Открытый урок по литературному чтению Итоговый урок по теме Люби живое. Проверим себя
Тема: Итоговый урок по теме «Люби живое». Проверим себя.
Цель: помочь детям повторить и обобщить материал раздела; развивать память, внимание, творческие способности детей; воспитывать коллективизм и умение оценивать свою и чужую работу; прививать любовь к животным и к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока:
І. Организационный момент.
- Добрый день! Ребята, сегодня у нас гости. А это значит, что мы должны показать, как мы умеем быстро, дружно и чётко работать на уроке.
- Ребята, готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья!
(вместе) Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас! (садитесь)
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
- Не забывайте про правильную осанку на уроке.
ІІ. Сообщение темы и задач урока.
- Ребята, сегодня у нас с вами сегодня урок обобщения по пройденному материалу. Мы вспомним произведения, которые вошли в раздел «Люби живое» нашего учебника. Освежим в памяти произведения писателей, где раскрывалась тема природы. А проведём мы наш урок, работая в группах. Я вас разделила на 3 группы. Надеюсь, что вы будете работать дружно и слажено. А сейчас вспомним правила работы в группе ( слайд)
ІІІ. Актуализация знаний.
-Произведения на какую тему мы читали? (о животных)
И поэтому урок мы проведем под девизом: «Оглянись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…» (слайд)
- Давайте вспомним, произведения каких авторов мы читали в этом разделе? (Пришвин, Соколов-Микитов, Бианки, Житков, Астафьев, Драгунский).
- (слайд) – Вот их портреты. В жизни каждого из них литература и природа неразрывно связаны.
ІV. Работа над обобщением знаний.
1. Работа в группах.
- Внимание! Задания группам: 1 группа – выбирает у себя на столе названия произведений, прочитанных в разделе про животных; 2 группа - выбирает главных героев произведений; а 3 группа – будет на доске их соединять.
2. «Узнай героя по описанию»
- У вас на партах лежит лист в косую линию. Каждый участник группы по очереди должен узнать по описанию и написать героя из произведений раздела на этом листе. Затем лист передать следующему участнику.
Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные.
Рассказал он братьям и сёстрам, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый бобр плавать и нырять.
Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног.
Такая маленькая и беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды!
Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло.
3. Физминутка. ( Мы веселые мартышки)
4. «Угадай произведение»
– На слайде читаем отрывок из рассказа этого раздела и называем автора и название произведения. (слайды)
Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню. А взамен принесла рыжего молодого кота. (Белов «Малька провинилась»)
Тут он принялся сосать все листья и стебли, какие попадались ему на глаза. Но молока в них не было. С досады он стал теребить и рвать их зубами. Вдруг из одного стебля брызнул ему в рот тёплый сок.(Бианки «Мышонок Пик»)
Вот раз пришла к нам в гости дама. Она считала, что она раскрасавица. Разряженная. Вся так шёлком и шуршит. На голове не причёска, а прямо целая беседка из волос накручена – в завитках, в локончиках. (Житков «Про обезьянку»)
Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла. (Астафьев «Капалуха»)
И мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать. (Драгунский «Он живой, он светится»)
V. Творческая работа.
Сегодня мы тоже с вами создадим свою книжку о животных. Каждая группа будет создавать свою страницу. У вас на парте есть конверты с номерами 1, 2, 3, 4, лист бумаги и клей. Помните, что ваша работа должна бать аккуратной. Работаем по моей инструкции.
Из конверта №1 достаньте загадки, разгадайте, выберите ту, которая вам больше всего понравилась, ту, которая будет на вашей странице. Остальные положите назад в конверт.
Из конверта № 2 выберите рисунок- отгадку к своей загадке.
Из конверта № 3 выберите стих про животное, которое будет на вашей странице. Обратите внимание, что стих и картинка должны сочетаться друг с другом.
Теперь весь выбранный вами материал нужно акуратно приклеить на лист под линией. Клеим в столбик и в том порядке, в каком выбирали: загадка, картинка, стишок.
Теперь из конверта № 4 выберите название своей странице и приклейте его сверху на линию.
Защита своей страницы ( один учасник группы читает загадку для всех учеников класса, другой учасник группы – читает стишок, третий - название страницы).
VІ. Итог урока.
- Молодцы, ребята. У вас получились прекрасные странички для книжечки. А теперь мы подведем итог нашего урока. В конвертах без номера у вас лежат слова известной фразы писателя Антуана Экзюпери о том, как мы должны относиться к прирученным животным и в целом – ко всему окружающему нас миру. Попробуйте составить эту фразу («Мы в ответе за тех, кого приручили!») (Слайд)
- Помните: вокруг нас в природе столько интересного! И от того, как мы будем относиться к растениям и животным, зависит не только их существование, но и наше тоже. А какие всё-таки они забавные – эти животные! (просмотр клипа «Эти забавные животные)
VІІ. Рефлексия.
- Что вам особенно понравилось на уроке? Оцените свои знания.