Использование учебно-технической документации как эффективное средство повышения качества технологического образования учащихся
Использование учебно-технической документации как эффективное средство повышения качества технологического образования учащихся
Страхова З.И. учитель технологии
МБОУ педагогический лицей
г. Димитровграда Ульяновской области
Для реализации преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования необходимо уже с 5 класса на уроках технологии формировать умения работать с учебно-технической документацией. Применение письменных инструкций является самостоятельным источником информации и дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого ученика и повысить самостоятельность в процессе обучения. На уроках технологии для самостоятельного получения информации учащиеся используют информационные карты, которые обеспечивают осмысленное восприятие и понимание сущности изучаемой темы.
Особое место среди документов письменного инструктирования в 5-6 классах занимают инструкционные карты. В них представлена информация двух видов: словесная – описание наиболее рациональной последовательности, правил, рекомендаций и указаний о выполнении изучаемых приёмов и способов, правил и критериев контроля и самоконтроля выполняемых действий, указания о применяемых средствах выполнения трудовых действий; графическая – рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную значимость.
Преимущество использования инструкционных карт на уроках технологии в 5 – 6 классах:
Ученик по мере необходимости может в любое время обратиться к инструкции в целом и к любой ее части. При этом ее изучение не зависит от деятельности других детей в классе, работа ученика становится более самостоятельной и активной, учебный процесс больше сообразуется с индивидуальными особенностями учащихся;
Применение письменных инструкций облегчает организацию работы учащихся, контроль за ее выполнением;
Инструкционные карты позволяют обеспечить грамотность, точность и ясность изложения, а так же использовать наглядность готового изделия или его частей.
Урок с использование инструкционных карт можно поделить на следующие этапы:
Вводный инструктаж. Учителем подводит детей к формулированию темы урока, обозначает связь с предыдущими темами или жизненным опытом детей, вместе определяют цель и задачи. Учитывая индивидуальные особенности восприятия и обработки информации детей, оправдано использование письменных инструкций в сочетании с устным изложением учителя и демонстрацией. Наибольший эффект метод использования инструкционных карт проявляется, если они имеются у каждого учащегося на рабочем месте, а на экране или доске при этом проецируется такая же карта, выполненная в крупном масштабе, используемая при проведении устного пошагового вводного инструктажа учителем. Таким образом, ученики получают информацию по аудиальным и визуальным каналам восприятия одновременно и позже закрепляют ее на практике.
Самостоятельное ознакомление с инструкционной картой. На данном этапе у учеников могут возникнуть вопросы и уточнения, которые они адресуют учителю. Необходим индивидуальный подход в зависимости от уровня подготовленности и психологических особенностей развития личности каждого ребенка.
Практическая часть. Опираясь на полученную информацию, ребенок выполняет работу в собственном темпе, используя все необходимые ресурсы. Несмотря на строгий порядок выполнения заданий в инструкционной карте, учитель может заложить в нее вариативный элемент, тем самым стимулируя развитие творческих способностей учеников.
Контроль и самоконтроль. Несмотря на эффективность самостоятельного использования учащимися инструкционных карт, роль учителя состоит в контроле и корректировке действий каждого ученика, мотивировании к творческой деятельности, а так же оценивание проводимой работы на всех ее этапах. Если учитель в ходе текущего инструктирования обнаружил, что учащийся что-то выполняет не так, как было показано и пояснено в карте, то не следует сразу указывать ему на ошибку, а предложить внимательно прочитать соответствующие пояснения в карте и самостоятельно её исправить. Подобная методика обучения с применением инструкционных карт постепенно приучит учащихся использовать учебную документацию на начальных периодах обучения, при создании подобных карт на создаваемые детьми изделия, и в дальнейшем, когда основным документом письменного инструктирования будет уже не инструкционная, а технологическая документация. На всех этапах выполнения учеником работы, он может сравнивать свои результаты со схемой или рисунком в инструкционной карте. Однако, зачастую только рисунки и схемы не дают полного представления о конечном образе изделия, поэтому разработанные нами инструкционные карты с готовыми образцами различных этапов выполнения задания из тех же материалов позволит более наглядно ребенку оценить проделанную им работу и с технологической точки зрения и с эстетической.
В более старших классах в учебном процессе используются упрощенные иллюстрированные технологические и инструкционно-технологические карты с учетом оптимальных способов выполнения технологических операций и их рациональной последовательностью. Обычно они применяются в целях дальнейшей обработки ранее изученных трудовых приемов и способов работы. Информация в них, как и в инструкционных картах, представляется двух видов: словесная и графическая – эскизы обработки, схемы и т.д. Методические приемы использования технологических карт, в принципе, не отличаются от использования инструкционных карт.
Эффективность использования инструкционных и технологических карт на уроках, на наш взгляд, напрямую зависит от систематичности применения данного метода.
Выполнение обработки изделий по инструкционной и технологической карте позволяет учащимся мыслить логически, планировать действия, трансформировать реальные объекты в условные обозначения, без усилий оперировать технологическими терминами. Письменное инструктирование способствует расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с ними, учащиеся широко используют практические задания, конкретизируют и расширяют их. Знания, приобретаемые на уроках с использованием инструкционных карт, приобретаются не столько усилием памяти, но и мысли. Активация мышления направлена на то, чтобы научить учеников думать, систематизировать новую информацию, опираясь на ранее полученные знания и умения, а так же самостоятельно добывать новую информацию из различных источников. Метод использования инструкционных карт направлен на опережающее обучение, развитие творческих способностей и личностных качеств учеников. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, создает у учащихся правильное представление о современной технологии, помогает им более быстрыми темпами овладеть навыками профессии, облегчает учителю руководство образовательным процессом.
Список литературы
Понкратова В.А. Основы производственного обучения швейников. – М.: Высшая школа., 1991. – 240 с.
Скакун В.А., Организация и методика профессионального обучения, учебное пособие. Москва, ФОРУМ - ИНФРА-М, 2007, – 336 с.
15