Ознакомление со стандартами зарубежных стран и их особенности их применения.


Ознакомление со стандартами зарубежных стран и их особенности их применения.
В последние двадцать лет одной из главных тенденций развития образования в мире является повышение его качества. В связи с этим конец ХХ века ознаменовался выдвижением на первый план проблемы содержания образования и создания образовательных стандартов В централизованных государствах, таких как Франция, Италия, Япония, Китай, бывший СССР, стандарты существовали всегда в виде государственных учебных планов и программ, обязательных для всей страны. В последнее десятилетие создается новое поколение учебных программ или стандартов, которые имеют несколько иной состав, структуру и форму. Главным образом движение за создание и внедрение образовательных стандартов развивается в децентрализованных государствах, которые ранее не имели государственных требования к содержанию образования. зарубежных стран достигнуты большие успехи в составлении предметных стандартов. Можно выделить два подхода к их разработке:
1) Разделение содержания образования по отдельному предмету по вертикальным уровням (Великобритания, Австралия).
Предполагается, что учащиеся получают определенную свободу, передвигаясь по вертикали; при этом не выдвигается требование(лишь рекомендация) достичь определенного уровня в определенном возрасте или на определенном году обучения. Такой подход дает некоторую свободу учащимся, однако не позволяет им отклонений в ту или иную сторону по горизонтали, например углубления или расширения содержания образования. Исходной точкой является существующая структура образования; стандарты составляются для каждого класса или ступени обучения (США). Разработка стандартов для каждого года обучения дает возможность учителям, учащимся и их родителям лучше
представлять требования к учащимся; составление их для ступеней обучения дает учащимся больше свободы передвигаться по вертикали классов (лет обучения) в пределах своей ступени, позволяя, например, отстать в каком либо предмете, а затем через ка
кое -то время догнать остальных. При этом допускаются различия по горизонтали, т.е. на одной ступень на одной ступени обучения — по глубине или широте изучаемого материала
Для российских педагогов могут представить интерес некоторые черты зарубежных стандартов:
— Структура стандарта, заключающаяся в разделении их на две части: стандарт содержания, сформулированный в виде целей (задач) обучения для достижения определенных знаний и умений по окончании того или иного класса или ступени обучения, и стандарт достижений, или требования к достижениям, подготовке учащихся в том или ином классе, на определенной ступени или уровне обучения.— Дифференциация содержания образования на обязательные предметы и предметы, обязательные по выбору (стандарт учебного плана). Возможная дифференциация предметного стандарта по уровням (общий и повышенный уровни) с целью учета склонностей и возможностей учащихся (стандарт учебной программы). Предоставление учащимся права выбора содержания образования: выбора предметов, тем и глубины их изучения.