Статья Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении учащихся
Хамитова Р.К., школа-гимназия №32,
учитель русского языка и литературы,
город Астана.
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении учащихся.
«Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна прежде всего
узнать его тоже во всех отношениях».
К.Д.Ушинский Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ученика.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Чтобы перейти к дифференцированному обучению каждый учитель должен решить ряд проблем:
- Выяснить причины, по которым хронически отстающий ученик оказался в данном классе; определить действительный уровень его знаний; продумать и настойчиво осуществлять индивидуальный план обучения.
- Всеми силами стремиться к единой цели: все дети обязательно должны достичь определенного программного уровня подготовки, чтобы получить возможность продолжить образование или квалифицированно трудиться.
- Суметь заинтересовать ученика предметом.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Эта работа состоит из нескольких этапов:
Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических, и психологических, и личностных.
Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления;
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3) составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приемы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объема и сложности задания.
4) постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен.
У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся, которых условно можно разделить на 3 группы.
Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Как педагогу – практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся?
Как «подать» материал, чтобы одаренные не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов.
Дифференциация предполагает:
- открытость содержания образования,
- разнообразие учебного материала, форм и приемов учебно- воспитательной работы,
- вариативность индивидуальных и коллективных методов.
Главным методическим принципом дифференциации обучения считаю четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.
Примеры, в которых прослеживается сочетание этих форм на различных уроках:
Фрагмент урока №1
Фронтальная работа: класс выполняет общее для всех задание.
Индивидуальная работа: учитель в это время помогает слабому ученику, не мешая остальным, или предлагает карточку-подсказку. Своевременная помощь слабому ученику в процессе восприятия нового материала ведет к тому, что уже на первых порах изучения новой темы такой ученик усваивает необходимый минимум знаний и дальше движется вместе со всем классом.
Сильным ученикам могут быть предложены индивидуальные задания с повышенным уровнем сложности.
Групповая работа: 2-3ученика, закончивших самостоятельную работу, могут осуществлять взаимопроверку знаний. Это является одним из видов поощрения.
Фрагмент урока №2
Фронтальная работа: класс под руководством учителя анализирует задание, а затем самостоятельно решает по вариантам аналогичное.
Групповая работа: взаимопроверка выполненной работы.
Индивидуальная работа: комментирование учащимися способов выполнения задания. Причем комментировать может как сильный, так и слабый ученик.
Фрагмент урока №3
Класс разделен на группы по 5-6 человек. В каждой группе есть сильные и слабые ученики. Сильный ученик – консультант, он помогает группе разобрать задание. После группового выполнения работы каждый ученик получает индивидуальное задание, составленное и решенное консультантом и проверенное учителем заранее. Таким образом, консультант может сразу проверить карточку-задание и разобрать допущенные ошибки. Иногда консультант проводит сначала устный опрос по теме. Консультант имеет право выставлять оценки ребятам своей группы.
При такой организации работы слабые дети не чувствуют себя ущемленными, они в меру своих возможностей участвуют в процессе обучения. Сильные ученики составляют до урока предварительные задания для группы разного уровня сложности и во время урока у них нет времени для «отдыха».
Содержание учебных заданий можно дифференцировать:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объему.
Дифференциация домашних заданий.
Наиболее эффективны следующие способы:
- по уровню подготовленности – отдельным учащимся даются задания, соответствующие их уровню.
- по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное.- по выбору – учащиеся сами выбирают, какие из предложенных заданий они смогут выполнить.