Информация для сайта школы Как определить готов ли ваш ребёнок к началу школьной жизни?

Как определить, готов ли ребенок к началу школьной жизни.
Многие родители начинают подготовку детей к школе чуть ли не с младенчества, понимая под этим в первую очередь обучение чтению, письму, счету, азам иностранных языков. При этом куда более существенные моменты подготовки остаются за бортом их внимания.
О том, какими качествами должен обладать будущий первоклассник, чтобы его адаптация к школьной жизни протекала максимально безболезненно, и как развить эти качества, рассказывает психолог.
Деточка созрела?
К 1 сентября ребенку еще не исполнилось 7 лет и вы не до конца уверены, что он дорос до статуса первоклассника? Чтобы определить его готовность к школьной жизни, посмотрите, как дается ему соблюдение режима. Если малыш легко встает и засыпает, играет или смотрит мультики в течение отведенного времени, а потом спокойно прерывает это занятие и берется за другое, то в школе ему будет несложно.
Хорошо, если ребенок к походу в школу уже выговаривает все звуки. Это существенно в плане адаптации – у других будет меньше поводов его дразнить. Еще это важно для обучения письму: дети, не выговаривающие все звуки или неправильно употребляющие слова, будут допускать множество ошибок в письменных работах. Присмотритесь и к тому, умеет ли  ребенок концентрироваться на каком-то деле, например, как долго он может не отвлекаться, слушая, как ему читают.
Не на последнем месте и физическое развитие. Если ребенок недостаточно здоров или отстает по росту от сверстников, не спешите отдавать его в школу.
В семье конфликт, нестабильность в отношениях? Если есть возможность, со школой лучше обождать. Дайте ребенку время залечить душевные раны, нанесенные сложной семейной ситуацией.
Учимся быть учеником
Сегодня распространено мнение, что ребенок может общаться со взрослыми запросто, как с равными. Малыша, воспитанного в таком ключе, в школе поджидают трудности: ведь с учителем нельзя вести себя с привычной свободой. Поэтому ребенка надо научить принимать на себя роль ученика, понимающего дистанцию между собой и учителем, требования которого надо безоговорочно выполнять. На то, чтобы выстроить такие отношения, у детей уходит немало сил. Нужно, чтобы ребенок умел подчиняться правилам и действовать по инструкции. На первых порах это основа школьного успеха.
Бывает, учитель говорит: «Сядьте, откройте учебники, достаньте тетради, возьмите ручки» – а ребенок не способен выполнить эти простые действия последовательно и целиком, потому что у него недостаточно развито внимание и кратковременная память. Чтобы их развить, давайте малышу обыденные домашние поручения, расписывая их пошагово, и внимательно смотрите, сколько пунктов вашей инструкции ребенок способен запомнить. Если мало, то, скорее всего, задание не соответствует возможностям малыша. Тогда разбейте поручение на несколько частей, сделайте его проще.
Эффективен и игровой подход. На прогулке, в очереди, в транспорте заводите с ребенком игры, для которых требуется внимательность и умение запоминать правила. Не старайтесь всегда выигрывать – дайте малышу ощутить вкус победы или даже поймать вас на ошибке. Это повысит его самооценку.
Один из многих
Дома малыш – центр мира, а в школе – один из многих. Для некоторых детей это становится серьезным испытанием. Чтобы ребенку было комфортно в коллективе, начните с самого раннего возраста учить его обращать внимание на чувства, желания и интересы других людей. Пусть понимает, что к окружающим надо подстраиваться, заботиться о них. Если даже очень умный и развитый ребенок, придя в класс, будет держаться высокомерным эгоцентристом, он обречен стать среди сверстников изгоем.
Адаптация к обучению в коллективе – процесс не быстрый. В лучшем случае – если ребенок здоров, умственно развит и по возрасту соответствует основной массе одноклассников – привыкание займет около 2 месяцев. Обычно же адаптация затягивается на полгода.
Мамы и папы могут помочь сократить этот срок. Завяжите знакомство с родителями одноклассников ребенка, подружитесь с ними – и дети станут ближе друг к другу, им будет проще вписываться в новое общество.
«Сам-то знаешь, чего хочешь?»
Очень важна степень эмоционального развития будущего первоклашки. Может он описать словами свое настроение? Способен определить, почему ему грустно, чего он боится, из-за чего волнуется? Умеет понимать эмоциональное состояние собеседника по выражению лица? Это способствует развитию речи, позволяет хорошо ладить с людьми и подразумевает некий, пусть минимальный, уровень владения собой.
Эмпатию, или сочувствие к окружающим, нужно развивать у самых маленьких – иначе дети рискуют превратиться в «сухарей», с которыми никто не захочет общаться. Не смейтесь над ребенком, когда он плачет над грустной сказкой или раненой птичкой. Лучше подтолкните к тому, чтобы он приучался выражать свои чувства в словах, а не только в слезах.
Нагрузки и разгрузка
У многих детей, некогда стоявших на учете у невропатолога и считавшихся вылеченными, с началом школьной жизни былые проблемы обозначаются вновь. Это связано с массой новых трудностей. Необходимость долго спокойно сидеть становится нелегким физическим испытанием. То, что в детей запихивают много знаний, заставляют запоминать уйму новых слов, создает серьезную интеллектуальную нагрузку. Постоянное пребывание в коллективе – нагрузка социальная. Особенно устают от обширного общения в начале школьной жизни интровертные дети. Случается, чтобы отгородиться от среды, они могут залезть под парту
Если такое случается, не пугайтесь, не думайте, будто с малышом что-то не так. Своими страхами вы только увеличите тревожность ребенка. Помогайте сыну или дочери своим спокойствием и оптимизмом.
Если у первоклашки что-то не складывается в школе, если учителя недовольны его поведением и прилежанием, не ругайте ребенка, не выговаривайте ему. Мама и папа не  должны превращаться в еще одну учительницу. Ребенку необходимы ваше сочувствие и поддержка, а не оценка его личности. Прерогативу оценивать оставьте учителям, ваше дело – любить ребенка и помогать ему.
P.S.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться.

На заметку
Тест для детей и родителей
Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.
1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
5. Интересно, как выглядит классная комната.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Каникулы – это самое лучшее в школьной жизни.
8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.
9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – первоклассники.
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.
Если утвердительных ответов больше получено по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если ответов «да» больше во второй половине, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.

 




15