преобразовывание информации из одной формы в другую: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД: Развитие умений слушать и понимать речь других. Выразительно читать текст. Оформление своих мыслей в устной и письменной форме. Умение работать в группах.
Личностные результаты: Развитие умений выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией. Формирование мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока Ход урока
Время Формирование УУД,
ТОУУ, Предметные знания.
Орг. Момент. - И так ,ребята, начинаем урок литературного чтеня . Сели красиво следим за осанкой. 30 сек Актуализация знаний.
Мотивация к уроку
Тема урока ЦелеполаганиеНовый материал начинаем с игры викторины.
– Что нужно сделать, встретив во сне тигра? (Проснуться.)
- Какая река самая страшная? (Река Тигр). - Какой месяц короче всех? (Май - три буквы). 
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным).
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы). 
–– Почему львы едят сырое мясо? (Не умеют готовить.)
– Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
– Мышеловка из пяти букв. (Кошка.) И т.д.
Какими вам показались эти вопросы?
Зачем я задавала такие вопросы?
Хорошо! Страницы учебника 162 рассмотрите и прочитайте название раздела.
А что вы знаете об истории дня смеха? …….. подготовила нам сообщение об этом.
Обычай разыгрывать друг друга 1 апреля родился так давно, что люди уже забыли, когда именно. Может быть, его придумали древние римляне, а может, греки.
В Италии 1 апреля называют Днём болванов, в Шотландии – Днём кукушки, в Японии – Днём куклы, а в Англии – Днём дураков. Но наше название, День смеха, самое доброе. В России первоапрельские шутки появились при Петре Первом. Он и сам любил подшутить над другими и не обижался, когда шутили над ним.
Какими будут произведения данного раздела?
А с какими смешными и веселыми произведениями вы уже познакомились?
А теперь посмотрим и прочитаем названия произведений данного раздела.
Слайд№1. Тема урока «Генрих Сапгир «Смеянцы»
-…….. прочитай тему урока.
Составьте план урока
Вспомним все что знаем на уроке.
Откроем новые знания
Применим новые знания. Первичное усвоение новых знаний. Зачем авторы выделили нам такой раздел.
- Смех- это крепкое здоровье, желание учиться ,смех продлевает жизнь, хорошее настроение. От того , какое настроение у человека зависит, как он будет трудиться и общаться с окружающими. Веселым людям гораздо легче справиться с трудностями.
Слайд№2
Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица. Гюго В.
-Пусть эти высказывания будут девизом нашего урока сегодня. Развитие умений.
Работа со стихотворением Г. Сапгира «Смеянцы».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте заголовок стихотворения, имя и фамилию автора.
– Кто такие смеянцы? Сравните со словами: итальянцы, испанцы… Догадались? (Смеянцы – это жители какой-то страны.) Как называется эта страна? Можете предположить, какой характер у смеянцев? (Это весёлые, жизнерадостные, добрые люди.)
– Рассмотрите иллюстрации. Такими ли вы представляете смеянцев?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Какие ваши предположения подтвердились?
3. «Батл». Ребята поигрем в игру кто лучше понял текст. Разделитесь на 2 команды. Придумайте вопросы.
4.Приготовить выразительное чтение группой.
5. Обобщающая беседа.
а) – Вам понравились смеянцы? Какие они по характеру? (Весёлые, неунывающие, добрые, дружелюбные, с чувством юмора, трудолюбивые, музыкальные – мастерили музыкальные инструменты! Всё время были в хорошем настроении; бесстрашные – не испугались дракона.)б) – Вы поняли, зачем пожаловал Дракон в Хохотанию? А почему на трёх самолётах? (Он трёхголовый и большой.)
в) – Почему смеянцам удалось победить дракона? (Смех, юмор оказались сильнее злобы и страха.) Действительно, Генрих Сапгир хотел, чтобы читатели поняли из текста очень важную мысль: что добро побеждает зло, а смех ему в этом помогает.
г) – Как вы думаете, какой конец был бы у этого стихотворения, если бы Дракон имел чувство юмора?
Физминутка. Работа над стихотворением «Людоед и принцесса…»
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название стихотворения. Что интересного в нём?
– Кто отрицательный персонаж, почему? Каким вы себе его представляете?
– Как могли встретиться людоед и принцесса? Рассмотрите иллюстрацию, что она вам подсказала?
– Значит, мы будем читать страшную историю?
– Стоит ли нам переживать за принцессу? Что вы предполагаете?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Ребята я вам предлагаю посмотреть мультфильм и сравнить, совпадает ли ваше представление о принцессе и людоеде с автором мультфильма.
(с. 167):
Вопросы по оканчанию 1-й части.
– Почему людоед не съел принцессу? Что её спасло?
– В названии стихотворения сказано: «Или всё наоборот». Что наоборот, догадались? Какие есть предположения? (Ответы детей.) Давайте проверим.
Чтение 2-ой часи, дети хором договаривают слова «прекрасная» и «ужасная».
2. Беседа.
а) – В стихотворении «Смеянцы» был Дракон, в этом стихотворении – людоед. А вам было страшно? Почему?
б) – Какими прилагательными играет автор? Попробуйте заменить их другими: плохая, хорошая. Что получилось? (Не очень подходят эти слова, картинки не такие яркие, как у автора.)
г) – Перечитайте стихотворение и выпишите в таблицу , что было прекрасным и ужасным в каждой части. Не забудьте, что в этих словах нет непроизносимого согласного звука, значит, и обозначать на письме его не надо. Работа в паре.
1 часть 2 часть
прекрасного ужасного прекрасного ужасного
принцесса погода погода принцесса
полянка землянка земляника полянка
вид аппетит аппетит вид
легенда легенда Проверьте так у вас получилось. Оцените свою работу.
г) – Какая это часть речи. Как еще можно назвать слова, ужасная, прекрасная.
Итог урока. – Ребята у вас хорошее настроение? Почему оно хорошее? Что нового вы узнали на уроке? Чему учились?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Встаньте те кто поставит себе отметку пять, четыре , три. Почему?.IV. Домашнее задание 1. Выучить наизусть одно из стихотворений или отрывок (по выбору детей).
2.Т/з Проиллюстрировать одно из стихотворений (можно нарисовать, например, Дракона, который мог бы жить в Хохотании).
Рефлексия.  
А сейчас поднимите одну руку, кому было смешно и интересно. Молодцы, спасибо. Кто продолжит свое путешествие вперед, к знаниям – две руки. Благодарю. А кто хочет сказать: « Спасибо, потрудились на славу», - хлопайте в ладоши.