Технологическая карта урока литературного чтения по теме: «Настоящие друзья детства». Рассказ В.Драгунского «Друг детства».


Компетентностно - ориентированный урок по литературному чтению
Тема: «Настоящие друзья детства». Рассказ В.Драгунского «Друг детства».

Тема урока Место урока по теме
"Настоящие друзья детства». Рассказ В.Драгунского «Друг детства». Раздел тематическое чтение. Наш дом .Рассказы В. Драгунского, о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним.
Тип урока Формы, приемы, методы
Открытие новых знаний Формы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная работа.
Приемы: создание речевых ситуаций, написание сочинений, анализ произведений.
Методы: диалог, обмен мнениями, анализ текста, обобщение информации, обсуждение, создание текста на заданную тему, ролевая игра.
Цель урока Задачи урока
Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект ( В. Драгунский «Друг детства») - обучающие
-Раскрыть характер главного героя Дениса;
-Активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
- стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;
- развивающие
-развивать умение подбирать характеристику персонажам;-развивать речь- способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (работа в паре, группе);- вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания;- развивать навыки самооценки
- воспитательные
-воспитывать у детей положительные качества личности
- воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга;
- воспитывать ответственность за результаты коллективного труда;
Предполагаемый результат
Знать Уметь
-биографию Драгунского В.;
- определять смысл понятии дружба, друг;
- человеческие качества, которые закладываются в понятие "друг" -Уметь обсудить характер главного героя;
-Уметь ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
-Уметь контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование
Представление о результате:
Личностные: - формировать умение общаться, как умение говорить и слушать, читать;- формировать позитивное отношение к чтению, к книге, умение работать в паре, группе, отстаивать свою позицию; - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.Метапредметные :
- регулятивные: : - осваивать способы работы с книгой;– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;– проговаривать последовательность действий на уроке;– учиться высказывать своё предположение на основе работы с заголовком, иллюстрацией учебника;- коммуникативные:- формировать умения слышать и слушать;- формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой;- уметь взаимодействовать в парах и группах;- уметь оформлять свои мысли в устной форме - слушать и понимать речь других;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;- учиться работать в паре, группе;- выполнять различные роли (лидера, исполнителя).Предметные (ПР): – воспринимать на слух художественный текст (рассказ) в исполнении учителя, учащихся;– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;– составлять устный рассказ по картинке. технология проблемно-диалогового обучения Оборудование: учебник «Капельки солнца» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), мультимедиа проектор, индивидуальный раздаточный материал, карточки с заданием для групп.
Выполнила:
Чумаченко Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ№22
г.Сургут
2013
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет__ Литературное чтение____________________класс__1 класс ____________
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/
аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат
I этап: Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Мотивация обучающихся к учебной деятельности 1. Включить детей в деятельность.
2. Организовать самооценку предстоящей деятельности 1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Мотивация учебной деятельности.
На доске портрет.
-Кто сегодня наш собеседник?
Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбки располагают к приятному общению. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать»
Выполняют самооценку готовности:
-выбор учебных принадлежностей
-аккуратность их расположения на столе;
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.
ЛР Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
МПР самоконтроль; самооценка;
ПР Предметная готовность к предстоящей деятельности. Самоконтроль, самооценка Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.
II этап: Актуализация и фиксация затруднения в деятельности
Организация, подготовка и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося Организует диалог, направленный на мотивацию предстоящей на уроке деятельности:
- Взгляните на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?- А что вы хотите узнать об авторе?- Кто же сегодня наш собеседник?Организация подготовки к чтению текста, прогнозирование его содержания.
-Сегодня на уроке мы с вами будем читать очень интересный рассказ.
Давайте разгадаем автора этого рассказа.
1)Работа в группах. На листах вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся сложите фамилию детского писателя.
-Кто же является автором произведения?
2)Знакомство с творчеством писателя. Презентация об авторе.
-Что вы можете рассказать об этом писателе? Как вы думаете, о чём или о ком будем читать? А кто или что может являться другом?
Предположения детей.
Выполняют работу в группах
Рассматривают портрет писателя, его книги.
Рассуждают, отвечают на вопросы. ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности.
МПР: прогнозировать содержание урока, волевая саморегуляция; определять и формулировать проблему; ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее Участие в дискуссии, ответы на вопросы Активизация опорных знаний.
Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии.
III этап: Создание проблемной ситуации (постановка учебной задачи)
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез Организует деятельность по формулировке темы и целей урока:
-Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
-Можете ли вы предположить, о чём мы будем читать? Кто станет главными героями нашего рассказа?
- Определите тему урока?
-В конце урока вы определите, какими качествами должен обладать настоящий друг?
-Итак, прочитайте название рассказа?(«Друг детства»)- Будем выдвигать предположения-О чём может быть рассказ с таким названием?- Кто может быть другом детства? - У нас есть предположения. Какое же из них верное? Как это узнать?(Прочитаем текст).- Как будем стараться читать?- Что значит выразительно? Участвуют в обсуждении темы и целей урока, формулируют личные цели урока:
Размышляют, отвечают на вопрос.
Предположения детей. Выдвижение личных целей.
Отвечают на вопросы ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.
МПР: понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя.
ПР: иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Самоконтроль, самооценка
Результаты выбора темы и задач урока сопоставляются с предложенным учителем образцом
Формулировка учащимися темы занятия
Формулировка учащимися учебной задачи
IV этап: Поиск решения проблемной ситуации («открытие нового знания»)
Получение нового знания обучающимися в результате самостоятельного исследования Работа над рассказом Драгунского В.Ю. "Друг детства"
1. Знакомит с содержанием рассказа.
Чтение текста по частям
2. Организует беседу для проверки первичного восприятия содержания рассказа:
- Сколько лет было Дениске? - Кем хотелось ему стать? - На какой профессии он остановился?
- Что нужно купить, чтобы начать заниматься боксом?
- О чём попросил Дениска папу? - Как папа отреагировал? - Почему папа так отнесся к просьбе сына? - Почему Дениска обиделся на папу? - Но папа не хотел обидеть сына.- Но если папа не помог сыну, то кто пришёл на помощь?
- Какой выход нашла мама? - Что было в старой плетеной корзине? - Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилем. А что такое «утиль»? - Что же искала мама среди старых игрушек? - Каким описал автор мишку? - Почему мама решила, что именно этот мишка может заменить Дениске боксерскую грушу? - Мама помогла сыну?- Как же Дениска отнёсся к маминому предложению, давайте прочитаем.- Для чего же понадобился мишка Дениске?-Но почему же Дениска отказался от своей мечты… - О чем думал Дениска, глядя на своего мишку? - Какие чувства вызывали эти воспоминания? (любовь, привязанность, нежность)- Найдите подтверждение этим словам в учебнике - Почему Дениска за медведя «тогда жизнь бы отдал»? - Как называет Дениска мишку? (бывшим, самым лучшим другом)- В начале 2й части мы видели радость Дениски, а каким стало его настроение? - У мальчика поменялось настроение, мама это заметила и забеспокоилась. Прочитайте разговор мамы и Дениски самостоятельно жужжащим чтением и ответьте «Что Дениска сказал маме? Какое решение принял?»- Что ответил Дениска маме?-Как закончился рассказ?( Мальчик решил, что он не будет боксёром).- Почему мальчик так решил? Подтвердите словами текста.- Какой поступок совершил мальчик?(Правильный, мудрый, верный, хороший).- Каким человеком оказался мальчик?(Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст).- Мальчик совершил правильный выбор. Его жизнь будет счастливой, благополучной и радостной, ведь он поступил по совести.3. Организует работу над содержанием рассказа в группах.
-Каждый ряд подойдите к своей первой парте. -Напомните правила в работы группе?
1я группа ответит на вопрос кто такой настоящий друг? Зачеркните слова, которые не подходят.НАСТОЯЩИЙ ДРУГ: ДОБРЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ВРЕДНЫЙ, ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ, ГРУБЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ.
2я группа подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике: добрый, эмоциональный, внимательный, злой, жадный, верный, упрямый.
Ответьте на вопрос - Дениса можно назвать настоящим другом? почему?
3я группа расскажет, о чём это произведение.Как вы поняли, о чём это произведение? Обведите наиболее точный ответ.А) О мишке.Б) О настоящей дружбе.В) О помощи мамы.
4. Организует фронтальную проверку задания
Чтение текста вслух по частям.
Отвечают на вопросы.
Делятся своими впечатлениями об услышанном, определяют жанр.
Объясняют непонятные слова, словосочетания.

до конца читают самостоятельно жужжащим чтением
Обсуждают правила работы в группе
Выполняют задание
Выполняют задание
Выполняют задание
Выступление групп с выполненными заданиями ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.
МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находить в тексте ответы на вопросы; находить и выделять необходимую информацию; управлять поведением партнера.
ПР: наблюдать за поступками главного героя Участие в дискуссии, ответы на вопросы.
Определение способа получения новых знаний.
Анализ работ в группах
V этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;
организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону Учитель предлагает каждому ученику написать мини-сочинение на тему "Мой лучший друг"
Каждый готовит мини-сочинение, озвучивают выполненное задание, производят взаимооценку выполненного задания. ЛР: уметь оценивать результат работы;
МПР: контролировать действия в процессе выполнения задания; создавать текст на заданную тему
ПР: использовать средства художественной выразительности при создании собственных текстов; Работа в группе, сочинение, выступление
Умение использовать полученные на уроке знания при создании собственных художественных произведений небольшого объема
VI этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса Организует обобщающую беседу по вопросам:
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- О чём это произведение?
- Чему учились?
- Что нового узнали?
-Только ли человек может быть другом?
-А Дениса можно назвать настоящим другом?
-Какими качествами должен обладать настоящий друг?
-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем они вызваны?
-Останется ли в вашей памяти этот рассказ?
-Достигли своей цели на уроке?
Организует оценочную деятельность учащихся на основе сигнальных карточек:
Выскажите, пожалуйста, своё отношение к проделанной работе, подняв сигнальную карточку зелёного цвета, если на уроке было интересно, красного – если было скучно. Зелёную – хотел отвечать всегда, синюю – иногда, красную – не хотел. Работая в группе: зелёную – договорились, красную – не договорились. Участвуют в коллективной беседе.
Делают вывод
Ученики оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
ЛР: уметь оценивать результат своей работы.
МПР: оценивать свои достижения. Самоконтроль, самооценка, работа с сигнальными карточками.
Контроль и самооценка познавательной деятельности.
VII этап: Домашнее задание
Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности ребенка Задание предлагается на выбор ребенка:
- Прочитайте, предлагаемые задания, которые вы можете выполнить дома:
Нарисуй, своего лучшего друга
Сочини стихотворение о своем друге
Создай сборник качеств лучшего друга.
Напиши свой рассказ о лучших друзьях. Выбирают задание.
Обосновывают свой выбор.