Перспективное тематическое планирование по развитию речи в средней группе для детей с нарушениями зрения


Образовательная область « Речевое развитие»
Цель: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Задачи:
1. Развитие речи. Развитие свободного общения взрослого и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
3. Практическое овладение воспитанниками нормы речи.
4. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
5. Воспитания желания и умения слушать художественное произведения, следить за развитием действия.
Содержание психолого – педагогической работы.
Развитие речи.
Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказывать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать в речи названия предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия ( там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый-грязный, светло-темно).
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные, и т.п.)
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах( лисята – лисят; медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! И т.п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао) Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Перспективное тематическое планирование
Развитие речи.
№ Тема Программное содержание Время проведения
1 – 2 недели
сентября Мониторинг
уровня развития воспитанников 1. Звуковая культура речи
Звуки: с и сьПознакомить с артикуляцией звука с. Упражнять в правильном, отчетливом произнесении: в слогах, словах, во фразовой речи. сентябрь
2. Обучению рассказыванию «Наша неваляшка». Формировать умение, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
сентябрь
3. Чтение стихотворения
И.Бунина «Листопад». Составление рассказа
о кукле. Учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. октябрь
4. Чтение сказки К.Чуковского «Телефон» Познакомить детей со сказкой. Поупраж-нять в инсценировании отрывков из произведения. октябрь
5. Звуковая культура речи
Звуки: з и зьУпражнять в произношении изолирован-ного звука з (в слогах, словах, во фразовой речи). Учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь октябрь
6. Заучивание русской народной песенки
«Тень-тень-потетень» Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. октябрь
7. Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек. Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определен-ному плану (по подражанию педагогу) октябрь
8. Чтение сказки
«Три поросенка». Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С.Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. ноябрь
9. Звуковая культура речи
Звук: ц Упражнять в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, словах, во фразовой речи). Учить произносить звук ц твердо. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, о на его звучание. ноябрь
10. Рассказывание по картине
«Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени. Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии. ноябрь
11. Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?» Закрепить умение составлять последовательный рассказ об игрушке.
Упражнять в умении образовывать слова по аналогии. ноябрь
12. Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М.Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. декабрь
13. Чтение и заучивание стихотворений о зиме Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. декабрь
14. Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине. декабрь
15. Звуковая культура речи
Звук: ш Познакомить с артикуляцией звука ш. Учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш. декабрь
16. Новогодний утренник Доставить детям радость от встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой. Закрепить в речи слова знакомых песен и стихов. декабрь
17. Чтение детям русской народной сказки «Зимовье». Познакомить со сказкой «Зимовье»
(в обр. И.Соколова-Микитова). Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. январь
18. Звуковая культура речи
Звук: жУпражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподра - жательных словах); в умении
определять слова со звуком ж январь
19. Обучению рассказыванию по картине «Таня не боится мороза». Формировать умение рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; придумывать название картины. январь
20. Мини-викторина по сказкам К.Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе». Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К.Чуковского.
Познакомить со сказкой «Федорино горе». февраль
21. Звуковая культура речи
Звук: чПознакомить с артикуляцией звука ч. Упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей. февраль
22. Составление рассказов по картине Учить детей рассматривать и описывать картину в определенной последователь-ности. Продолжать учить придумывать название картине. февраль
23. Урок вежливости Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не скучал. Развивать связную речь. февраль
24. Готовимся встречать весну и Международный женский день 8 Марта. Познакомить детей со стихотворением А.Плещеева «Весна». Упражнять в умении поздравлять мам с праздником.
март
25. Звуковая культура речи (ЗКР).
Звуки: щ - ч Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч. март
26. Русские сказки (мини – викторина).
Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». март
27. Составление рассказов по картине. Учить детей составлять рассказ по картине, придерживаясь определенной последовательности. март
28. Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост». Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара. апрель
29. Звуковая культура речи
Звуки: л, ль Познакомить с артикуляцией звуков л, ль. Упражнять детей в четком произнесении звука л (изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль. апрель
30.. Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками. Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление. апрель
31 Заучивание стихотворе-ний (на выбор). Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. апрель
32. Чтение любимых стихотворений. Заучива-ние стихотворения «Я знаю, что надо придумать Познакомить детей с артикуляцией звука р. Упражнять в четком и правильном произнесении звука р (изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи). апрель
33. День Победы Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение
Т. Белозерова «Праздник Победы» май
34. Звуковая культура речи
Звуки: р, рь. Познакомить детей с артикуляцией звука р. Упражнять в четком и правиль-ном произнесении звука р (изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи). май
3 – 4 недели Мониторинг
уровня развития воспитанников май