Формативное оценивание в обучении как средство развития познавательной активности школьников


ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Шакирова Балькуль Букаевна
ГУ «Досовская основная школа»
КАЗАХСТАН
Аннотация
Бағалауның мағынасы білімдік жүйесінің дамуында бірегей, сонымен бағалау мектеп білімінің деңгейінде ең жақсы көрсеткіші, оқыту мәселелердің диагностиканың индикаторы және қарсы байланыста жүзеге асуының тәсілі болып табылады. Бағалауның мәселесі кең аспектті. Сондай мәселелі аспекттер, мысалы, оқушылардың бағалы критерийдің біртұтас жүйесінің құруы, бағаның субъективтігі, мұғалімдердің және оқушылардың баға қойылуына мен алуына жеке-типті ерекшелігінің ықпалы, формативтік бағалау жолымен енгізіп шешіліп жатыр.
The value of evaluation in the development of the educational system is unique, as it is the estimation of the most obvious indicator of the level of school education, an indicator of diagnosing problems and learning tool for the implementation of feedback.Estimation problem is well-pronged. And such problematic issues as the creation of a unified system of evaluation criteria, knowledge and skills of students, subjectivity marks the influence of individual typological characteristics of teachers and students for placing and receiving the mark is achieved through the introduction of formative assessment.
Значение оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи. Проблема оценивания является широкоаспектной. И такие проблемные аспекты, как создание единой системы оценочных критериев ЗУН учащихся, субъективность отметок, влияние индивидуально – типологических особенностей учителей и учащихся на выставление и получение отметки, решаются путём внедрения формативного оценивания.
Современное общество характеризуется высокой степенью динамичности, информационной насыщенности (порой даже перенасыщенностью), глобализацией. Школа не может не реагировать на те изменения, которые происходят в обществе, и не менять свои ориентиры. Можно смело утверждать, что единственная определенная вещь в сегодняшнем мире - постоянное изменение, к нему нужно приспосабливаться. Изменение - это трудное испытание, тем более что невозможно заранее предсказать, с чем могут столкнуться наши ученики в ближайшем будущем, мы не можем знать все
наперед. Поэтому школа должна стремиться научить учеников адаптироваться к изменениям, а не бороться с ними, создавать для них ситуации, в которых они
учатся справляться с быстро меняющимся миром. Они должны сами нести ответственность за приобретение своих знаний. Учение на протяжении всей жизни не может более рассматриваться как теоретический постулат, а должно стать реальностью, причем приоритетной для каждого. Как показывает мировой опыт, национальное тестирование, которое сейчас проходит у нас в Казахстане в форме ЕНТ, является необходимым и естественным элементом объективной системы контроля и оценки качества обучения. С этим фактом трудно не соглашаться. Но также невозможно отрицать и другое: его появление существенно меняет жизнь образовательного учреждения, затрагивает практически каждого учителя и ученика. Драматичной ситуация становится тогда, когда результаты ЕНТ начинают понимать как основное мерило качества работы школы. В этом случае ЕНТ становится вызовом, на который приходится отвечать. Хотелось бы, чтобы ответ был более осмысленным и продуктивным, чем упорное натаскивание на тесты. А каким еще он может быть? Например, таким, как формирование внутренней – убедительной и прозрачной – системы оценивания учебных достижений и прогресса учеников.
«Совершенно очевидно, – говорит Барбер, – что учителю нужно регулярно оценивать учеников, чтобы следить за их прогрессом и определять дальнейшие шаги в усвоении учебного материала. Учителя должны быть достаточно опытными, чтобы создавать и использовать свои собственные формы контроля, но им нужно иметь в своем распоряжении широкий спектр оценочных средств, основанных на стандартах, устанавливаемых национальной школьной программой»
Только в том случае, когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества. Одним из таких механизмов является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. После прохождения курсов повышения квалификации в ЦПМ г. Костаная открыла для себя формативное оценивание. Формативное оценивание - для «определения успешности и индивидуальных особенностей усвоения учащимися материала», «выработки рекомендаций», «своевременной корректировки обучения», фокусирует внимание на достижениях и прогрессе учащегося [1,стр. 25) Данная форма оценивания не получила широкого распространения у нас в Казахстане.
Первые попытки применения мною на практике формативного оценивания показали, что технология реально стоящая и весьма эффективная. Наша Досовская школа уже год работает над темой «Формативное оценивание в обучении как средство развития познавательной активности обучающихся». Оценивание интегрировано в учебный процесс нашей школы, ему принадлежит главная роль в коррекции и управлении учебным процессом, т.к. оно определяется учебными целями и, в свою очередь, влияет на их постановку, выполняя функцию регулятора учебного процесса. Составляющие формативного оценивания:
Обеспечение учителем эффективной обратной связи учащимся.
Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу
Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.[ 2 ]
Мы выделили главную функцию оценивания - получение обратной связи, то есть соотнесение реальных результатов с ожидаемыми. Обратная связь очень значима для педагогов, т.к. позволяет нам выявить особенности учебного процесса, внести необходимые поправки, определить, как выполняется то или иное учебное действие.
Мы считаем необходимым требованием объективность оценки. Эффективность работы учителя и всей школы напрямую зависит от того, насколько подходы, механизмы и формы оценивания соответствуют тем целям, которые школа ставит перед собой.
Безусловно, оценивание необходимо нам для регистрации успехов учащихся, как в режиме текущего оценивания, так и на выходе из школы. Не упускаем из виду и стимулирующую, мотивационную роли оценки.
В свете современных установок оценивание основано на «реальных» продуктах, то есть имеющих возможное практическое применение; на деятельности; ориентировано на процесс и продукт; четко соотносится со стандартами, гибкое; определяет возможности и потребности учащихся. Наш педагогический коллектив использует критериальный подход к оцениванию, который позволяет привлекать к этому процессу самого ученика, то есть проводить самооценивание, являющееся важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, мобилизовывать внутренние ресурсы на решение поставленной задачи, лучше понимать себя. Основные методы, которые используем при проведении оценивания:
-систематическое наблюдение действий и поведения ученика;
-компьютеризированное оценивание;
-исследование особых педагогических случаев;
-проект,
-концептуальные карты учащихся, демонстрирующие их ключевые характеристики;
-рефлексивный журнал учителя (резюме, качественные оценки, размышления о природе образовательных успехов и неудач);
-метод КЯ (кто я?) – саморефлексия учащегося;
-метод определения ценностей ученика.;
-портофолио….
Огромное значение мы придаём типам заданий, которые используем для проведения оценивания. Наиболее часто используются учителями тесты и проекты. Принципиальным отличием является то, что конкретные тестовые задания не известны учащемуся заранее, в определенном смысле в тесте всегда есть «сюрприз». Самым главным является то, что тест выполняется в классе в режиме строго контроля и лимита времени. Сами тестовые задания подбираем различного формата - с множественными вариантами ответов, с вопросами открытого типа, задания на интерпретацию данных, мини эссе и т.д. Тесты используем как для диагностического, формативного так и для суммативного оценивания. Проекты и минипроекты - всегда самостоятельная деятельность учащегося по созданию чего-либо. В этом случае формативное оценивание и суммативное оценивание становятся логически связанными: формативно оценивается работа учащегося на стадии выполнения работы и подготовки ее к презентации, в качестве суммативной оценки - оценивание конечного результата работы. В современных образовательных технологиях задания приобретают особое значение и они являются отправной точкой для построения учебного процесса. Новые знания и навыки становятся средствами выполнения этого задания. В подобной ситуации учащийся приобретает их не через насилие, а через потребность. Разработать такое задание не просто. Мы исходим из того, что оно должно быть:
интересным (основываться на реальных ситуациях, которые могут волновать учащихся или опирающихся на их природную любознательность);
встроенным в контекст изучаемого материала;
основывающимся на имеющихся знаниях;
требующим привлечения новых знаний;
актуализирующим и развивающим общеучебные навыки;
четким и понятным учащимся с прозрачной системой оценивания, известной учащимся заранее.
Еще одной активно разрабатываемой в школе формой оценивания является портфолио (Портфель работ). Портфолио является формой и технологией сбора, организации и анализа результатов учебной деятельности. Он демонстрирует прогресс учащегося во времени и способствует развитию рефлексии т.е. учит учащихся размышлять над своим прогрессом, лучше осознавать и цели обучения, формирует самооценку. [ 3, стр. 181-184]
Портфолио не существует без рефлексии и не является просто процессом сбора работ учащихся. Портфолио собирается совместными усилиями учащихся и учителя. Единицами сбора являются: тесты, контрольные работы, проекты, творческие работы, эссе, сочинения, дневники прогресса, сертификаты, листы самооценки, проверочные листы ,экран уровня развития основных умений и навыков по предмету. Портфолио отражает слабые и сильные стороны деятельности обучающихся, отражает динамику становления умении" и навыков, учит размышлять над свои прогрессом.
Современные образовательные технологии базируются на представлениях, что каждый человек обладает индивидуальными особенностями, в том числе и механизмами мыслительной деятельности. Работая в технике "объяснения материала" мы, учителя, можем выступить в качестве источника информации, доходчиво и артистично объяснить учащемуся, какие логические построения он использовал при решении той или иной задачи, однако, не можем объяснить, как "додумались", "сообразили", что нужно использовать именно такую логику. Одним словом, можно объяснить готовый алгоритм, но "научить" самому вырабатывать алгоритмы невозможно. Механизмы мышления и творчества носят индивидуальный интуитивный характер, часто неосознанный. Мы используем один из способов развития этих механизмов - тренировку (создание для учащегося ситуации, когда необходимо задействовать его природные механизмы), то есть технику развивающего обучения. Необходимым условием при этом является активная роль учащегося в учебном процессе, субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, учитель становится помощником в учении. Второе существенное средство развития мышления и творчества учащегося - осознание им некоторых индивидуальных особенностей подобной деятельности - осуществляем через рефлексию и самооценивание. Особое внимание нужно уделяем такому виду оценивания, как самооценка. По определению Н.В. Клёновой и Л.Н. Буйловой самооценка – «это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний» [4, с. 21]. При этом также формируется субъект-субъектный характер взаимодействия учитель - ученик. При самооценивании процесс, результат и собственный вклад оценивается субъектом, Я-сообщениями: "Оглядываясь назад, я понимаю, что мог бы сделать лучше..."; "Мне лучше удалось планирование... чем..., потому что..."; "Во время этой работы мне пришло в голову, что...".
Самооценивание носит не фактический, а описательный характер, играет роль катализатора развития, при котором ученик ищет свой путь с помощью учителя. При этом ученик оценивает, взвешивает свои качества ученика с помощью самонаблюдения и взаимодействия с другими, самостоятельность учащегося, как ученика, увеличивается, потому что он может влиять на свою учебную деятельность. Поэтому учащимся необходимо быть активными участниками и процесса оценивания своих образовательных результатов, для того чтобы научиться оценивать самих себя и, таким образом, лучше понимать, что им необходимо для того, чтобы улучшить свои результаты. Блэк и Уильям (1998) отмечают, что ученик является завершающим пользователем информации, полученной в результате оценивания. При самооценивании учащийся, отвечая на вопрос: "Как я изменился'?" - может исследовать собственные чувства, а не только фактические данные. При этом создаются такие условия активного взаимодействия педагога и ребенка, в результате которого происходит развитие и саморазвитие как того, так и другого. Формирование способности к самооценке «влияет на эффективность социальной адаптации личности, является регулятором поведения и взаимоотношения человека с окружающими, сказывается на отношении к успехам и неудачам» [5, с. 93-97.].
Самооценивание ориентировано не на результат, а на процесс учения, на его качество. Необходимо отметить, что смена ориентиров в функциях учителя, с одной стороны, как бы "снижает" его роль, но с другой стороны, снимает мощный стресс необходимости быть всегда "выше" ученика, знать ответы на всевозможные ученические вопросы, быть высшим судьей при оценивании и нести единоличную ответственность за его успехи. Самооценивание требует много времени и взаимодействия учителя с учеником, отношения "равных" сточки зрения их общечеловеческой ценности. Огромная ценность такого характера взаимодействия с учеником заключается также в том, что учитель и ученик могут расти вместе, меняться, когда это необходимо, уважать мнения друг друга, даже если они не совпадают. Самооценивание - довольно сложный вид деятельности, поэтому учащимся следует помогать, давая направляющие вопросы. Это особенно актуально в нашей школе, так как самоанализ и рефлексия входят в традиции нашей школы. Их следует развивать, сохраняя чувство меры и опасаясь их формализации. Самооценка – нетрадиционная форма оценивания.
Вопросы учащимся по самооценке:
Что больше всего мне понравилось на уроке?
Что мне не понравилось?
Что нового взял для себя?
Что порекомендовал бы учителю?
При подготовке к уроку я столкнулся со следующими трудностями……
Думаю, что можно улучшить результаты, если …
При выполнении заданий по всему пройденному материалу я научился…..
Думаю, что моя деятельность на данном уроке может быть оценена на …
Также применяем взаимооценивание. Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
Основные средства формативного оценивания:
листок оценивания, дневник самооценивания (для регистрации прогресса ученика), реферат (для идентификации некоторых элементов достижения учеников); гибридный тест нового поколения (с комбинированными или усложненными по форме и структуре заданиями, неструктурные или специфичные темы, которые раскрывают определенные компетентности как синтез знаний, способностей и прикладного характера деятельности) и т. д.; научные формы, праксиологические и социально-образовательные средства оценивания.
Процесс организации оценивания представляет собой последовательность следующих этапов:
-определение задач и планирование форм и порядка взаимодействия,
- содержательная и организационная подготовка,
-проведение,
-использование и интерпретация результатов,
- обсуждение и размышление о дальнейшем планировании измерений.
Педагогический коллектив внедряет формативное оценивание
- для улучшения успехов тех, кого оцениваем;
- для улучшения механизмов оценивания;
- для улучшения методов, средств и стратегий оценивания;
- для изучения успехов и прогресса;
- для корректировки результатов;
- для формирования навыков самооценки;|
- для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной стратегии;
- для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших действий.
- для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении и оцениКакие изменения произошли в учителях и в учениках за прошедший год?Учителя разрабатывают планы уроков с учётом формативного оценивания; обратная связь стала осуществляться продуктивно; процесс преподавания стал эффективнее.
Изменения, которые произошли в учениках:• заинтересованность учащихся в оценивании: сам себя оценить или одноклассника;• эффективность обратной связи;• оценка учащихся себя и друг друга стала более объективной;• оценивание повлияло на мотивацию и самооценку учеников.В целях сотрудничества с семьёй в школе проводится определённая работа
по оперативной, объективной информированности родителей по результатам обучения учащихся. Изменилось представление родителей о школьной отметке (кроме самой отметки наших родителей стало интересовать критерии и аргументация её выставления). На основании этой информации каждый родитель имеет возможность
ознакомиться с результатами обучения своего ребенка по предметам, знать его место в общей системе рейтинга знаний в классе, место класса в школе, сравнить с результатами прошлого года или четверти. Результаты обучения учащихся освещаются на стендах школы: таблица результатов обучения; проблемы школьной жизни;
Доска Почета.
Все эти действия делают результаты обучения гласными, реальными, действующими, привлекательными, как для родителей, так и для учащихся, учителей, стимулирует учащихся к получению знаний, развивает интерес к процессу обучения.
В этом учебном году педагогический коллектив работает над внедрением критериального оценивания.
Конечная цель такого оценивания должна дать ответ школе на вопрос: «Как дальше улучшить свою деятельность?» Именно школа с соответствующей содержанию системой оценивания может обеспечить сложный процесс развития тех навыков, благодаря которым общество в целом и каждый человек в отдельности смогут лучшим образом существовать в настоящем и создавать для себя достойное будущее.
Список литературы:
1. Рамочный национальный куррикулум среднего общего образования КР, стр. 25)
2. П. Блэк и Д. Уильям  «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» 1998.
3. Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. - №1. - С. 181-195.
4. Кленова, Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей [Текст] / Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова // Дополнительное образование. 2005. - №1 - С.18-24.
5. Пронина, Л.Н. Рекомендации по организации внутришкольного контроля (мониторинга, диагностирования) [Текст] / Л.Н Пронина // Завуч. 2001. - №6. - С. 93-97.