Доклад «Методы реализации развивающей направленности на уроках столярного дела
В настоящее время в кругу педагогической общественности широко обсуждаются вопросы, так или иначе касающиеся разработки, использования, внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, повышающих эффективность работы и учителя, и ученика. В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологиям обучения, таким как учебная игра, здоровьесберегающие технологии, информационные (компьютерные технологии) ну и конечно, дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. В своем выступлении я хочу остановиться на индивидуальном и дифференцированном подходе в обучении.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учёта которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Индивидуальный подход к учащимся – это система педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого ребенка условий обучения и воспитания. В коррекционной школе индивидуальный подход особенно важен в связи с большой неоднородностью умственно отсталых детей в плане способностей к обучению. Как и умственно полноценные дети, учащиеся коррекционной школы различаются темпераментом и характером, темпом работы и мотивацией к обучению. У них обнаруживается разная направленность личности (идеалы, устремления, интересы, профессиональная направленность). В то же время умственно отсталым школьникам присущи большие различия, обусловленные полиморфностью основного и сопутствующих дефектов, а также их глубиной. Все эти факторы действуют в разных сочетаниях и на общие и частные учебные способности умственно отсталых школьников влияют неодинаково.
Среди детей, направляемых в коррекционную школу с медицинским диагнозом «олигофрения в степени дебильности», есть учащиеся, которые не могут усвоить бoльшую часть школьных программ этого учебного заведения. Такие ученики обычно не овладевают профессиями квалифицированного труда и способны работать только на предприятиях, использующих труд инвалидов.
Основной контингент обучающихся школ VIII вида – это дети, которые могут быть подготовлены к квалифицированному труду по ряду несложных профессий.
Они способны усваивать материал учебных программ коррекционной школы, однако их учебные возможности при условии выделения указанной выше группы неуспевающих остаются в значительной мере неоднородными.
Непосредственно в учебном процессе оптимальные условия для каждого ребенка создаются с помощью методов и приёмов индивидуального подхода. В его содержании можно выделить две основные задачи – выявление индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и организация такого обучения, которое позволяет учащимся, с одной стороны, в максимальной степени проявить имеющиеся учебные возможности, с другой – развивать недостающие способности.
Трудность выявления индивидуально-типологических особенностей учащихся состоит в том, что учебная деятельность характеризуется множеством разных показателей (свойств), от уровня развития которых зависит её продуктивность.
Чтобы наблюдение выявило индивидуальные особенности, оно должно быть целенаправленным. Можно выделить три группы показателей, от которых усвоение знаний зависит прежде всего. К первой из них относятся свойства, отражающие процессы восприятия и понимания изучаемого материала. В процессе трудового воспитания обучающихся применяются следующие приемы и методы выработки устойчивого внимания – одного из важных факторов способствующих усвоению теоретического материла с целью применением его в практической деятельности. Так, при изучении темы «Строгание древесины накругло») акцентируем внимание учеников на том, что данный вид работы будет в чем-то повторять ранее выполненную работу, (строгание древесины одинарным рубанком), но в чем-то по характеру своего исполнения будет от неё и отличной. В целях лучшего восприятия и понимания изучаемого материала стремится к четкому его изложению на доступном пониманию учащихся языке в соответствии с их возрастными особенностями. Практические действия на первом этапе выполняются в замедленном темпе в сопровождение комментариев относительно приёмов труда и соблюдения правил безопасности. Затем та же работа выполняется в рабочем темпе, и в заключение – вновь в замедленном. Это даёт возможность ученикам проследить ход выполнения работ в разных рабочих ритмах. В одном случае они имеют возможность следить за ходом выполнения задания и фиксировать в памяти те или иные трудовые приёмы. В другом случае определяют для себя темп предстоящей работы. Выполняемый успевающим учеником третий показ убеждает обучающихся класса, что трудовая операция, которую им нужно осуществить, может быть выполнена без особого труда.
Ко второй группе вышеназванных показателей следует отнести знакомство обучающихся с элементами теории, связанными с практическим выполнением заданий. Знакомство такое происходит во время выполнения лабораторных работ, в процессе которых обучающиеся имеют возможность наблюдать за объектом испытаний и сопоставлять теоретические сведения и практические результаты. К третьей группе следует отнести все, что касается энергетического обеспечения познавательной деятельности. Недостатки восприятия и понимания изучаемого материала у отдельных обучающихся класса (учебной группы) объясняются низким интеллектуальным уровнем их развития, а также наличием у некоторых школьников серьезных речевых расстройств. Последние, кроме всего прочего, в той или иной мере нарушают понимание чужой речи. В состав учебно-трудовой группы обычно входят 2-3 обучающихся, которые значительно хуже других усваивают теоретический материал. Как правило, они отстают и на уроках общеобразовательных предметов. Однако в условиях индивидуального подхода такие учащиеся способны усваивать основную часть учебного материала программ коррекционной школы VIII вида. Во многих случаях, несмотря на встречающиеся в обучении трудности, они положительно относятся к урокам труда, и это их отношение отличается известной устойчивостью. В процессе практической работы в мастерской они не испытывают больших трудностей, так как обычно имеют возможность постоянно получать помощь от учителя и товарищей.
Главная трудность при обучении таких учащихся – приобщить их к знаниям теории, поскольку они не без напряжения понимают речь учителя и плохо воспринимают содержание наглядных пособий. Слабость восприятия речи объясняется бедностью словарного запаса учащихся и неразвитой способностью распознавать логико-грамматические структуры. Нарушение способности пространственного анализа и недостаточное овладение сенсорными эталонами (например, представлениями о геометрических формах) и создают трудности в восприятии наглядного материала. В результате материал, преподнесенный в устной форме, усваивается учащимся только частично, хотя они и стараются понять учителя. Низкий уровень понимания часто возникает в связи с незнанием учащимися, казалось бы, самых простых слов (например, «между», «напротив»), неумением вспомнить ранее изученный материал, с которым нужно связать новые сведения, неспособностью самостоятельно вычленять главное в объяснении. Чтобы сформировать познавательные навыки обучающихся, предлагают, например, карточки, на которых изображены предметы, лишь немного различающиеся деталями. Отличия этим обучающимся необходимо найти и сделать вывод о наблюдениях. Основное в работе с такими обучающимися заключается, в первую очередь, в более четком и продуманном использовании всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения на уроках в коррекционной школе. Нужно понимать, что допущенные методические ошибки отрицательно сказываются, прежде всего, на усвоении материала обучающимися с более низким уровнем интеллекта, поскольку особенные трудности для наших обучающихся представляет, как уже было сказано выше, освоение теоретических дисциплин. Во время урока дети изучают устройство, назначение и принцип действия оборудования, технологию обработки той или иной детали. Ребята с удовольствием сами составляют технологические карты на изготовление изделия, чертежи, проектируют конструктивные элементы изделия, прорабатывают дизайн, изучают техническую литературу. Они знают, что свои работы, знания полученные на теоретических уроках рано или поздно придётся применять на практике. Всё это способствует более качественному усвоению изучаемого материала. Более слабые ученики сначала не охотно включаются в работу, но потом когда они видят какой-то результат и у них проявляется интерес к уроку. Для учителя в это время важно направить учеников в нужное русло, организовать работу на уроке так, чтобы интерес у детей не пропал к выполняемому заданию. Качество образования детей с ОВЗ на уроках столярного дела зависит от правильного чередования заданий на уроках, самих уроков, форм и методов обучения.
Во время практических занятий для повышения качества обучения так же применяется дифференцированный подход в обучении, который заключается в разно уровневых заданиях, в индивидуальном подходе в обучении. Для адаптации учеников с ОВЗ в социуме на уроках столярного дела учим их работать в коллективе. Для этого часто используем групповую форму обучения, делим класс на группы (звенья) или весь класс (бригада) выполняет одно задание. Группы формируем по принципу:
- сильный плюс слабый ученик. Здесь более сильный ученик является стержнем коллектива, он берет на себя основную инициативу, распределяет обязанности. Слабый ученик работая в группе со своим товарищем раскрепощается, у него появляется интерес, проявляется инициатива. Роль учителя в данной ситуации – это текущее инструктирование по ходу работы, оказание не обходимой помощи. Контроль за соблюдением правил техники безопасности.
- психологическая совместимость учащихся. В ходе обучения наблюдаем за учениками класса, кто с кем общается, общие интересы, склад характера, темперамент и на основе этого формирую группу. Как правило такие дети сами стараются по возможности работать вместе. И в группе самопроизвольно определяется лидер, который руководит работой. Роль учителя – это направление учащихся в нужное русло.
При работе в составе бригады, где весь класс задействован в изготовлении изделия, дети как правило сами распределяют свои обязанности исходя из своих физических и психологических возможностей. Как правило, работая в группе, всем детям находится посильная работа, что способствует проявлению интереса к работе. Развитию самостоятельности и повышению качества обучения.
Средством для создания положительной мотивации могут в этом случае послужить эффективное внушение и другие аналогичные приёмы. Проводя работу с отстающими в познавательном отношении обучающимися, организуем её таким образом, чтобы она была достаточно действенной и в тоже время не наносила ущерба обучению успевающим школьникам. Выше отмечалось, что к отстающим учащимся могут быть обращены отдельные моменты объяснения (вопросы, замечания учителя). В ряде случаев учитель уделяет таким учащимся несколько минут после фронтального объяснения, когда основная группа готовится и приступает к практической работе. В это время учитель задает вопросы отстающим, проводит дополнительное разъяснение. Это возможно в случаях, когда выполнение практических операций достаточно усвоено основной группой учащихся на предыдущих занятиях.
Помощь отстающим школьникам в познавательной деятельности может оказываться и во время текущего инструктажа, если усваиваемые знания связаны с практической работой.
На усвоение знаний отстающими большое влияние оказывает оценка результатов их познавательной деятельности со стороны учителя. Оценка должна стимулировать усвоение знаний, в этом и состоят её главное назначение. Продуктивно такое оценочное суждение учителя, в котором отмечаются успехи учащегося. Однако, подчеркивая успехи, нельзя умалчивать и о недостатках, хотя делать это необходимо так, чтобы не вызывать у учащегося угнетенного состояния. Даже в случае полного незнания целесообразно обнадежить ученика, что на другой вопрос он ответит лучше. Одной из характерных ошибок преподавания является установка учителя на определенный образ ученика. Так, решив в начале обучения, что данный учащийся относится к «слабым», учитель не меняет этого суждения, хотя отдельные учебные способности учащегося со временем развиваются, и успеваемость его может быть лучше, чем вначале, при первом его знакомстве с учителем. Важно заметить этот прогресс и соответствующим образом изменить организацию обучения такого учащегося (дать ему возможность быть более самостоятельным, усложнить его учебные задания и т.п.). Выявление индивидуальных недостатков, учет динамики развития каждого обучающегося и организация дифференцированного подхода в обучении в коррекционной школе по справедливости могут быть расценены как задачи особой важности.
Доклад
по теме: «Методы реализации развивающей направленности на уроках столярного дела
( на примере индивидуального и дифференцированного подхода в обучении )»
Подготовил: Куттер А.В.
учитель профессионально-трудового обучения.
2014 г.