Доклад Развитие мелкой моторики на уроках столярного дела для детей с ОВЗ
Тема: «Развитие мелкой моторики на уроках столярного дела».
Докладчик: учитель трудового обучения
«Столярное дело» Кулгина А.Е.
ДОКЛАД
Развитие мелкой моторики на уроках столярного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
В. А. Сухомлинский
В связи с гуманистическими тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIII вида является коррекция недостатков развития детей данной категории. Для решения этой задачи разрабатываются вопросы повышения коррекционно–развивающей роли обучения в подготовке учащихся к жизни. Особое внимание специальная (коррекционная) школа VIII вида обращает на подготовку учащихся к самостоятельному труду, который является для выпускников одним из источников социальной адаптации.
Трудовое воспитание и обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья является важным звеном в системе коррекционной педагогики и психологии. Именно поэтому многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. В. П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребёнка».
Несовершенство, недоразвитие моторики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является одной из причин, затрудняющих их продуктивную деятельность. Низкий уровень общего развития двигательной сферы и особенно недостаточная способность рационально организовать сложные целенаправленные акты в значительной степени затрудняют решение главной задачи, которая стоит перед специальной (коррекционной) школой VIII вида – подготовка детей к производительному труду. Кроме того, от состояния развития моторики в значительной мере зависит дальнейшее психическое развитие ребенка. А.Н.Леонтьев (1945) подчеркивает, что психика не просто «проявляется в движениях: в определенном понимании движения формируют психику». Уроки столярного дела дают возможность решать данную коррекционную задачу.Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями руки. Следует особо подчеркнуть, что развитие движения руки во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами. В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, двигательных трудовых навыков (развитие точности, ловкости, координации тонких движений рук).
В процессе трудовой деятельности активно участвует двигательная сфера. Поэтому нельзя недооценивать руку и двигательный анализатор, роль которого чрезвычайно важна. Большое значение развитию руки придавал русский физиолог И.П. Павлов. Он указывал, «что рука является тонким анализатором. Мыслительная деятельность во многом зависит от деятельности руки, от того, насколько богаты их кинестетические представления». Одной из особенностей обучения столярному делу на начальном этапе, является низкая самостоятельность в труде и ограниченная двигательная сфера трудовых навыков. А это значит, неумение самостоятельно ориентироваться в задании, неумение планировать выполнение своей работы, затруднение в выполнении однотипного задания. На всех этапах обучения обучающиеся показывают трудности в речевом общении, так как у них малый словарный запас активного словаря. Они затрудняются провести речевой анализ своего изделия, описать его сложные операции или указать существенные признаки. Мешает усвоению трудовых навыков и двигательная недостаточность, которая проявляется в неумении синхронно работать руками при работе с ручным инструментом и на станках.
Процесс развития ребёнка, в значительной степени - процесс развития движения. На уроках столярного дела обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление изделий требует от ребёнка ловких движений, а в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, появляется согласованность в работе глаза и руки, совершенствуется координация движений, точность в выполнении действий. В процессе обучения столярному делу образуется система специальных навыков и умений у обучающихся.
Для этого на уроках столярного дела учащиеся осваивают следующие двигательные трудовые навыки:
- навыки разметки (разметка путем сгибания бумаги по разным направлениям, нанесение разметочных линий с помощью специальных измерительных приспособлений на заготовку);- навыки обработки материала (пиление, строгание, шлифование, сверление, резание); - навыки соединения деталей (соединение с помощью гвоздей, саморезов, шурупов, клея); - навыки контроля (наложением, измерение «на глаз», измерение с помощью линейки, угольника и т.п.).Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся вначале с простыми и несложными орудийными навыками, затем со сравнительно более сложными орудийными. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные навыки. Следует подчеркнуть, что большинство навыков, которыми овладевают учащиеся, являются профессиональными, применяемые в дальнейшем на производстве. Поэтому учитель должен знать и уметь выполнять задания не на бытовом, а на профессиональном уровне, т.е. соблюдая все необходимые требования к орудию труда, его двигательной программе.
Основную трудность вызывает у учащихся овладение двигательной программой приема (рабочая поза, умение держать инструмент, движение правой руки с инструментом и положение левой руки с материалом). Для показа двигательных действий, учителю нужно: собрать детей вокруг себя, для показа правильности удержания инструмента, а затем выполнить самому прием. Прием учителем выполняется сначала в замедленном темпе, затем в нормальном. Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. В ряде случаев приходится прибегать к наглядным пособиям. После демонстрации двигательной программы приема учащиеся на своих рабочих местах упражняются в его выполнении. Вначале упражнения проводятся без материала. Повторив его несколько раз, ученики упражняются на бросовом материале. Учитель наблюдает за их действиями и, подметив типичные ошибки в позе, положении рук, рабочих движениях, останавливает работу, вновь показывает и комментирует правильное выполнение приема. Ошибочные действия показывать нецелесообразно, так как учащиеся еще не овладели приемом, и отличить правильные движения от ошибочных не могут. Единичные ошибки учитель исправляет индивидуально. Помощь может выражаться в активизации внимания, повторной устной инструкции, показе отдельного компонента приема. Иногда требует контролировать движения рук ученика в момент действия.Для достижения удовлетворительного результата трудовых усилий учащийся должен научиться следить за выполнением любого приема, главным образом за пространственным передвижением инструмента. Если в начале овладения приемом зрительный контроль имеет решающее значение, то затем к нему присоединяется и контроль мышечный.
При формировании двигательных трудовых приемов учитель также выделяет для наблюдений нескольких параметров:
-правильность выполнения двигательного приема (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий);
-понимание фронтального объяснения приема;
-реакцию на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместно с учителем выполнения приема);
-темп овладения приемом;
-прочность сформированного умения (изолированное выполнение приема, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки);
-качественный результат выполнения.
В ходе обучения следует наблюдать, как изменяется деятельность учеников при той или иной организации урока, отмечать, что помогает им выполнить задание, что остается непонятным. Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируя задания, учитель намечает путь и приемы работы с учениками.
В процессе обучения следует наблюдать, способствуют ли намеченные виды помощи формированию у школьников умственной деятельности и двигательных умений, вырабатывают ли самостоятельность, повышают ли работоспособность. Необходимо проследить, как дети применяют приобретенные знания и умения при изготовлении нового простого или сложного изделия, насколько адекватно заданию используют приобретенный опыт. При обучении швейному делу ребенок преодолевает трудности, связанные с развитием зрительной и двигательной координации, приобретает навык управления движением. Трудовая деятельность вызывает у ребенка значительное мышечное напряжение и лишь под влиянием большого количества повторений, он овладевает легкими и свободными движениями.
Важную информацию о состоянии трудовой деятельности учащихся дают учителю анализ готовых работ, сравнение полученных данных с наблюдением на уроке. Правильно выполненная работа свидетельствует о достаточно четко сформированном образе изделия и о точности контрольных операций. Ошибки в готовых работах могут быть вызваны рядом причин. Учитель может их установить, проанализировав деятельность ученика на уроке. Занятия столярным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер, воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус.
Кроме того, в процессе художественно – трудовой деятельности дети получают практические навыки, такие как умение работать инструментами и приспособлениями, фигурными трафаретами, получают опыт черчения, закрепляют знания о геометрических фигурах.
При изготовлении изделий развиваются:
-воображение,
-внимание,
-зрительная память,
-глазомер,
-чувство формы, ритма, восприятие, пространства, цвета.
Успешность в овладении умственно отсталыми учащимися моторными и практическими навыками обеспечивается определенными педагогическими условиями. К их числу относятся:
поэтапность формирования двигательных навыков у учащихся специальной коррекционной школы с переходом от подготовительных к тренировочным, а затем, к контрольным упражнениям. При этом начальным этапом обязательно должна быть предварительная общая ориентировка учащихся в основных компонентах объекта изображения и доведения до сознания учащихся значимости и цели данной работы;
аналитико-синтетический характер двигательной деятельности, включающий дифференцированное восприятие объекта изображения в целом и отдельных его компонентов, вычленение существенных признаков предмета (формы, пропорции), необходимые для их реального воспроизведения;
сочетание у учащихся двигательных представлений с их словесной характеристикой;
поэтапное формирование двигательных понятий о пространственных свойствах предметов: от понятий об основных направлений к понятиям о форме;
применение на уроках упражнений, способствующих отработке двигательных навыков, включенных в процесс ручного труда;
последовательное сокращение педагогической помощи, путем активизации самостоятельной работы учащихся в процессе создания основного изделия, с использованием ранее приобретенного опыта, что является одним из путей контроля сформированности того или иного навыка;
учет особенностей различных групп детей с нарушением интеллекта, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие. Даже приблизительное деление учащихся класса на несколько групп в соответствии их познавательными и двигательными возможностями может служить ряду практических целей;
применение принципа повторяемости на разных интеллектуальных уровнях, обеспечивающего закрепление навыка, регулирование деятельности учащихся, строгий индивидуальный подход к ним.
Отсюда можно сделать следующие выводы: в работе по развитию мелкой моторики задания подбираются с учётом их постепенно возрастающей сложности, учитываются индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности, настроение. Работа проводиться регулярно, систематически, соблюдая временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребёнка. Повышать у обучающихся интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру. Заботится о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к урокам и процесс обучения и развития формирует у обучающихся положительную мотивацию.